SSJ75 за 6 миллиардов рублей. Деньги на ветер?
Тема: SSJ75 за 6 миллиардов рублей. Деньги на ветер?
Для реализации проекта уменьшенной 75-местной версии российского ближнемагистрального пассажирского самолёта «Сухой Суперджет 100» из резервного фонда правительства РФ будет выделено шесть миллиардов рублей. Об этом, как сообщает «Авиация России», заявил на заседании авиационной коллегии вице-премьер Дмитрий Рогозин....
Это конечно не 85, как поспешили закинуть удочки заинтересованные лица, а более реальные деньги на русификацию и возможное укорачивание SSJ100.
Очевидно, что простое уменьшение длины салона на 4 метра ничего не даст, да и отсутствие стартового заказчика уже проблема. Декларация S7 не содержит денежных гарантий и внятного бизнес-плана, что просто договорённость о преференциях по Морскому старту.
SSJ100 перетяжелён, а менее вместительная версия будет иметь ещё более худшую экономику из-за явный конструкторских и маркетинговых просчётов.
Замена импортной комплектации это реально, но это нелепый процесс, так как SSJ100, как и МС-21, создавался именно в расчёте на импортную комплектацию, иначе никаких преимуществ перед Ту-334/204 просто не будет.
По сути фюзеляж SSJ100 его самое слабое место, так как при 75 паксах выгоднее рассадка 2+2, что позволило бы сделать фюзеляж намного легче и с меньшим сопротивлением воздуху, а салон комфортабельнее.
Снижение тяги двигателей SSJ100 сделает их намного надёжнее и увеличит ресурс, расход топлива ниже 1400 кг в час тоже возможен.
А вот композитное крыло вызывает сомнения из-за крайне незначительного выигрыша в весе, проблема крыльев SSJ100 была в механизации, конструкция же крыла вполне добротна, и с заканцовками позволяет снизить тягу двигателей на взлёте, а значит экономить топливо.
В итоге укороченный SSJ100 это весьма малая серия, а вот модернизация элементов конструкции и комплектации может быть применена и на SSJ100, что может снизить часовой расход топлива до привлекательных 1400 кг.
Укорачивание SSJ100 вряд ли снизит вес более чем на 1-2 тонны. А это незначительный выигрыш, а с учётом отсутствия в мире заказчиков на такую вместимость, просто бессмысленный.
Однако, по примеру А318, это может быть бизнес-джет, но для этого как раз нельзя снижать тягу двигателей и максимальный взлётный вес, иначе будет снижена дальность.
В любом случае довести SSJ75 до требований МО РФ и СЛО невозможно, проще создать с ноля новый самолёт, например под ПД-14А.
SSJ75 это перспективный бизнесджет, альтернатива ARJ и MRJ, но только при условии стартовых заказчиков с твёрдыми контрактами, а иначе деньги на ветер.
Глава Boeing Деннис Мюлленбург в интервью Aviation Week прямо заявил, что «согласно публичным сведениям, себестоимость самолетов CSeries составляет порядка 33 миллионов долларов, в то время как Bombardier продавала их в США примерно за 20 миллионов долларов». «Заказчикам в Канаде этот самолет продается по более высокой цене, чем он был продан Delta Air Lines. Это классический демпинг, — говорит Мюлленбург. — Именно поэтому мы настаиваем на принципе справедливых и равных условий в торговле. И наши конкуренты должны это знать. Мы видим, что в будущем в аэрокосмическом секторе у нас станет много конкурентов. Но мы позиционируем себя как компания, которая умеет работать в условиях гиперконкурентной среды».
CSeries, без преувеличения, можно назвать шедеврами конструкторской мысли. Эти самолеты имеют цельнокомпозитные крылья, сделанные по сверхсовременной технологии вакуумной инфузии, и фюзеляжи из алюминиево-литиевых сплавов с улучшенными свойствами. Заметим, что во всем мире такой технологией помимо канадцев обладают только США, ЕС и Россия. Но Boeing и Airbus делают полностью композитные крылья только для своих широкофюзеляжных самолетов, а Bombardier впервые в мире стала изготавливать их для узкофюзеляжных лайнеров.
На этих воздушных судах установлены недавно созданные двигатели серии PW1500 компании Pratt & Whitney. Разработчики утверждают, что благодаря оптимальности принятых инженерами решений операционные затраты у CS100 и CS300 на 15% ниже, чем у существующих самолетов, а расход топлива на 20% меньше. Если тот же CS300 сравнивать с уже устаревшими моделями Airbus A319 и Boeing 737–700, то по итогам десятилетней эксплуатации канадский лайнер даст экономию в размере 7,5 млн и 12 млн долларов соответственно.
Однако в сравнении с ремоторизированными моделями семейств Boeing 737 MAX и Airbus A320neo эта экономия практически полностью исчезает, так как на американских и европейских самолетах тоже установлены новые экономичные двигатели, в том числе все той же Pratt & Whitney. В частности, расчеты, проведенные независимыми специалистами, показывают, что на расстоянии 1120 км Airbus A319neo сожжет всего на 5% больше горючего, чем CS300.
Отсюда очевидно, что инновации в планере не окупаются, реклама композитов не была подтверждена практикой, реальный выигрыш можно получить только полностью изготовив весь планер из композитов, да и то при наличии конструкторской мысли.
.
Находящийся в Москве заместитель министра торговли США Джозеф Богосян сделал сенсационное заявление: компания "Боинг" инвестировала в реализацию программы Russian Regional Jet (RRJ) по созданию нового российско-американского регионального самолета около 1,4 млрд. долл. Об этом сообщает Интерфакс-АВН.
Российские источники говорят, что таких денег от "Боинга" они не видели. Представитель американской корпорации по связям с российской прессой Виктор Аношкин заявил, что никаких официальных комментариев по поводу заявления сделать не может. Близкие к "Боингу" неофициальные источники сомневаются, что названные цифры соответствуют действительности.
Программа RRJ действительно существует. "ОКБ Сухого" начало ее в конце 2000 г., после того, как потерпела крах попытка создать совместный проект регионального пассажирского самолета "Старлайнер" с американской компанией "Альянс Эркрафт". Этот партнер "Сухого" оказался неплатежеспособной организацией, гарантии закупки от одной из малоизвестных американских авиакомпаний - сомнительными. Более того, некоторые эксперты полагают, что дельцы русского происхождения из США таким образом просто пытались раскрутить российское КБ на значительную сумму (от 2 до 20 млн. долл.).
После увольнения некоторых консультантов из АВПК "Сухой" вопрос был закрыт, а руководитель "ОКБ Сухого" и АВПК "Сухой" Михаил Погосян начал переговоры с "Боингом" о создании регионального пассажирского самолета. Для этих целей была создана дочерняя компания "Гражданские самолеты Сухого".
В апреле 2001 г. глава Росавиакосмоса Юрий Коптев и президент "Боинга" Фил Кондит договорились о разработке лайнера для региональных линий, а летом 2001 г. представители "Гражданских самолетов Сухого", АК имени Ильюшина и "Боинга" подписали меморандум о проекте, который получил название Russian Regional Jet (RRJ). Планировалось, что американцы займутся маркетингом, суховцы - разработкой, ильюшинцы - сертификацией.
К декабрю удалось разработать совместный бизнес-план, а к лету 2002 г. планируется создать совместную бизнес-структуру. Предполагается, что первый полет 75-местного самолета RRJ-75 состоится в 2005 г., а еще через год начнется его серийное производство. Позже планируется создать 55- и 95-местные модификации.
Поскольку, по оценкам экспертов, доля региональных самолетов в общем парке авиалайнеров увеличится с нынешних 7% до 17% в 2020 г., разработчики рассчитывают продать 500-600 машин. Впрочем, специалисты полагают, что самолет не сможет завоевать значительное место на внешнем рынке, где в этом классе господствуют бразильская "Эмбраер" и канадская "Бомбардье". Есть критики и конкуренты у самолета и внутри России (например, Ту-334 и Ту-324). По мнению ряда экспертов, участие "Боинга" в программе RRJ связано со стремлением укрепить свои позиции на российском рынке, и инвестировать значительные средства в проект корпорация не будет.
Любопытно, что "Су" и "Боинг" в настоящее время ведут острую конкурентную борьбу за заказ малайзийских ВВС на новые истребители. Ожидается, что о закупке Су-30МКМ может объявить в ходе проходящего визита в Москву премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад.
Таким образом, похоже, что по вопросу боинговских инвестиций г-н Богосян просто ввел г-на Погосяна в заблуждение.
27 июля 2004 г. Аэрофлот начал рассылку «Приглашений в отношении поставки (лизинга) реактивных самолетов регионального класса». В период с 2005 по 2010 год Аэрофлот планирует приобрести до 50 самолетов емкостью от 65 до100 мест.
Предложения принять участие в конкурсе получат ЗАО «Гражданские Самолеты Сухого» (проект RRJ 75/100), АНТК «Антонов» (российско-украинский проект Ан-148-100/200), ОАО «Туполев» (проект Ту-334), бразильская компания «Embraer» (E-170/175, E-190/195), канадская фирма «Bombardier» (CRJ-700), а также будут рассматриваться самолеты «Fokker 70/100».
В рассылаемых материалах Аэрофлот сформулировал основные технические условия к пассажирскому салону, кабине экипажа, устройствам и агрегатам, которые должны быть установлены на самолете и отвечать всем современным и перспективным требованиям авиационных властей. Максимальная дальность полета самолета при максимальной коммерческой загрузке должна составлять 1500- 2300 км.
Глава АХК "Сухой" (материнская компания ГСС) Михаил Погосян был настолько уверен в успехе своего проекта, что еще в начале марта, то есть как минимум за неделю до подведения итогов конкурса,
в Сиэтле соглашение о сотрудничестве по программе RRJ с главным исполнительным директором корпорации Boeing Аланом Малалли. К этому времени г-н Погосян уже имел в своем портфеле аналогичные соглашения с двумя другими стратегическими партнерами по консорциуму - Авиакомплексом имени Ильюшина и ОКБ имени Яковлева.
гендиректора ГСС Андрея Ильина, проектирование, разработка, сертификационные испытания и выпуск предсерийных образцов базовой модели RRJ-75 потребует примерно 600 млн долларов. Основные средства на реализацию программы будут привлекаться за счет участников проекта, твердых заказов авиакомпаний и сторонних инвесторов. Свою лепту внесет и государство. Проект RRJ будет включен в Федеральную программу развития гражданской авиатехники России на 2002-2010 годы. Это означает, что фирма Сухого получит из госбюджета на свой самолет около 120 млн долларов. Примерно три четверти конструкторских работ выполнит сама ГСС, а оставшуюся часть - фирмы Ильюшина, Яковлева и Boeing.
16.08.2005, ВТ, 16:08, Мск
Государство в течение трех лет выделит более $300 млн. на реализацию проекта RRJ, сообщил журналистам министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко. Данные средства будут выделены в рамках реализации государственного контракта, подписанного 16 августа в рамках международного авиакосмического салона МАКС-2005 между Министерством промышленности и энергетики, Федеральным агентством по промышленности и "Авиационная холдинговая компания "Сухой". Данный документ подразумевает выполнение опытно-конструкторских разработок по созданию самолета типа RRJ. Как отметил В.Христенко, Россия заинтересована поднять этот самолет на крыло в 2007 г., сообщает РБК.
Подробнее: http://www.cnews.ru/news/line/v.hristenko_gosudarstvo_vydelit_bolee
Напомним, что семейство регионального самолета типа RRJ (Russian Regional Jet, т.е. российский региональный самолет, проект компаний "Сухой", Boeing и "Ильюшин") представлено шестью моделями - RRJ 60, RRJ 75, RRJ 95 - вместимостью 60, 75 и 95 мест, соответственно, с обычной и увеличенной дальностью полета. Первый полет намечен на ноябрь 2006 г., начало его эксплуатации - на конец 2007 г. - начало 2008 г. Объем рынка самолетов семейства RRJ до 2023 г. оценивается в 5,4-5,6 тыс. единиц. В денежном выражении это составляет около $100 млрд. По прогнозам, 35% спроса будет предъявлено со стороны Северной Смерики, 25% - Европы, 10% - со стороны Латинской Америки и по 7% - России и Китая. В настоящее время компания "Сухой" заключила соглашения на поставку в 2007 г. 50 данных самолетов авиакомпании "Сибирь" и 7 самолетов - ФГУП "Почта России".
Подробнее: http://www.cnews.ru/news/line/v.hristenko_gosudarstvo_vydelit_bolee
Так что авиакомпания S7 уже заказывало SSJ.
Правда ни одного не купила.
"Сухой" подготовила перечень импортных комплектующих узлов и агрегатов для российского регионального самолета RRJ, в отношении которых решением правительства будут сняты импортные пошлины. Существующий почти 40-процентный размер пошлин делает проект заведомо убыточным: самолет на 60% состоит из импортных деталей.
По словам гендиректора АХК "Сухой" Михаила Погосяна, перечень импортных комплектующих для российского регионального самолета RRJ готов.
Ожидается, что по всем его наименованиям будет принято специальное решение правительства об отмене таможенных пошлин. Помимо этого готовится межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Францией по созданию режима наибольшего благоприятствования на ввоз этих комплектующих. "С начала следующего года начнутся поставки импортных узлов и агрегатов",- сообщил Михаил Погосян.
"Речь идет главным образом о системных комплектующих, программном обеспечении, других узлах,- сообщила "Бизнесу" пресс-секретарь ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Ольга Каюкова.- Никто сейчас точно откомментировать этот список не сможет". Это и неудивительно: по неофициальным данным, "импортная" доля в самолете будет составлять 60%. "В основном это авионика, гидросистемы, шасси и другие узлы и компоненты,- говорит заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.- А размер пошлин на комплектующие в ряде случаев сравним с размером пошлины на готовый самолет и может доходить до 40%".
По официальным данным, представленным ЗАО ГСС, стоимость самолета RRJ-95 составит $27,2 млн, а модели RRJ-75 - $24,6 млн. Таким образом, при средней стоимости самолета в $25 млн, если он на 60% состоит их импортных комплектующих, их стоимость составляет $15 млн. При наличии пошлины величиной в 40% эта цифра возрастает на $6 млн и составляет уже $21 млн. Плюс российская часть размером в $10 млн, итого $31 млн за самолет. "Получается золотой самолет,- считает Константин Макиенко.- Пошлины надо либо снижать, либо отменять".
Когда примут судьбоносное правительственное решение, не знает никто. "Сроки, отпущенные для принятия решения, точно пока не определены",- говорит Ольга Каюкова. Стоит напомнить, что помимо Франции комплектующие для RRJ будут поставлять компании США, Великобритании, Германии и, возможно, Италии. Всего в списке заморских поставщиков российского лайнера значится 20 фирм. Поэтому одним межправительственным соглашением правительство, сделавшее ставку на RRJ как на прорывной продукт российского авиапрома, не отделается: надо готовить еще как минимум три.
Акционеры на внеочередном общем собрании одобрили рекомендации совета директоров ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" по покупке 30 региональных самолетов RRJ. Об этом РБК сообщили в компании. Сумма сделки составит более 600 млн долл.
Напомним, что ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) 7 декабря 2005г. подписали контракт на поставку 30 самолетов RRJ. Документ был подписан с отлагательными условиями, в числе которых значились и процедуры корпоративного одобрения.
Семейство регионального самолета типа RRJ представлено шестью моделями - RRJ 60, RRJ 75, RRJ 95 - вместимостью 60, 75 и 95 мест соответственно с обычной и увеличенной дальностью полета. Сертификация самолета по российским стандартам завершится в III квартале 2007г., по европейским стандартам - в I квартале 2008г. По прогнозам, 35% спроса придется на Северную Америку, 25% - на Европу, 10% - на Латинскую Америку и по 7% - на Россию и Китай.
Компания "Сухой" заключила соглашения на поставку 50 данных самолетов авиакомпании "Сибирь", 4 самолетов - "Дальавиа" и 10 самолетов - Финансовой лизинговой компании. Проект RRJ запущен в 2001г., стоимость проекта - около 750 млн долл.
"Аэрофлот" предложила правительству России ввести штрафные санкции в отношении компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) за задержку поставок самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). "Сейчас менеджмент готовит предложение в совет директоров, потом в правительство", — сообщил министр транспорта и председатель совета директоров "Аэрофлота" Игорь Левитин. По его словам, у авиакомпании есть претензии не только к срокам поставок, но также и к техническим параметрам: самолет не соответствует требованиям, обозначенным в контракте, который был подписан авиакомпанией и поставщиком в апреле 2006 г.
"Аэрофлот", так же как и армянская "Армавиа", выступает стартовым заказчиком регионального реактивного самолета SSJ 100. Согласно контракту, российская авиакомпания разместила заказ на поставку 30 самолетов, а также опцион еще на 15 воздушных судов. Первый самолет перевозчик должен был получить в конце 2008 г., однако строки поставок несколько раз переносились: причиной для переноса стали задержки сертификационных испытаний самолета, опоздания с летными испытаниями двигателя SaM146, созданного французско-российским СП PowerJet.