Коммерсантъ
22 января 2002, 10:30
Владимир Путин получил совет в Филях
Вчера вечером Владимир Путин посетил Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева. Там президенту рассказали, что необходимо сделать, чтобы Россия имела независимый доступ в космос, и какие шаги предпринять для минимизации угрозы национальной безопасности России в случае создания Вашингтоном системы ПРО.
ФГУП "ГКНПЦ имени Хруничева" - крупнейшее предприятие ракетно-космической промышленности. В его состав входят КБ "Салют", ракетно-космический завод, завод по эксплуатации ракетно-космической техники, завод медтехники и товаров народного потребления, НИИ космических систем, а также КБ "Арматура" (г. Ковров). Имеет филиалы на космодромах Байконур и Плесецк. Выпускает тяжелые ("Протон-К" и "Протон-М") и легкие ("Рокот") ракеты-носители, а также разгонные блоки "Бриз-М" и "Бриз-КМ" для них. Создал и выпускает разгонный блок 12КРБ по заказу Индии. В настоящее время разрабатывает семейство универсальных ракет "Ангара", а также легкие спутники "Диалог" (связь) и "Монитор" (дистанционное зондирование). Из военных разработок центра наиболее известными являются военные орбитальные пилотируемые станции "Алмаз" (70-е годы) и система ПРО "Наряд" (90-е годы). Количество работающих - 22 тыс. человек.
В Центр Хруничева российский президент уже приезжал - правда, тогда, в 1997 году, эту должность занимал Борис Ельцин. А вчера в Фили наведался и господин Путин. К его визиту, в отличие от 1997 года, дороги не асфальтировали. Но от спецподготовки хруничевцы все же не удержались и на этот раз: у центральной проходной была сооружена внушительных размеров стела с полным названием предприятия, его эмблемой и шестиметровым макетом ракеты-носителя "Протон-М". Монумент венчали три флагштока, на которых развевались флаги России, Москвы и ГКНПЦ.
Президент прибыл в центр в 17.30 и сразу отправился в 22-й цех: там собирают тяжелые ракеты-носители "Протон-К" и "Протон-М". Именно благодаря их коммерческому использованию Центр Хруничева в 90-е годы не только выжил, но и сумел остаться ведущим предприятием отрасли в России и одним из крупнейших в мире. Однако времена коммерческого благополучия, похоже, заканчиваются. В прошлом году ГКНПЦ осуществил лишь два коммерческих запуска, в то время как в 2000 году - шесть (цена одного пуска - около $70 млн). Из полученных средств центр потратил более $200 млн на обустройство Байконура. Без этого Россия сегодня была бы не в состоянии запускать оттуда на геостационарную орбиту "Протоны" со спутниками навигации, разведки, связи и предупреждения о ракетном нападении.
Понимая, что для обеспечения независимого доступа России к космосу необходимо развивать космодром Плесецк, руководство ГКНПЦ совместно с Минобороны еще в 1995 году добилось подписания президентского указа о создании семейства универсальных ракет-носителей "Ангара" (легкую "Ангару" президент вчера осмотрел в 7-м цехе). Ее разработку центр ведет в основном за счет заработанных внебюджетных средств. А вот к строительству стартового комплекса для этой ракеты в Плесецке так и не приступили из-за отсутствия у Минобороны необходимых средств - 3 млрд рублей. В декабре 2001 года правительством было выделено менее 100 млн рублей. При таких темпах может сложиться парадоксальная ситуация: ракета будет разработана, а запускать ее будет неоткуда.
Кроме того, президенту рассказали, какие шаги можно было бы предпринять для минимизации угрозы национальной безопасности России в случае создания Вашингтоном своей системы ПРО. Ведь в 90-е годы именно в ГКНПЦ была разработана отечественная система ПРО "Наряд", представлявшая собой спутники-штурмовики, запускаемые ракетами 15А35 (Stilleto).
В результате четырехчасового пребывания в ГКНПЦ господин Путин распорядился, чтобы правительство к марту разработало комплексную программу использования космодрома Плесецк. По сведениям Ъ, ее общая стоимость оценивается в 5 млрд рублей. А Минобороны поручено разобраться с "Нарядом": военные должны определить, есть ли необходимость в ее использовании, и если да, то какие средства на это потребуются....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 28, 2024
Авиационный пресс-клуб соберётся на двадцать третью встречу
Ноябрь 28, 2024
Цены на билеты рухнули: авиакомпании объявили фантастические скидки в "Черную пятницу"
Ноябрь 28, 2024
Аэропорт Владикавказа возобновил работу
Ноябрь 28, 2024
Владимир Богатырев: "Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"