Ил-96-400Т3 с двигателями Трент 500/1500 - специально для ВВС Индии и экспорта.
Тема: Ил-96-400Т3 с двигателями Трент 500/1500 - специально для ВВС Индии и экспорта.
Ил-96-400Т3 с двигателями Трент 500/1500 - специально для ВВС Индии и экспорта.
NEW DELHI — India has withdrawn the tender for a much-awaited contract for the purchase of six multi-role tanker transport (MRTT) aircraft with Airbus Defence and Space, worth more than $1 billion, on grounds of the planes’ high operational cost.
This is the second MRTT aircraft global tender to be cancelled by the ministry of defense since 2006.
"We have [recently] cancelled the MRTT deal with Airbus because platforms are too expensive and not economically viable to operate", said an MoD official who declined to be identified.
"We have examined this deal very carefully and the [budgetary] approval has been rejected thrice by the Indian finance ministry," the MoD official said.
"This is indeed a setback to us, as we want the MRTT aircraft desperately, and a fresh [global] procurement will take at least five more years", said a senior air force official said who requested anonymity.
The A330 MRTT came out on top of a Russian offering twice in the technical evaluation and, according to the air service, would have proven comparatively economical to operate over its lifespan.
Airbus Defence and Space executives here were unavailable for comments.
Another MoD official said the ruling National Democratic Alliance (NDA) government intends to bring transparency and avoid controversy in all [defense] procurements.
DEFENSE NEWS
India Awards $1 Billion Contract to Boeing for Four P-8I Aircraft
The defense ministry selected the Airbus A330 platforms over the Russian Ilyushin IL-78 aircraft in July 2012 to be operated by the Indian air force for the next 25 years.
The air branch wants modern MRTT aircraft very badly to increase the range of the current fleet of Sukhoi SU-30MKI multirole fighters.
In response to a July 2010 global tender, only Airbus Defence and Space and Ilyushin Design Bureau of Russia qualified the bids, as Antonov Design Bureau of Ukraine was technically rejected and Boeing and Lockheed
Martin did not participate in the bids.
Currently the air force operates six obsolete IL-78 tanker aircraft bought from Uzbekistan over two decades ago.
"The Indian government has struggled to make purchases through the open tender mechanism and is increasingly relying on the government-to-government route to meet the needs of the armed forces," independent defense analyst Nitin Mehta said.
"The Airbus A330 MRTT acquisition is a case in point where twice the bidder was technically selected, declared lowest bidder (L-1), and each time the government has withdrawn in the process," Mehta added.
Существует и глобальная тенденция обновления парка устаревших и ненадежных заправщиков. Основными игроками на этом рынке являются «Эрбас дифенс энд спейс», «Боинг» и «Ильюшин» с самолетами A330 MRTT, KC-46A и Ил-78/478 соответственно. Шансы на кусок пирога с этого стола имеют также компания «Израиль аэроспейс индастриз» (Israel Aerospace Industries – IAI) со своим конвертированным самолетом «Боинг-767» и такие провайдеры, как «Омега эйр» (Omega Air) или «Эйртанкер» (AirTanker), которые для обеспечения существующих потребностей предлагают услуги, а не платформы.
К настоящему времени уже выполнены заказы на поставки 48 современных самолетов-заправщиков: 14 – Великобритании, 12 – Франции, 6 – Саудовской Аравии, 6 – Сингапуру, 5 – Австралии, 3 – Объединенным Арабским Эмиратам и 2 – Катару. Заказ на поставку 6 самолетов Индии – в стадии исполнения. При этом безусловным лидером в мировой гонке по продажам танкеров является «Эрбас дифенс энд спейс» с A330 MRTT.
Изначально ВВС США также продемонстрировали свое предпочтение A330 MRTT, когда в 2008 году объявили этот самолет победителем тендера KC-X стоимостью три миллиарда долларов, в котором «Боинг» с KC-767 оказался проигравшим. Однако после подачи «Боингом» в 2011-м переработанного предложения решение было изменено. Это не помешало последующему завоеванию мирового рынка европейской платформой, а возможно, даже и сыграло в пользу «Эрбаса».
MRTT создан на базе пассажирского A330-200, который широко распространен на глобальном рынке: авиакомпаниям по всему миру поставлено 900 таких лайнеров и в портфеле заказов производителя находится еще 300 единиц. На сегодня A330 MRTT стал эталоном, по которому судят об остальных стратегических самолетах-заправщиках или транспортниках.
Внутренний запас топлива A330 MRTT составляет 111 тонн (в крыльевых баках и хвостовой части). Как отмечают некоторые эксперты, этого вполне достаточно, чтобы не устанавливать дополнительные топливные баки. В действительности в грузовом отсеке пассажирского A330-200 можно разместить нагрузку большей массы, чем в транспортном А400М.
Британские ВВС, получившие на сегодня 10 из 14 заказанных A300-200 MRTT, являются, несомненно, крупнейшим оператором этого топливозаправщика. В королевских военно-воздушных силах он эксплуатируется под тремя обозначениями: C.l «Вояджер» (Voyager) – в варианте транспортного средства снабжения, KC.2 – заправщик с двумя точками заправки и транспортное средство снабжения, KC.3 – заправщик с тремя точками заправки и транспортное средство снабжения. A300-200 MRTT не только перевозит больше топлива, чем его предшественник VC10 (70–80 тонн), но и имеет меньший расход (4–6 т/ч по сравнению с 7 т/ч для VC10), что обеспечивает проведение операций на более дальнем расстоянии, чем это было возможно ранее. И хотя «Тристар» перевозит больше топлива (130 тонн), основная часть его подпольного грузового пространства занята дополнительными баками, а более высокий расход топлива (8 т/ч) означает, что он имеет меньшую дальность действия, чем «Вояджер» (хотя «Тристар» может быть дозаправлен в воздухе, тогда как «Вояджер» не обеспечен такой возможностью).
В ходе недавнего визита к месту постоянного расположения «Вояджера» на авиабазе «Бриз-Нортон» (графство Оксфордшир) командующий 10-й эскадрильей ВВС Великобритании Джейми Осборн рассказал о том, какое влияние оказывают усовершенствованные характеристики самолета на проведение операций: «Мы можем переместить четыре истребителя «Тайфун» прямиком из Великобритании на восточное побережье Соединенных Штатов, остаться там на ночь, а затем преодолеть весь путь до места проведения учений «Рэд флэг» в Неваде за один прием. Применяя заправщики VC10, «Тайфуны» сначала перемещаются на Азорские острова и там остаются на ночь, затем передислоцируются на восточное побережье США, где проводят еще одну ночь. Следующую ночь самолеты проводят в центральной части США и только потом попадают на учения. Такие четыре ночи характерны для всех типов заправщиков по сравнению с двумя, которые обеспечивает «Вояджер». Если перевести эти расчеты на восточное направление, получается, что самолеты ВВС достигают Ближнего Востока в течение 24 часов. Ранее необходимо было перемещаться через Кипр, где истребители могли передохнуть, а эта страна проявляла беспокойство в отношении проведения военной операции британскими войсками».
По данным «Эрбас дифенс энд спейс», коэффициент готовности самолетов «Вояджер» составляет 99 процентов, а показатели успешного выполнения полетного задания – 90 процентов для дозаправки в воздухе и 99 процентов для транспортных миссий.
Хотя на британских «Вояджерах» установлено оборудование только для дозаправки методом «шланг-конус», в штатной комплектации A330-200 MRTT может оснащаться заправочной штангой ARBS (aerial refuelling boom systems). Пакет модернизации A330-200 MRTT, который компания «Эрбас дифенс энд спейс» представила в 2014 году по запросу австралийских ВВС, будет включать усовершенствование системы ARBS в направлении повышения контроля и точности работы оператора штанги.
В модернизированной версии MRTT ряд структурных и системных усовершенствований как базового коммерческого авиалайнера, так и военной техники. Помимо улучшенной штанги (под обозначением «Апгрейд-3») самолет получит аэродинамические и конструкционные усовершенствования, а также обновленный бортовой компьютер. Рассматривается возможность оснащения заправщика новым двигателем, который разрабатывается для коммерческих бортов.
Работы по созданию опытного образца модернизированного самолета начнутся в октябре, первый полет запланирован на конец июля 2016-го. Начиная с 2017 года всем новым заказчикам будет предлагаться усовершенствованная версия A330 MRTT. При этом текущие операторы топливозаправщика получат возможность модернизировать имеющиеся у них в парке ранние версии. По данным «Эрбаса», первым усовершенствованный A330 MRTT получит Сингапур.
С точки зрения мирового экспортного рынка, главным конкурентом A330 MRTT, несомненно, является KC-46A «Пегас», разрабатываемый компанией для ВВС США. Потерпев неудачу в попытке получить контракт по программе KC-X с самолетом KC-767 в 2008 году, «Боинг» пересмотрел свою стратегию и подал обновленное предложение, которое обеспечило ему контракт.
Созданный на базе удлиненного пассажирского лайнера «Боинг-767-200ER», заправщик KC-46A в реальности представляет собой сочетание грузового самолета «767-2C» и кабины экипажа «767-400» с широкоформатными дисплеями компании «Рокуэлл Коллинз» (Rockwell Collins), разработанными для «Боинга-787».
Подобно A330 MRTT, заправщик KC-46 управляется минимальным экипажем из трех человек, включающим пилота, второго пилота и оператора системы дозаправки. KC-46A несколько меньше своего европейского конкурента. Его длина – 50,5 метра, тогда как у самолета «Эрбаса» – 59 метров, а размах крыла – 47,6 и 60 метра соответственно. KC-46A способен перевозить 96 тонн топлива, тогда как А330 MRTT – 111 тонн. Следует также отметить, что подобно «Тристар» основная часть подпольного грузового пространства KC-46A занята дополнительными баками, в то время как на A330-200 топливо размещается в основных баках в крыле, хвосте и киле.
Согласно имеющимся данным разбег самолета «767-200ER» с двигателем PW4062 и максимальной взлетной массой составляет 2439 метров, а у A330 MRTT – 2620 метров. Однако ни одна из двух компаний – ни «Эрбас», ни «Боинг» – не опубликовала требований в отношении дистанции прерванного разбега своих платформ, что делает точное сравнение необходимой для них взлетно-посадочной полосы (ВПП) достаточно сложным.
Поскольку обе платформы имеют максимальную скорость, близкую к числу М=0,9, а дальности их действия составляют 12 200 и 14 800 километров для KC-46A и A330-200 MRTT соответственно, это означает, что по своим характеристикам новые американский и европейский самолеты-заправщики будут близки к коммерческим авиалайнерам.
Хотя большая часть характеристик говорит о превосходстве A330-200 MRTT над KC-46A, «Боинг» подчеркивает: отличие задачи, выполняемой его моделью, от той, которую способен решить основной конкурент, будет состоять в том, что его танкер сможет разворачиваться ближе к полю боя, чтобы эффективнее поддерживать зарубежные операции ВВС США. Имея это в виду, KC-46A обеспечен бронированными кабиной экипажа, салоном и топливными баками, защитой от электромагнитного импульса, а также от ядерного, биологического и химического воздействия. Кроме того, будучи по габаритам близким к КС-135, заправщик КС-46А сможет пользоваться большей частью существующей инфраструктуры ВВС США, в частности ангарами и объектами технического обслуживания.
К настоящему моменту «Боинг» завершил производство первого из четырех опытных самолетов на своем авиазаводе в Эверетте недалеко от Сиэтла (штат Вашингтон) и осуществляет сборку трех других.
В эксплуатации у авиакомпаний по всему миру на сегодня находится примерно по тысяче коммерческих авиалайнеров, на базе которых созданы A330 MRTT и KC-46A, и военные операторы обеих платформ должны быть в состоянии выйти на тот же впечатляющий уровень экономичности, который продемонстрировали гражданские пользователи. В этом отношении преимущество KC-46A состоит в объемной программе производства (179 самолетов) и в том, что потенциальные операторы будут иметь возможность использовать масштабную инфраструктуру ВВС США.
С точки зрения новых стратегических самолетов-заправщиков еще одним реальным предложением будет российский Ил-478. Он отличается от A330 MRTT и KC-46A тем, что создан на базе транспортной платформы – нового самолета Ил-76МД-90А, также известного под названием Ил-476, а не на базе авиалайнера.
Программа разработки Ил-478 на данный момент еще только разворачивается. ВВС России планируют приобрести 31 самолет-заправщик, который способен перевозить 91 тонну топлива в основных баках и 36 – в дополнительных в грузовом отсеке, обеспечивая таким образом передачу дозаправляемым платформам в общей сложности 127 тонн топлива. Крейсерская скорость нового российского танкера соответствует числу М=0,6, что существенно ниже в сравнении с A330 MRTT и KC-46A. При этом максимальная дальность 9700 километров обеспечивает преодоление аналогичного расстояния. Заявленная длина разбега Ил-478 при взлете составляет 1540 метров, что существенно меньше, чем у обоих западных конкурентов. Но как уже указывалось, без опубликования дистанции, необходимой для прерывания взлета, невозможно сравнить длины ВПП.
Авиадвигатели российского производства, как известно, не отличаются высокой экономичностью. Проблемой для потенциальных эксплуатантов Ил-478 могут в перспективе стать техническое обеспечение платформ и логистическая поддержка. В этой связи стоимость Ил-478 – 105 миллионов долларов – хоть и является привлекательным элементом в сравнении со 170 миллионами A330 MRTT и KC-46A, однако издержки на обеспечение всего жизненного цикла и поддержки российского самолета в эксплуатации могут быть за 20–40 лет гораздо выше.
Исходя из даты создания КС-135 можно назвать старой машиной, но по налету она по-прежнему остается относительно молодой. Заправщик рассчитан на 60 тысяч летных часов, но самый старый самолет ВВС США только к настоящему моменту выработал половину этого ресурса. А если учесть, что КС-135 планируется оставить на вооружении ВВС США примерно до 2040 года, потенциальные операторы этого самолета могут рассчитывать на обширную сеть техподдержки в течение многих лет, что обеспечит им снижение эксплуатационных расходов при одновременном повышении возможностей.
Базовые тактико-технические характеристики (ТТХ) КС-135 таковы: длина разбега при максимальной взлетной массе – 2759 метров (требуемая длина ВПП для безопасного прерывания взлета – 3259 м), дальность – 8000 километров, крейсерская скорость M=0,7, запас топлива – 90 тонн. Хотя все эти данные выглядят благоприятными в сравнении с ТТХ современных конкурентов, двигатель CFM56-2, установленный на КС-135, устарел. Он не отвечает нынешним требованиям по расходу топлива и стандартам надежности.
Если заказчик выберет предложение «Боинга», все, за что ему придется заплатить, – это возвращение самолету летного состояния и последующая техподдержка. В условиях жесткой налогово-бюджетной политики такой вариант становится очень заманчивым. Следует, однако, отметить, что спустя три года после уведомления о предложении заявок на него не поступало, а поскольку «Боинг» сейчас реализует сложную программу KC-46A, сомнительно, что он потратит много усилий и финансовых средств на продвижение этой инициативы.
Еще одно предложение на рынке, предусматривающее поставку подержанного изделия, включает многоцелевой заправщик/транспортный самолет «Боинг-767-300» ММТТ (Multi-Mission Tanker Transport), продвигаемый израильской компанией IAI. Это проект подразделения «Бедек» (Bedek) компании IAI, которое имеет 45-летний опыт конвертации авиалайнеров в топливозаправщики. Первая такая работа была выполнена в 1969 году и предусматривала поставку ВВС Израиля самолетов-заправщиков КС-97. Совсем недавно IAI передала один конвертированный «767-200» Колумбии и заключила контракт с Бразилией на конвертацию двух «767-300» с опционом на третий самолет.
Заправщик ММТТ, созданный на базе той же платформы «Боинг-767», что и KC-46A, имеет аналогичные с ним характеристики по взлетной дистанции (2740 м), массе перевозимого топлива (91 т в основном и дополнительных подпольных баках), крейсерской скорости (М=0,7) и дальности (9000 или 5556 км при максимальной коммерческой нагрузке).
Проблема, однако, состоит в том, что он не оснащен перспективной авионикой и системами целевого назначения, а также защитой, которыми оборудован KC-46A.
Как заявил старший вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса «Бедека» Джек Габер, хотя «Боинг-767-300» ММТТ не настолько сложная система, как современные аналоги, его закупочная стоимость составляет лишь часть от их цены – около четверти от A330 MRTT или KC-46A. Это не единственное преимущество более старого конкурента. По словам Габера, в случае с «Боинг-767-300» ММТТ не подтверждается общеизвестный факт, что обслуживание в эксплуатации более старых версий дороже, чем перспективных платформ.
«Стоимость жизнеобеспечения не оправдывает приобретение новых самолетов, – отметил вице-президент «Бедека». – Есть период в начале срока эксплуатации самолета, когда двигатели могут оставаться более длительное время на крыле без капитального ремонта. Но в течение примерно 20-летнего срока службы нет никакой разницы. Некоторые потенциальные клиенты думают, что 20-летний самолет слишком стар, но это не так. Надежность 60 конвертированных самолетов «Боинг-767-200» и «Боинг-767-300», которые сейчас эксплуатируются, в том числе в грузовом варианте, исключительна – до 99 процентов в некоторых случаях».
Помимо предложений о закупке конвертированных самолетов IAI также рассматривает возможность выполнения заказов, не предусматривающих приобретения машин клиентами. «Потребность в танкерах существует, но многие страны не могут себе этого позволить, – сказал представитель израильской компании. – A330 MRTT и КС-46 являются очень дорогими и предназначены для богатых стран. Зачем покупать новый самолет, когда вы можете получить конвертированное изделие намного дешевле? Мы обдумываем новую методологию дозаправки в воздухе, чтобы заказчик мог приобретать услугу, когда ему это необходимо. Соучастники могли бы иметь доли в стоимости воздушного судна и в услуге по дозаправке в воздухе». До настоящего времени, однако, эти планы не продвинулись далее концептуального этапа.
Безусловно, идея обеспечения возможности воздушной дозаправки без закупки самолетов-топливозаправщиков не нова. Одним из наиболее авторитетных операторов в этой области является компания «Омега эйр», которая оказывает услуги по дозаправке в воздухе ВМС и корпусу морской пехоты США с 2000 года. Парк самолетов «Омега эйр», управляемый бывшими военными летчиками и операторами воздушной дозаправки, включает один KDC-10 (модифицированный DC-10-40) и три KC-707 (модифицированный «Боинг-707-320»), оборудованных системами «шланг-конус».
В интервью еженедельнику «Джейнс» в середине 2014 года директор компании Улик МакЭвадди объяснил преимущества услуг по топливозаправке, выполняемых по контракту, в сравнении с дозаправкой, обеспечиваемой приобретенными новыми самолетами.
Прежде всего это вопрос стоимости: как проинформировал МакЭвадди, при тарифе примерно 15 тысяч долларов в час услуга «Омега эйр» обходится в пять раз дешевле в сравнении с топливозаправкой, осуществляемой самолетом, находящимся на вооружении. Вместе с тем он особо подчеркнул, что эта «дешевизна» обеспечивается не за счет меньшей эффективности, отметив, что на счету его компании свыше 13 тысяч часов топливозаправки в воздухе.
Несмотря на это, МакЭвадди понимает, что некоторые страны все же предпочитают покупать самолеты и работать самостоятельно. Но когда дело касается принимающего топливо самолета, сравнение провайдерских услуг и закупок не играет большой роли, потому что «истребитель не волнует, кто заливает топливо, главное, чтобы он его получил. У нас коэффициент готовности составляет 99 процентов – это лучше, чем могут обеспечить военные», отметил он.
Еще один известный провайдер на этом рынке – компания «Эйртанкер» (AirTanker). Она стремится расширить деятельность за пределы своей частной финансовой инициативы PFI (private finance initiative), обеспечиваемой на протяжении 30-летнего периода, в попытке осуществлять услуги по дозаправке в воздухе от лица Министерства обороны Великобритании. «Эйртанкер» и «Омега эйр» рассматривают возможность обеспечения перспективных европейских требований совместными усилиями.
Проблема Европы состоит в том, что из сорока самолетов-заправщиков двенадцати различных типов в ее объединенном авиапарке более 40 процентов уже утратили допуск на полеты. А поскольку стратегические приоритеты Соединенных Штатов смещаются в направлении далекого Азиатско-Тихоокеанского региона, европейские страны больше не смогут полагаться на обширные топливозаправочные ресурсы американских ВВС, как это было ранее.
Даже при поддержке ВВС США страны Старого Света в настоящее время с трудом удовлетворяют свои требования в области самолетов-заправщиков. Европейское оборонное агентство EDA (European Defence Agency) способствует развитию объединенных возможностей в области топливозаправки, тогда как НАТО уже реализует аналогичную программу SAC (NATO Strategic Airlift Capability). В ней принимают участие 10 стран – членов Североатлантического альянса, а также Финляндия и Швеция и эксплуатируются стратегические транспортные самолеты С-17 «Глоубмастер-3» (Globemaster III) с авиабазы «Папа» в Венгрии.
Эти перспективные европейские требования получили название многофункциональный самолет-заправщик/транспортный самолет MRTT (Multi-Role Tanker Transport), хотя представители EDA сообщили «Джейнс», что сходство с названием A330-200 MRTT является случайным совпадением и не предполагает каких-либо предубеждений по отношению к конкретной платформе или решению.
В ноябре 2013 года агентство EDA объявило о начале программы испытаний KC-767 итальянских ВВС, реализуемой на авиабазе «Десимоманну» на острове Сардиния. А 19 декабря 2014-го было объявлено, что Нидерланды, Польша и Норвегия (без Бельгии, которая ранее участвовала в соглашении, заключенном этим пулом стран) приняли решение начать переговоры с «Эрбас дифенс энд спейс» о приобретении парка самолетов A330 MRTT и привлекать к этой инициативе другие страны, пока не начались фактические закупки. Помимо предусматриваемых агентством EDA объединенных возможностей Европы в области дозаправки в воздухе существуют национальные требования отдельных стран, для обеспечения которых объявлены (или будут объявлены в ближайшее время) тендеры.
В их числе Алжир, который, как сообщается, уже провел оценку A330 MRTT и выразил заинтересованность в приобретении KC-46A в качестве возможной замены шести своих топливозаправщиков Ил-78.
Аргентина, которая планировала приобрести дополнительное количество КС-135 для удовлетворения своих требований в области топливозаправки, теперь, как выяснилось, намерена в этой роли применять тактический транспортный самолет KC-390 компании «Эмбраер» (Embraer).
Естественно, планирует заменить свои старые самолеты-заправщики A310 (CC-150) «Поларис» (Polaris) Канада. В качестве основного претендента аналитики называют A330 MRTT. Однако KC-46A также остается в числе возможного участника потенциального тендера.
Для Республики Чили, планирующей рассмотреть вопрос о замене своих трех недавно модернизированных, но все же бывших ранее в употреблении КС-135, в качестве наиболее подходящего варианта прогнозируется исходя из финансовых соображений «Боинг-767-300» компании IAI.
Египет рассматривает возможность дополнительной закупки КС-135, но с течением времени растет вероятность того, что он все же проведет открытый конкурс между A330 MRTT и KC-46A.
Для Израиля, планирующего заменить парк KC-707, наиболее подходящими решениями называют KC-135, KC-46A или «Боинг-767-300», главным образом по политическим причинам, хотя вариант A330 MRTT тоже не исключается.
Республика Перу, которая в настоящее время не располагает возможностями в области дозаправки, по имеющимся данным, выразила заинтересованность в самолетах A330 MRTT, хотя и «Боинг-767-300» компании IAI также хорошо подойдет для этого случая, считают аналитики.
Польша подписала соглашение EDA по объединенным возможностям Европы в области топливозаправки и поэтому не занимается отдельно национальными требованиями. На случай, если Варшава все же решится развивать эту тему, она продемонстрировала интерес к KC-46А. В то же время A330 MRTT также называется потенциальным соперником для обеспечения польских потребностей.
Турция, в настоящее время эксплуатирующая семь устаревших КС-135S, должна искать им замену, и A330 MRTT называется наиболее вероятным вариантом.
ЮАР, не имеющая на вооружении самолеты-заправщики, тем не менее, насколько известно, исследует соответствующий рынок, на котором «Боинг-767-300» называется наиболее прогнозируемым выбором в условиях ограниченного оборонного бюджета страны.
В числе участников объявленного Южной Кореей тендера на поставку шести новых танкеров все основные платформы – A330 MRTT, KC-46A и «767-300».
Отдельно следует оценить положение дел в России. По данным экспертов, РФ также остро нуждается в обновлении парка самолетов-заправщиков. В январе было заявлено, что Министерство обороны заключило контракт с Объединенной авиастроительной корпорацией на поставку двух Ил-96-400ТЗ. По мнению экспертов, этот контракт имеет существенное значение, так как Россия впервые конвертирует широкофюзеляжный гражданский лайнер в военный самолет-заправщик. Новые Ил-96-400ТЗ дополнят 20 Ил-78/78М, которые состоят на вооружении российских ВВС. Ил-96-400ТЗ так же, как и Ил-78, будут оснащаться универсальными приборами авиационной заправки УПАЗ-1. Новый самолет-заправщик способен принять на борт до 65 тонн топлива, его дальность действия составляет 3500 километров.
Ил-96, оснащенный четырьмя двигателями, впервые был поставлен «Аэрофлоту» в 1992 году. В настоящее время он эксплуатируется на Кубе и в составе специального летного отряда «Россия» (включая модификацию Ил-96-300ПУ для президента России).
Эксперты полагают, что данный шаг во многом повторяет западную практику конвертации гражданских авиалайнеров в военные заправщики. Вплоть до настоящего времени, по различным оценкам, было построено до 30 Ил-96 (включая самолеты для наземных испытаний). Учитывая возраст Ил-78/78М, не исключается вариант постепенного наращивания производства Ил-96-400ТЗ. Вместе с тем Россия скорее всего заменит эту авиатехнику на самолеты-заправщики на базе Ил-76МД-90А (с обозначением Ил-478). Неизвестно, планируется ли в будущем применение двух типов самолетов-заправщиков – Ил-96-400ТЗ и Ил-478. По мнению специалистов, данный вариант является вероятным. Предположительно, заказ на Ил-96-400ТЗ был выдан с целью поддержать производителя, а также усилить возможности Ил-78/78М до введения в строй Ил-478.
Летом 2013-го главком ВВС Виктор Бондарев сообщил о планах военных закупить до 2020 года около 40 топливозаправщиков Ил-478, оснащенных новыми двигателями ПС-90А. Несколько позже появилась информация, что ВВС России получат новый заправщик в 2018-м.Безусловно, наиболее интересные возможности открываются на американских перспективных тендерах KC-Y и KC-Z ВВС США. Предполагается замена той части устаревающего парка из 400 КС-135 «Стратотанкер» компании «Боинг» и 59 КС-10 «Экстендер» (Extender) компании «Макдоннел Дуглас» (McDonnell Douglas), которая останется на вооружении после реализации программы KC-X. На двух названных тендерах ожидается закупка до 400 новых самолетов (хотя точные цифры до сих пор не подтверждены) на общую сумму 100 миллиардов долларов, что существенно больше прогнозных оценок глобального спроса на краткосрочную перспективу и поставок по программе KC-X вместе взятых.
ВВС США в 2013 году заявили, что в скором времени приступят к начальной работе по программе KC-Y, хотя ее завершение так же, как и KC-Z, не ожидается ранее 2050-го. Самым очевидным, казалось бы, является выбор в пользу «Боинга» в качестве подрядчика по этим программам, поскольку в настоящее время именно он обеспечивает ВВС США 179 самолетами-заправщиками KC-46. Однако «Эрбас» не упустит возможности побороться за контракт – несмотря на то, что проиграл в борьбе за сделку KC-X. На одном из брифингов компании «Эрбас» в 2013 году демонстрировался слайд с информацией о возможных поставках A330 MRTT по программе KC-Y, что свидетельствует о стремлении европейского авиастроителя разделить с «Боингом» контракт по тендеру.
В первую очередь надежность
Какими бы ни были результаты тендеров KC-Y и КС-Z, это дальняя перспектива, и их рассмотрение не включается в текущие исследования рынка, который на предстоящие 10 лет оценивается более чем в 20 миллиардов долларов (исключая контракт по KC-X, который до сих пор не подписан). С учетом программы KC-X прогноз «Джейнс» по объему поставок самолетов-заправщиков до 2023 года составит 205 единиц.
Поскольку средний возраст мирового парка объемом 600 авиатанкеров превышает 45 лет, трудно переоценить необходимость его обновления. Без современных самолетов-заправщиков – будь то новые, отремонтированные или арендованные у третьей стороны танкеры – будет очень сложно обеспечить участие ВВС в зарубежных операциях или при решении задач в особых обстоятельствах.
При этом гораздо большее для заказчика значение, чем выбор типа платформы – новая ли она или бывшая в употреблении, имеет качество: надежность и соответствие требованиям. Поскольку, как выразился Эллиот из «Эрбас дифенс энд спейс», не соответствующие задачам самолеты-заправщики никому не нужны.
Очевидно, что Россия имеет на сегодня два предложения по топливозаправщикам. При этом если Ил-478 обладает надёжнейшими двигателями, а это вариант для индийцев для ремоторизации и модернизации Ил-78, то Ил-96-400Т3 по двигателям может устроить только российских военных или же, как уже ранее предлагал, комплектовать сразу дополнительными запасными двигателями, что тоже вариант.
К тому же есть высокоэкономичный вариант Ил-478 с использованием ПД-14, тяги которого вполне достаточно для полной загрузки. Это предложение может заинтересовать индийскую сторону.
А вот Ил-96-400Т3 может летать с полной загрузкой только на двигателях от 17.5 тонн тяги, что влечёт за собой низкий ресурс и надёжность, при применении ПС90А. И соответственно ПД-14 не могут обеспечить полную загрузку.
Решить локально эту проблему можно, предложив заказчикам дросселированные двигатели Трент 500/1500 до 20-22 тонн тяги. Это позволит существенно снизить требования к длине ВПП и получить более высокий ресурс двигателей, а значит и надёжность. Так же тяга гарантирует высокую крейсерскую скорость до 0.9М.
Несмотря на более высокую тягу, расход топлива будет близким и заказчик, вместе с топливозаправщиком получит ВТС с грузоподъёмностью до 92 тонн.
Очевидно, что все предложения по двигателям должны быть и каждый заказчик имеет право на выбор.
Сегодня, по словам генерального директора ВАСО, завод имеет мощности для сборки двух Ил‑96 в год. Поэтому говорить о массовом серийном производстве пока сложно. Но чем чёрт не шутит, сдавали же здесь, в Воронеже, такой же размерности Ил-86 по самолёту каждые полтора месяца. Дмитрий Пришвин считает, что в случае серьёзного долгосрочного контракта завод может быстро выйти на ежегодное производство шести лайнеров в год: – Это хорошая загрузка и комфортная для нас цифра. Не потребуется строить никаких дополнительных площадей. Потребуется подготовка – дополнительные стапели для производства крыла, фюзеляжа. И техническое перевооружение по заготовительному, агрегатному и механообрабатывающему производствам. Всё на сумму порядка 4,5 миллиарда рублей – деньги не глобальные.
http://argumenti.ru/society/n550/461755
Очевидно, что специальный вариант двигателя для заказчика, при таких темпах сборки, не выглядит сложным - время есть. Зато с двигателями такой тяги возможен максимальный взлётный вес в 275 тонн, что открывает возможность http://www.aviaport.ru/conferences/43028/ или http://www.aviaport.ru/conferences/42451/.
Однако вариантов двигателя может быть много больше
http://www.aviaport.ru/conferences/43101/
http://www.aviaport.ru/conferences/42317/
http://www.aviaport.ru/conferences/42965/
в том числе и для Ил-96-40Т3.
http://www.aviaport.ru/digest/2016/08/04/392871.html
Параллельно предприятие приступило к модернизации первого самолета-топливозаправщика Ил-78, которая позволит продлить эксплуатационный срок воздушного танкера (Ил-78-2) до 40 лет. Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического и бытового оборудования, средств обороны.
В России создают лазерный комплекс авиационного базирования для подавления разведывательных средств противника на Земле и в космосе. Возможно, базовый Ил-76МД-90А станет достойным носителем новейшего оружия.
К модернизированным военно-транспортным самолетам Ильюшина проявляют широкий интерес заказчики из государств СНГ, Юго-Восточной Азии и Африки. Это определяет перспективы развития производства.
Именно в такой конфигурации контракт с Индией мог бы быть намного интереснее.
Это модернизация индийских Ил-78, причём однозначно с ремоторизацией, и новейшие Ил-96-400Т3, что не просто увеличит танкерный флот ВВС Индии, а сделает его универсальнее и намного дешевле в эксплуатации, чем другие альтернативы.
Сомнения в надёжности надо сразу отметать, предложив комплектовать дополнительными комплектами запасных двигателей в рамках контракта.
Так же в рамках контракта предложить последующую ремоторизацию ТАНКЕРНОГО ФЛОТА,на ПД-14. Так же предложить СП по ремоторзации и обслуживанию. А так же СП по сборке Ил-96-400Т3 и гражданских вариантов.
Это если не будет интереса к варианту с двигателями Трент и иными. Хотя и его можно стимулировать опять же предложениями СП и вариантами пассажирского Ил-96-400.
http://vpk.name/news/...
После отказа от закупки Airbus-330 MRTT Нью-Дели присматривается к российским Ил-78МД-90А
Индия ведет переговоры с РФ о закупке партии самолетов-топливозаправщиков для своих ВВС. Помимо ранее уже поставленных Ил-78МКИ, российская сторона впервые предложила Нью-Дели Ил-78МД-90А, являющийся модификацией новейшего военно-транспортного Ил-76МД-90А, также известного под обозначением Ил-476, сообщил "Известиям" источник в оборонно-промышленном комплексе. Общая стоимость контракта может достигнуть $2 млрд.
Индия уже отказалась от закупки европейских Airbus-330 MRTT, сославшись на их слишком высокую стоимость (Airbus выиграла право поставки на тендере в 2015 году). Если российско-индийские переговоры увенчаются успехом, то это будет первый экспортный контракт на поставку Ил-78МД-90А.
Как сообщил "Известиям" осведомленный источник в авиастроительной отрасли, контракт на поставку Индии шести самолетов-топливозаправщиков действительно обсуждается.
Airbus отпали потому, что уже после тендера цена поменялась и вышло очень дорого для индийцев, - пояснил "Известиям" старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Петр Топычканов.
По сведениям индийской печати, снижение цен на топливо сделало российские самолеты более доступными.
********
На вооружении ВВС Индии стоят 774 боевых и 295 самолетов вспомогательной авиации. Истребительно-бомбардировочная авиация включает в себя 367 самолетов, сведенных в 18 эскадрилий:
•одна - Су-ЗОК
•три - МиГ-23
•четыре - «Ягуар»
•шесть - МиГ-27 (большинство МиГ-27 индийцы планируют списать к 2015 году)
•четыре - МиГ-21.
В составе истребительной авиации 368 самолетов в 20 эскадрильях:
•14 эскадрилий МиГ-21 (120 МиГ-21 намереваются эксплуатировать до 2019 года)
•одна - МиГ-23МФ и УМ
•три - МиГ-29
•две - «Мираж-2000»
•восемь эскадрилий самолетов Су-30МК.
В разведывательной авиации имеется одна эскадрилья самолетов «Канберра» (восемь машин) и одна - МиГ-25Р (шесть машин), а также по два МиГ-25У, Боинг-707 и Боинг-737.
В состав авиации РЭБ входят: три американских «Гольфстрим III», четыре самолета «Канберра», четыре вертолета HS-748, три самолета ДРЛО А-50ЭИ российского производства.
На вооружении транспортной авиации состоят 212 самолетов, сведенных в 13 эскадрилий: шесть эскадрилий украинских Ан-32 (105 машин), по две-Do 228, ВАе 748 и Ил-76 (17 машин), а также два самолета Боинг-737-200, семь ВАе-748 и пять американских C-130J «Супер Геркулес».
Кроме того, на вооружении авиационных частей находятся 28 самолетов ВАе-748, 120 «Киран-1», 56 «Киран-2», 38 «Хантер» (20 Р-56,18 Т-66), 14 «Ягуар», девять МиГ-29УБ, 44 польских TS-11 «Искра», 88 учебно-тренировочных НРТ-32 и административный большегрузный Боинг-737-700 BBJ.
Вертолетная авиация включает 36 ударных вертолетов, сведенных в три эскадрильи Ми-25 (экспортный вариант Ми-24) и Ми-35, а также 159 транспортных и транспортно- боевых вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-26 и «Читак» (индийская лицензионная версия французского «Алуэтт III»), сведенных в одиннадцать эскадрилий.
*********
*********
Ну и в какое место индусам ещё Ил-96 засовывать?
Интересный вопрос, видимо туда же, куда хотели Airbus-330 MRTT.
Министерство обороны Российской Федерации заключило контракт с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» на постройку самолетов-топливозаправщиков Ил-96−400ТЗ. В соответствии с условиями контракта для Вооруженных Сил будут построены и переданы два новых самолета Ил-96−400ТЗ
Новый самолет-топливозаправщик Ил-96−400ТЗ будет способен передать свыше 65 тонн топлива на удалении до 3,5 тысячи километров. На самолетах будут установлены универсальные приборы авиационной заправки УПАЗ-1, зарекомендовавшие себя на существующих строевых самолетах-топливозаправщиках Ил-78/78М.
Однако вопрос намного шире индийского контракта, речь идёт о выходе России на рынок самолётов-топливозаправщиков.
Причём кроме классического Ил-78, открывается возможность и для Ил-96-400Т3, новейшего топливозаправщика и стратегического ВТС на 92 тонны груза.
Возможен и смешанный контракт, например на переоборудование под топливозаправшик Ил-96-300 Аэрофлота, при этом ВВС Индии получат и грузопассажирский ВТС на 350 солдат, по смешной цене, но тем не менее надёжнейший.
Так же возможен вариант переоборудования под топливозаправщик Ил-96-300 СЛО, самых первых, это вариант для генералитета ВВС Индии, как представительский, штабной или ВПУ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ СОПРОВОЖДЕНИЯ БОЕВЫМИ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ, а в случае необходимости и как обычный топливозаправщик.
На два миллиарда долларов индийцы могут получить танкерный флот, и ВПУ, и ВТС, ПРИ ЭТОМ,, ПРИ ОТКАЗЕ ОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ТОПЛИВОЗАПРАВЩИКЕ, БОЕВАЯ ЗАДАЧА БУДЕТ ВЫПОЛНЕНА ТОЧНО В СРОК.
Авиационный комплекс имени Ильюшина приступил к модернизации первого топливозаправщика Ил-78 ВКС России. Самолет прибыл на производственную площадку в Жуковском, сообщили на предприятии.
- ОАО "Ил" приступило к работам по модернизации первого самолета-топливозаправщика Ил-78 ВКС России до версии Ил-78-2. Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического и бытового оборудования, средств обороны. Устаревшее оборудование будет заменено на современное, назначенный срок службы самолета будет продлен до 40 лет, - говорится в сообщении.Авиационный комплекс имени Ильюшина приступил к модернизации первого топливозаправщика Ил-78 ВКС России. Самолет прибыл на производственную площадку в Жуковском, сообщили на предприятии.
- ОАО "Ил" приступило к работам по модернизации первого самолета-топливозаправщика Ил-78 ВКС России до версии Ил-78-2. Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического и бытового оборудования, средств обороны. Устаревшее оборудование будет заменено на современное, назначенный срок службы самолета будет продлен до 40 лет, - говорится в сообщении.
Модернизацию должны пройти все строевые танкеры и военно-транспортные самолеты Ил-76, сообщил ранее главный конструктор машины Андрей Юрасов. Для обновления самолетов используются детали, взаимозаменяемые с перспективным топливозаправщиком Ил-78М-90А.
Как уже писала "РГ", Ил-78М-90А будет первым топливозаправщиком, производимым в России - прежде все летающие танкеры собирали в Ташкенте. Он сможет одновременно заправлять два самолета фронтовой авиации (истребители и бомбардировщики). С хвоста танкер способен подавать топливо стратегическим ракетоносцам и судам специальной авиации. На земле Ил-78М-90А может обеспечивать топливом до четырех воздушных судов одновременно.
От предшественника новый танкер отличается дополнительными топливными баками емкостью по 50 тонн. Под крыльями появятся новые двигатели с большей тягойи меньшим расходом топлива. При необходимости Ил-78М-90А может использоваться в качестве военно-транспортного и пожарного самолета - необходимое для этого оборудование имеется.
В Ульяновске произведена стыковка первого перспективного танкера. Ожидается, что до конца года самолет будет собран полностью.
Индия одобрила проект по модернизации транспортных самолетов Ил-76 и заправщиков Ил-78, находящихся в составе ВВС, пишет Times of India.
Такое решение было принято на заседании Совета по оборонным закупкам министерства обороны Индии, передает РИА «Новости».
Ранее газета Economic Times сообщила, что стоимость проекта составит около 650 млн долларов. Планируется, что модернизация увеличит жизненный цикл самолетов на 20 лет. Кроме того, на них будет установлена новая авионика.
Проект модернизации также предусмотрит установку новых двигателей ПС-90 на шесть самолетов-заправщиков Ил-78, благодаря чему увеличится дальность полета и самолеты смогут перевозить дополнительный объем топлива.
В конце августа сообщалось, что Россия завершила модернизацию до уровня Ил-38SD всех противолодочных самолетов Ил-38 военно-морских сил Индии.
В феврале 2014 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что Россия расширит свое военное присутствие в мире: идут переговоры по размещению военных объектов с Вьетнамом и Кубой, а также ведется «активная работа на Сейшельских островах, в Сингапуре, в Алжире, на Кипре, в Венесуэле, Никарагуа и еще ряде стран». Шойгу отметил, что на экваторе и в других регионах мира необходимо обеспечить дозаправку самолетов Дальней авиации РФ. С весны 2014-го аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания самолётов Ил-78, которые обеспечивают дозаправкой топливом в воздухе стратегические ракетоносцы Ту-95МС.
Летчики ЦВО установили рекорд длительности беспосадочного полета на МиГ-31
Военные поднялись в небо с аэродрома в Красноярском крае и приземлились в Астраханской области, преодолев расстояние почти в восемь тысяч километров за семь часов.
Рекорд стал возможен благодаря трём дозаправкам в воздухе. Топливные перевозчики Ил-78 стыковались с МиГами на расстоянии всего десяти метров с помощью специального конуса-датчика. Как добавляют в военном ведомстве, полёт прошёл в рамках совместных тактических учений авиации и войск противовоздушной обороны.
Казахстан ведет предварительные переговоры по закупке ряда российских военно-транспортных самолетов, в том числе Ил-76 МД-9А, Ил-112 и топливозаправщиков Ил-78, заявил журналистам в пятницу гендиректор Авиационного комплекса имени Ильюшина Сергей Вельможкин.
"Казахстанская сторона проявляет интерес к нашей продукции, особенно Ил-76 МД90А, к конвертируемым заправщикам Ил-78, а также к Ил-112. Сегодня мы вели предварительные переговоры", - сказал он в ходе проходящей в Астане выставки KADEX-2016.
Первый звонок для США прозвучал еще в феврале 2014 года, когда Шойгу во время визита в Никарагуа сделал громкое заявление о глобальных планах российских военных. «Мы планируем увеличить количество военных баз. Помимо Вьетнама и Кубы, мы планируем расширить их количество за счет таких стран, как Венесуэла, Никарагуа, Сейшельские острова, Сингапур и другие», — заявил он тогда. И объяснил, почему. «Мы активно летаем. Но, чтобы активно летать, нужны базы дозаправки. Нужно, чтобы наши заправщики Ил-78 ждали наши самолеты либо на экваторе, либо в других местах», — сказал министр. Очевидно, что, создавая военную базу, разумно задействовать все преимущества ее географического положения. В случае с Никарагуа это близость к Соединенным Штатам.Первый звонок для США прозвучал еще в феврале 2014 года, когда Шойгу во время визита в Никарагуа сделал громкое заявление о глобальных планах российских военных. «Мы планируем увеличить количество военных баз. Помимо Вьетнама и Кубы, мы планируем расширить их количество за счет таких стран, как Венесуэла, Никарагуа, Сейшельские острова, Сингапур и другие», — заявил он тогда. И объяснил, почему. «Мы активно летаем. Но, чтобы активно летать, нужны базы дозаправки. Нужно, чтобы наши заправщики Ил-78 ждали наши самолеты либо на экваторе, либо в других местах», — сказал министр. Очевидно, что, создавая военную базу, разумно задействовать все преимущества ее географического положения. В случае с Никарагуа это близость к Соединенным Штатам.
Россия приступает к пополнению и модернизации боевого парка стратегической авиации. Уже начата работа по воспроизводству стратегических бомбардировщиков Ту-160 («Белый лебедь»), а также организованы подготовительные мероприятия по строительству принципиально новых более мощных топливозаправщиков к ним на базе широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96-400. Кстати, на подобном самолете летает президент Владимир Путин.
Как сообщил в субботу вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин, работы по новому топливозаправщику, возможно, в ближайшее время будут развернуты в Воронежском акционером самолетостроительном обществе (ВАСО). Ил-96-400 производится на ВАСО, и только на этом предприятии есть стапеля для этих самолетов.
Ранее, ссылаясь на технического директора ВАСО Александра Анохина, СМИ уже сообщали о том, что на предприятии начаты работы по подготовке строительства для Минобороны двух топливозаправщиков на базе Ил-96-400Т. Об этом же говорил недавно и главком ВВС Виктор Бондарев, отмечая, что Ил-96-400 может быть модифицирован не только как танкер, но и как военно-транспортный самолет. «Это огромный лайнер, и на нем можно перемещать огромные грузы», – отметил главком. Как известно, в силу низкой рентабельности производство самолетов семейства Ил-96 на ВАСО несколько лет назад было заморожено. «Ожидание того, что воронежские авиастроители, сохранив завод, могут производить продукцию в большем объеме, оправдались» – такие оценки ВАСО дал Дмитрий Рогозин, говоря о его возможности строить мощные авиационные топливозаправщики.
Для военной стратегической авиации России это будет очень важное событие. Во-первых, в России только налаживается производство авиационных танкеров. Во-вторых, с постсоветских времен наши ВВС почти не пополнялись парком новых топливозаправщиков, а значит, масштаб для массовой боевой работы наших стратегических самолетов типа Ту-160 и Ту-95МС был и остается пока ограниченным. Как известно, с 17 августа 2007 года Россия возобновила полеты своей стратегической авиации в отдаленных регионах на постоянной основе. Но эти полеты могли бы быть более частыми и еще более отдаленными, если бы страна имела более внушительный парк авиационных танкеров, способных дозаправлять «стратегов» топливом в том или ином уголке воздушного океана. Из около 50 авиационных танкеров, произведенных в основном во времена СССР на Ташкентском авиационном производственном объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ), на вооружении Дальней авиации ВВС РФ имеется только около двух десятков топливозаправщиков Ил-78 (Ил-78М). Для сравнения: США имеют на вооружении около 500 самолетов-топливозавщиков различной модификации.
Но даже два десятка Ил-78 (Ил-78М) позволяют планировать и совершать дальние полеты Ту-160 и Ту-95 МС, осуществляя дозаправку в воздухе, значительные перелеты в те или иные регионы земного шара, что беспокоит США и их партнеров по НАТО. Эти волнения, видимо, еще больше усилятся, если российский парк авиационных танкеров будет расти и количественно, и качественно. Согласно открытой информации, топливозаправщик Ил-96-400ТЗ имеет более высокие тактико-технические характеристики (ТТХ) по сравнению со своим коллегой Ил-78 (Ил-78М). Как сообщали СМИ, танкер на базе Ил-96 будет способен перемещать свыше 65 тонн авиационного топлива на дальность до 3,5 тыс. км. Эти ТТХ в полтора раза выше, чем у Ил-78М. Пока Ил-96-400ТЗ существует только в документации. Но перспектива для организации его производства в РФ есть. Контракт на разработку и производство самолета Минобороны заключило с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» еще в январе 2015 года. По нему должны быть построены до 2018 года два авиационных танкера повышенной мощности. Если проект окажется успешным, производство Ил-400ТЗ будет увеличено.
В то же время в России на ульяновском предприятии «Авиастар-СП» уже заложен в производство первый российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А, который имеет более высокие характеристики, чем его ташкентский собрат. Ранее сообщалось, что Минобороны намерено заказать у «Авиастар-СП», куда из ТАПОиЧ перенесено производство Ил-76 и Ил-78, более 30 авиационных танкеров. С учетом мощностей ВАСО, где, видимо, будет налажено производство Ил-96-400ТЗ, общее количество топливозаправщиков в Дальней авиации ВВС РФ в обозримом будущем может возрасти в три раза.
По словам вице-президента программы A330neo Одиль Жюбкур, первый опытный образец A330-900 попадет на линию окончательной сборки в октябре этого года. Всего через несколько недель туда же доставят элементы второго прототипа. Согласно планам Airbus первый полет самолета A330-900 должен состояться весной 2017 г. Первая поставка стартовому эксплуатанту, авиакомпании TAP Portugal, намечена на конец следующего года.
В настоящее время Airbus выпускает по шесть A330 в месяц. Ожидается, что к началу 2017 г. темпы сборки увеличатся до семи самолетов. В конце 2018 г. европейский авиастроитель намерен выпускать по шесть A330neo и одному A330ceo в месяц, однако точное распределение между моделями еще не определено. Airbus должен сохранить возможность дальше выпускать самолеты существующего семейства, даже если заказов на пассажирскую версию больше не будет — без этого компания не сможет поставлять многоцелевые топливозаправщики A330 MRTT. "Мы должны сохранять производственную гибкость", — говорит Жюбкур.
http://www.aviaport.ru/conferences/43128/
В РАМКАХ индийского заказа вполне можно и двухдвигательный