Ведомости
31 января 2002, 12:06
Интервью: Борис Каторгин, генеральный директор и генеральный конструктор НПО "Энергомаш"
НПО "Энергомаш" является одним из трех отечественных космических предприятий, живущих на полной самоокупаемости. НПО участвует практически во всех значимых российских космических программах: в частности, двигатели "Энергомаша" будут использоваться на вызвавшей фурор на авиакосмическом шоу в Ле Бурже возвращаемой ступени "Байкал" и на ракетах семейства "Ангара" - самой перспективной на сегодня отечественной разработке. Впрочем, "Энергомаш" играет значительную роль не только в российской космонавтике. В партнерстве с корпорацией Lockheed Martin химкинское предприятие приняло участие в одном из самых значительных этапов американской космической программы - проекте Evolved Expendable Launch Vehicle по созданию ракеты-носителя нового поколения. В 1996 г. "Энергомаш" выиграл тендер на поставку двигателей РД-180 для ракет семейства Atlas.
Во время недавнего визита Владимира Путина на ГКНПЦ им. Хруничева на совещание к президенту был приглашен руководитель лишь одного из многочисленных предприятий-смежников космического центра - генеральный директор и генеральный конструктор НПО "Энергомаш" Борис Каторгин.
- Над какими заказами сейчас работает "Энергомаш"?
- Сейчас мы работаем над тремя двигательными программами. Во-первых, мы продолжаем работать с корпорацией Lockheed Martin, которой поставляем двигатель РД-180. Мы имеем контракт на 29 двигателей, на сегодняшний день поставили 13. Всего же для коммерческого использования за пределами России "Энергомаш" произведет 101 двигатель. Цены на наши двигатели установлены мировые - это несколько миллионов долларов. Полная стоимость контракта - около $1 млрд, он обеспечит нам хорошее финансирование где-то до 2010 г.
Вторая программа, в которой мы участвуем, - это проект "Морской старт". Там используются украинские ракеты "Зенит", для которых мы делаем двигатели первой ступени РД-171. Мы уже поставили 12 двигателей и готовимся поставить на Украину еще три. Сейчас у "Морского старта" дела пошли достаточно успешно, они получили несколько заказов на запуски, поэтому мы надеемся на дальнейшее развитие сотрудничества.
Ну и третья программа, чисто российская, - это проект "Ангара". Первые двигатели изготовлены, уже прошли первые огневые испытания.
- Разработка этих двигателей оплачивалась из бюджета (все-таки программа "Ангара" имеет статус федеральной) или центром Хруничева?
- Нам платил фактически только ГКНПЦ. Бюджетных средств на "Ангару" было получено очень мало, явно недостаточно для разработки. Кстати сказать, в разработку, которую мы до сегодняшнего момента вели, мы вложили около половины своих собственных средств.
- Сколько стоила разработка? В "Хруничеве" говорили, что в разработку двигателя РД-191 для "Ангары" вложено около $10 млн.
- Я бы не хотел отвечать на этот вопрос. Это информация, чувствительная к конкуренции. Вот закончим разработку, изготовим двигатель, тогда смогу сказать. А пока у нас впереди очень много работы. Должны пройти испытания, подтверждающие работоспособность РД-191. Сейчас могу только пообещать, что двигатель будет готов к заданному сроку.
- Вы продаете двигатели РД-180 через СП "РД АМРОСС", созданное с американской компанией Pratt&Whitney.
У вас какие-то совместные разработки с этой компанией, может быть, вы обмениваетесь технологиями с Pratt&Whitney?
- Pratt&Whitney со своими специалистами активно участвует на этапе формирования технического задания, формирования решений для стыковки двигателя с ракетой, принимает участие в доводке двигателей, в получении заданных параметров. Это совместная работа. Но двигатель все же носит марку НПО "Энергомаш", хотя он делается с участием Pratt&Whitney. Все наши технологии достаточно надежно защищены юридически, интеллектуальная собственность всегда наша. У нас есть соглашение, где сама американская сторона защищает нашу интеллектуальную собственность от несанкционированного использования.
- А вы не испытываете в этой работе какое-либо давление со стороны Минобороны?
- Минобороны ведет абсолютно жесткий контроль всего, что мы делаем. Прежде чем в Америку уйдет какая-то деталь, двигатель или какой-то документ, это все проходит этапы контроля, лицензирования и соответствующих правительственных одобрений, в которых непосредственно участвует Минобороны. Но я не могу сказать, что нам это сильно мешает. Сегодня у государства и военных уже есть понимание необходимости международных контактов, которые очень полезны России.
- Вы рассказали о программах, которые поддерживают ваше финансовое благополучие сегодня. А что вы можете рассказать о будущих проектах, существующих только на бумаге?
- Мы ведем несколько экспериментальных разработок. Одна из самых интересных - создание трехкомпонентного двигателя: к паре кислород-керосин, использующейся на большинстве сегодняшних жидкостных ракетных двигателей, добавляется водород. Я не буду вдаваться в подробности, суть в том, что такой двигатель можно одновременно использовать и на первой, и на второй ступенях ракеты. Получаются интересные характеристики, такой двигатель очень выгоден. Экспериментальные работы показывают большую прогрессивность такого подхода. Нашими инженерами уже подтверждены расчетные характеристики нового двигателя. Только вот ракета под этот двигатель пока не создана - не появился еще заказчик. Впрочем, есть планы использовать новый двигатель в проекте по созданию многоразовой авиационно-космической системы (МАКС) , который ведет НПО "Молния". Мы даже скомпоновали полномасштабный макет нашего двигателя в основном отсеке космического самолета, который проектирует "Молния".
- Есть ли хотя бы примерные сроки создания МАКСа?
- Трудно сказать. На эту программу требуются довольно серьезные ассигнования. Генеральный директор "Молнии" Александр Сергеевич Башилов очень надеется осуществить этот проект, я его поддерживаю.
- Но есть ли у МАКСа перспективы? Сегодня даже существующим операторам космических запусков не хватает заказов.
- Тенденции в космической отрасли переменны. Был момент, три-четыре года назад, когда начался ажиотаж вокруг многоспутниковых телекоммуникационных систем. Teledesic планировал запустить 280 спутников - помните такой проект? Планировали охватить все телекоммуникационные системы мира. Операторы персональной спутниковой связи чувствовали себя получше, они планировали регулярно обновлять свои орбитальные группировки. Был ряд других спутниковых программ, под которые требовалось большое количество ракет-носителей для их запусков и развертывания. Бизнес коммерческих запусков был на подъеме, а ожидания были и вовсе сверхоптимистические. Увы, жизнь внесла свои коррективы. Сегодня многие проекты просто приостановлены. Но, возможно, будут найдены некие новые формы их реализации, будет найдена ниша, где они займут нужное место. Мы чувствуем, что сейчас происходит некое оживление.
- То есть самый плохой момент уже пройден? Хуже 2001 г., который для запусков "Протонов", например, стал просто провальным, уже не будет?
- Надеюсь, да. Хотя оживление не такое большое, как мы рассчитывали. Посмотрим, что будет дальше, - все развивается по спирали.
- "Энергомаш" традиционно производит самые мощные двигатели - маршевые, для первых ступеней тяжелых ракет. Между тем весь мир увлекается легкими системами запуска. Есть ли у вас проекты создания двигателей меньшей тяги?
- У нас существуют экспериментальные образцы двигателей малой тяги. Мы делаем, в частности, двигатель РД-161 для разгонных блоков перспективных ракетных систем. Наши двигатели будут работать на "Авроре", площадка для запусков которой сейчас строится совместно с австралийцами на острове Рождества в Тихом океане. Сейчас времена такие - надо искать любую работу.
- Сколько сейчас работает людей на НПО "Энергомаш", какие у них зарплаты?
- На центральном предприятии, в Химках, работает 5600 человек. С филиалами в Самаре, Перми и Санкт-Петербурге - около 6000.
Средняя зарплата - около 6000 руб. Мы выплачиваем ее как при социализме - два раза в месяц. У нас есть медицинская страховка, ряд других социальных гарантий. Единственное, что мы сегодня не делаем, - не строим жилье для работников. Потому что у нас для этого еще не хватает денег. Мы 10 лет живем без госзаказа. "Энергомаш" не получает от государства практически ни копейки. Мы несколько лет сами расплачивались с долгами, причем часть из них нам досталась от государства. Сегодня мы еще имеем долги по налогам, но они реструктуризированы. Мы надеемся досрочно рассчитаться со всеми бюджетами всех уровней.
- А как обстоят дела с обновлением инженерных кадров? Неужели молодые выпускники вузов охотно идут к вам?
- Никаких проблем. Был период (1993 - 1995 гг.), когда народ от нас уходил, все в бизнес кидались. Приходящие тоже уходили, когда по нескольку месяцев зарплату не выдавали после того, как в феврале 1992 г. нам обнулили весь госзаказ. А сегодня специалисты из институтов к нам идут, задерживаются. Причем работают хорошо - очень умные ребята. Сотрудники с учеными степенями получают дополнительные средства за степени. А это немалые суммы - 2000-3000 руб. Член-корреспондент Российской академии наук получает столько же, сколько у нас кандидат наук получает доплаты. Сейчас мы модернизировали производство, создали аспирантуру, ученый совет, выпускаем научные труды. Мы за последние 10 лет сделали гораздо больше, чем за тот же срок при социализме. И двигатели разрабатываем гораздо быстрее, потому что сейчас такие условия.
У нас вот другая проблема возникла недавно - совершенно неожиданная. По разговорам со своими коллегами я знаю, что она общая. Возникла острая нехватка рабочих кадров, станочников, мотористов. Сегодня даже на приличную зарплату, даже на станки с программным управлением не хочет народ идти, особенно молодежь. Мы сейчас разрабатываем специальные программы по привлечению трудовых специалистов. Будем вводить разнообразные льготы.
- Близится реорганизация военно-промышленного и авиакосмического комплексов. На каком этапе находится формирование объединенного холдинга на базе космических предприятий?
- Сейчас идет подготовка к первому этапу реформирования оборонно-промышленного комплекса, на котором будет создано несколько десятков холдингов или чуть меньше. В космической отрасли останется с десяток крупных холдингов на базе сегодняшних лидеров. Потом будет дальнейшее укрупнение. Надо только выработать механизмы такие, чтобы не нанести ущерба тому, что уже сегодня есть. Не нужно, чтобы немногочисленные успешные фирмы обрастали нежизнеспособными сателлитами. Объединяющиеся в холдинг предприятия должны от этого получать какую-то выгоду.
Какие доли каждое предприятие внесет в холдинг - это тоже вопрос в стадии решения. Часть государственных предприятий, которые должны войти в холдинг, сначала должны быть акционированы. Мы, к счастью, находимся в более простом положении - мы акционерное общество. Сегодня 80% наших акций находятся у государства, остальные 20% находятся в корпорации "РД-Инвест", в которой тоже есть доля государства. У "Энергомаша" своих акций нет. Поэтому, когда будет создаваться холдинг, какой процент наших акций в эту управляющую компанию, в этот холдинг, ввести, сами понимаете, нашему правительству будет решить очень легко. Так что мы уже на низком старте....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы