Вертолет Ка-92 на МВЛ. Перспективы проекта.
Тема: Вертолет Ка-92 на МВЛ. Перспективы проекта.
Газета "Красная звезда" от 8.10.2008
Статья "Камовский ренессанс"
Интервью Юрия Авдеева с Сергеем Михеевым. Цитата:
- Крупнейшая в США вертолетостроительная корпорация Sikorsky активно работает над реализацией проекта Х2. Как в ОКБ «Камов» обстоят дела с аналогичной темой - Ка-92?
- В рамках ОАО «Вертолеты России» сформирована группа, которая прорабатывает организационные вопросы по Ка-92. Буквально каждую неделю проводятся совещания, расширяется круг участников данного прорывного проекта. К работе по проекту привлекаются различные научно-исследовательские институты. Данное направление будет носить государственный характер. Новое прорывное инновационное направление послужит развитию двигателестроения для вертолетов, а также загрузит работой исследовательские лаборатории отрасли.
На данном этапе проводится изучение и анализ рынка, идет определение модельного ряда продукции. Конечно же, нам необходимо знать и пожелания военных, их видение перспектив использования таких аппаратов. Можно делать машину разной пассажировместимости и грузоподъемности. Именно рыночная ниша и определит приоритеты в дальнейшей работе. При всей имеющейся новизне проекта установлены жесткие сроки, и мы их выдержим.
В создании машины запланированы к использованию новейшие достижения аэродинамики соосных винтов и современные технологии. Ка-92 будет иметь дальность полета 1.400 км, максимальную скорость 500 км/час. При использовании существующих базовых аэродромов машина расширит транспортные возможности в труднодоступных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Более детально говорить по данной теме пока рано. Уже получен негативный результат, когда в прессе прошли, скажем так, необъективные сообщения о состоянии дел по данной тематике. В результате российские изобретатели и рационализаторы просто завалили «Вертолеты России» проектами и предложениями, как следует делать данную или подобную машину. В помощи со стороны фирмы «Камов» и «Миль» не нуждаются.
Для российского вертолетостроения поставленная новым временем задача не представляет особой трудности, необходимый научно-технический, конструкторский и производственный потенциал мы имеем. А фирма «Камов» обладает самым богатым в мире опытом по созданию летательных аппаратов с использованием соосной схемы винтов.
____________________________________________________________________________________________________ ____________________
Очень понравилось: "Уже получен негативный результат, когда в прессе прошли, скажем так, необъективные сообщения о состоянии дел по данной тематике. В результате российские изобретатели и рационализаторы просто завалили «Вертолеты России» проектами и предложениями, как следует делать данную или подобную машину."
:))) Думаю, что после публикации статьи о Ка-92 в "Популярной механике", ОКБ завалили "пожеланиями", :))) что Сергей Викторович даже говорить о вертолете не желает. :)))
Напоминает известное - сам не ам, но и вам не дам! К Госпрограмме не подпущу, умнее нас все равно никого не найдете! А ведь могли хотя бы из вежливости сказать- спасибо за поддержку, хорошие идеи проработаем!
Ув. Виктору
Да, может и на самом деле "умнее их никого нет", если говорить о соосной схеме НВ. Но, как-то странно... звучит "они нас достали" :), а ещё смешней, что я вот вроде как собираю всю информацию по этому проекту (публикации) и ничего обидного сказанно не было (исключение маленькая критическая заметка в "Вертолетной индустрии"), не было и каких либо подробностей о вертолете и уж тем паче "необъективных сообщений" о состоянии дел по Ка-92. Странно, что же так возмутило уважаемого Генерального? Реакция общественности (и профессиональной и любителей)? Ну так и сам Михеев и Шибитов, представляя модели Ка-92 и Ми-Х1 на майской выставке, говорили что это своего рода концепты, аналогичные подобным на автосалонах, которые в первую очередь призваны "возбудить" потенциального потребителя и выяснить его интерес. Ну и? Чего хотели? Возбудили! :))) Радоваться нужно а не пинять на нелепые предложения народных изобретателей и рационализаторов. :)
Я вот ,что подумал; А неплохо бы на Ка-92 установить на толкающий винт(ну который соосный)реверс ,как у большинства самолётов,ведь если скорость под 500 кч/ч то при подълёте к площадке надо загасить и здесь бы пригодился реверс,так-же он не помешал бы и в горах и над морской поверхностью ,где часто бывают низ ходящие и вверх ходящие воздушные потоки которые часто тащат Л\А в непотребное место,а это была-бы немалая поддержка ,но это я опять-же на"МЫЛО",вё это нужно и просчетать и проверить на практике!!Хотелось бы узнать у Вас мнение о этой идее
Ув. Владимиру Журавскому
Ну, Вы правы говоря про "мыло". :) Вообще-то реверсивные винты - практика. Сейчас, наверное сложно найти коммерческий турбовинтовой самолет без реверса винта(ов).
Использование реверса для управления в полете - что-то новое. :) Хотя, может на спортивных самолетах и балуются, не знаю. :)
Думаю, что для гашения скорости в полете реверс на Ка-92 использоваться не будет - масса проблем, да и собственно незачем это. Сама по себе соосная схема имеет много плюсов при полетах в приводмых Вами условиях. Одно лищь то, что соосники имееют очень высокое ограничение по боковому ветру (до 25 м/с и это не предел) и без всяких фокусов гарантирует машине отличные погодные качества, свидетельствует об этом.
Меня заставляет задуматься другое... Может мне показалось, но отмечаю, что при упоминании Ка-92 С.В.Михеевым, в последнее время, пропало словосочитание "жесткие лопасти", а говоря о максимальной скорости звучит "до 500 км.", хотя ранее всегда подчеркивалось именно это (лопасти и скорость более 500) одни из главных инноваций проекта. Что это? Просто нежелание повторяться или... Могу лишь предположить, что камовцы могут вообще отказаться от жестких лопастей - дело весьма хлопотное, хоть и сулящее не мало плюсов. Если так, то и скорость будет заметно меньше, т.е. максималка около 500 а крейсерская около 400. А это уже многое меняет.
Ну не думаю,чтоб Михеев отказался от жестких лопастей ,не в его характере,он всегда старался брать самое передовое а авиастроении,а тут очевидно,если от этого отказаться ,то быть на 2-3 ролях или вообще впролёте!!
Ув. Владимиру Журавскому
Не знаю, не знаю... Конечно ув.С.Михеев последний из "мамонтов" советского авиастроения, и ему не с руки так легко отказываться от своих слов. Но, сроки! Ему лучше всех известны и понятны сроки создания Ка-92, какие ресурсы для этого требуются и объем исследовательских работ, и это всё на существующей базе (кажровой, ресурсной). Так что изменения вроде замены жестких лопастей на "обычные" ради скорейшего запуска проекта - вполне могут быть. Вот только революционного тогда в Ка-92 будет не больше чем в SSJ. :( Очень надеюсь, что я ошибаюсь!!!
В мартовском номере "Вертолетной индустрии" обсуждая перспективы скоростных вертолетов и конкретно наши возможности, авторитетный эксперт Николай Сбитнев, высказывает интересное мнение. Мол, даже ввиду отсутствия у нас НТЗ по этой теме (т.к. последнии 15 лет работ в этом направлении не вели ЦАГИ и ЛИИ), в принципе мы способны создасть подобный аппарат. Но. Делать его с крейсерской скоростью порядка 450-500 км. не стоит, потому как вовремя мы с НИМ все равно не успеем выйти на рынок, а опоздать на него значит его потерять... И серьезно предлагает подумать о аппарате с Х-крылом (типа большие крейсерские - до 800 км).
В корне с ним не согласен. Да, мы можем опоздать в соревновании с "Сикорским". Но лишь в легком и полусреднем весе! Т.е. если с самого начала мы сделаем ставку на средний и тяжелый классы машин - возможен паритет и выгодный раздел рынков. Тем паче американцы пока анонсируют лишь три машины и все до 7 тонн.
Да американцы по жестким винтам впереди они ещё вроде-бы на RAH-66 (команч) пробовали,но почему-то угрохов уйму денег всё-же отказались от него ,значит не всё так просто с этим ,а уж соосный жесткий ЗДЕСЬ НЕМАЛО "КОПИЙ" поломают!
Неужто сошли с мёртвой точки?
"...Запуск в серийное производство боевого вертолета «Ка-52» «Аллигатор» — важнейшее событие для авиазавода «Прогресс». Последний вертолет из его цехов вышел 8 лет назад, и практически все эти годы предприятие стояло без работы. «Ка-52» — это модернизированная версия своего предшественника, знаменитого вертолета «Ка-50» «Черная акула»..."
http://news.mail.ru/politics/2130375/
Владимиру Журавскому
Кто спорит, жеткие лопасти винтов - самая главная задача, теребующая нетривиального решения! Но еще раз напомню, что "Камов" 40 лет тому назад уже выходил на крейсерские скорости в 350 км. на своем уникальном Ка-22, и это без жестких лопастей. Но компоновка самой скоростной лопасти была опробована успешно. Ну и не стоит забывать, что Sikorsky Х2 уже летает на испытаниях! Так что повод для надежды у нас есть. :)
andrey_che
Года два назад, были такие же бравурные марши по запуску серийного производства Ка-50 на "Прогрессе". К этому еще и якобы крупносерийное производство Ми-34 (который в советские времена создавался под Закарпатский завод)... И где всё это??? Сейчас говорится, что 30 бортов Ка-52 до 2012 года... Хорошо конечно - чучше чем ничего, но особого повода для радости я не вижу. Видал по НатГео фильм из цикла "Мегазаводы" о производстве Апача, так вот в год - 50 бортов!
С уважением,
Укинский
Проблемы начинаються когда конец лопасти (окружная скорость конца лопасти) выходит на сверх звуковую скорость,если эту проблему как-то решить,то возможно и не жестская лопасть,...но как это сделать??
ну а что делать, нам остается только ждать и надеяться что Ка-92 будет лучше, дешевле и начнет летать быстрее, выше и лучше чем ЫЫО.
Только бы ЫЫО бабки не хавало предназначеные на другие прэкты.
Ув. Владимир Журавский
Проблема выхода законцовок лопастей на М существует и сейчас (из этого стреловидность законцовок). Но, для Ка-92 это не важно, т.к. сам НВ на крейсерском полете не будет создавать тяги (вектора), для этого и существет толкатель. Т.е. скорость вращения роторов НВ будет минимальна (как у автожиров) а сами лопасти будут иметь оптимальный угол атаки для создания максимальной подьемной силы в режиме поступательного полета аппарата. Теоретически это достаточно легко решаемо. Вопрос в другом - компромис характеристик ротора на крейсерском режиме и на "вертолетном", когда поступательные скорости малы или равны нулю а так же требуется возможность маневра как у классического вертолета. А еще и управляемость этой системы. Кроме того сами жествие лопасти создают весьма большие нагрузки на втулку в любом режиме полета. О возможном флаттере и говорить нечего.
Ув. Владимиру Иванчину
:))) Ну, летать "выше, быстрее и лучше" ЫЫО Ка-92 не будет никогда! :))) А вот то что он должен нам обойтись дешевле - да, по логике это возможно. Но мы-то понимаем что верхней планки бюджета тут нет... Причем зависит это не столько от стоимости самих НИОКР и пр., сколько от жадности чинуш! :(
Ну и про оттяг бабок... ЫЫО и Ка-92 финансируюся из разных источников: у ЫЫО это ОАК, а у Ка-92 это "Оборонпром".
Что-то мой уважаемый коллега Владимир Трошин пропал куда-то... И поговорить стало не с кем. :(
"Камов" новостей нам не дает, видать оттрубились по случаю юбилея Фирмы и всё - в норку. :)