О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В ответе за небо столицы

24 октября исполняется 50 лет со дня создания 1-й армии ПВО особого назначения. Она была сформирована постановлением Совета Министров СССР в далеком 1952-м, когда ветры "холодной войны" все чаще стали заносить в нашу страну сначала зонды с разведаппаратурой, а потом и воздушных пиратов. Можно сказать, вся история противовоздушной обороны Москвы неразрывно связана с судьбой "1-й конной", как любовно называли в военной среде эту армию. Причем история, богатая событиями.

Уже в конце 40-х - начале 50-х наша разведка начала сообщать, что за океаном создаются новые носители ядерного оружия. Они могут оказаться недосягаемы для наших средств ПВО. Речь шла о высотных межконтинентальных бомбардировщиках. Вскоре после этого высотные самолеты-разведчики, словно намечая маршруты, начнут безнаказанно летать над городами и селами СССР. То был явный шантаж, циничное напоминание о том, что русским придется мириться с техническим превосходством Запада. Игра на нервах продлится аж до 1 мая 1960 года, когда зенитный ракетный комплекс С-75 "Двина" неожиданно для американцев достанет на Урале их "Локхид" U-2, пилотируемый Френсисом Пауэрсом. Но до этого торжества справедливости нашему народу предстояло дожить, ограничивая себя во всем, затягивая пояса во имя создания невиданного до того времени разящего противовоздушного меча.

В августе 1950-го правительство принимает решение о возведении вокруг Москвы стационарной зенитной ракетной системы С-25 "Беркут". Именно она стала первым образцом зенитного ракетного вооружения, созданного у нас. Вряд ли надо объяснять, насколько трудной была эта задача для страны, недавно перенесшей тяжелейшую войну. Но она была решена. Основу московской зенитной ракетной обороны составили 56 зенитных ракетных комплексов, располагавшихся вокруг обороняемого объекта - столицы нашей Родины - в два эшелона. Они образовали плотную огневую кольцевую зону с глубиной поражения целей свыше 100 км и досягаемостью по высоте около 25 км. И.В. Сталин поставил задачу: оборона Москвы должна быть такой, чтобы через нее не мог проникнуть ни один самолет. Может, еще и поэтому организацию работ по системе "Беркут" возложили на специально созданное в аппарате Л. Берии управление. А в составе Министерства вооружений в обстановке глубочайшей секретности образовали головную организацию по разработке системы - мощное Конструкторское бюро N 1, главными конструкторами которого стали А. Расплетин и Л. Куксенко.

Первый пуск ракеты был произведен 25 июля 1951 года, а в 1953-м испытан опытный образец станции наведения ракет Б-200. Тогда же было начато строительство технических позиций системы и двух кольцевых зон поражения. А вместе с ними - военных городков, бетонированных дорог...

Войсковая часть 32396, о которой речь, сыграла большую роль в формировании других входящих в ее состав частей, подборе, начальном обучении и расстановке кадров, заложила основы для дальнейшего совершенствования аппарата управления объединения, командного пункта, управлений корпусов, радиотехнических центров ближней и дальней разведки, технических баз и полков особого назначения.

1 декабря 1953 года заканчивается формирование 1-й армии ПВО особого назначения в составе четырех корпусов, и она включается в Московский округ ПВО. К началу 1955-го весь личный состав объединения в основном освоил материальную часть боевой техники, научился грамотно ее эксплуатировать.

15-20 апреля 1955 года на полигоне Капустин Яр впервые в истории Вооруженных Сил и Войск ПВО состоялись боевые стрельбы зенитными управляемыми ракетами. Командовал частью в тот момент полковник Н. Черкашин.

В том же году началось боевое дежурство, на которое первыми заступили радиотехнические центры, а потом и зенитные ракетные полки. Интересен такой факт. В объединении к тому времени были 82 (!) части различного назначения, расположенные вокруг Москвы тремя кольцами обороны. Это был действительно непроницаемый для воздушного агрессора "железный занавес" в самом лучшем понимании этих слов.

Но не только количеством полков славилась "первая конная", а и качеством оружия, подготовкой специалистов. ЗРК С-75, С-125, С-200, а позже и зенитная ракетная система С-300 сменяли и дополняли друг друга. "Трехсотка" появилась в конце 70-х в связи с развитием средств воздушно-космического нападения вероятного противника. Тогда же в объединении была опробована и автоматизированная система управления. Это говорит о том, что в нем безостановочно шел процесс переучивания и освоения новой техники. Объединение было своеобразной лабораторией нового. Можно представить, с каким энтузиазмом и желанием тогда служили офицеры. Они чувствовали постоянную заботу и внимание к себе всего государства. Что касается обороны Москвы, то она с появлением С-300 стала не только противосамолетной, но и противоракетной. А часть за успешное освоение новой техники наградили орденом Красного Знамени.

Те годы были, образно говоря, "золотым веком" армии ПВО. Потом наступили другие времена. Началась череда реформаций и преобразований. В ходе них немало зенитных ракетных полков было сокращено. А 1 декабря 1994 года уже и саму армию переформировали в корпус в составе Московского округа ПВО. В 2001-м управления четырех бригад преобразованы в управления двух дивизий ПВО. Были сокращены и управления двух радиотехнических полков...

И все же люди в это непростое время продолжают служить, ревностно выполнять свои обязанности, осваивать новую технику, теперь уже модернизированную систему "Фаворит". Надо, например, видеть глаза командира зенитного ракетного дивизиона гвардии майора Руслана Тимохина, когда он рассказывает о том, как они "завалили" на полигоне с помощью "Фаворита" буквально все мишени. Боевые расчеты там получили практику уничтожения не только самолетов, но также крылатых и аэробаллистических ракет. Чувствуется, что офицер и его подчиненные искренне любят свое дело, очень хотят служить. Вот только...

Увы, сегодня чуть ли не все проблемы решает его величество рубль. Рынок, а не разум все чаще правит бал... Примеры? Отправили недавно ракетчики в ремонт важнейшие блоки с аппаратурой на один из заводов. Без них дивизионы не могут ни дежурить, ни стрелять. И что? На заводе их починили, но... не возвращают. Говорят, вернем лишь тогда, когда заплатите все до копейки. Боеготовность от этого страдает по-крупному. Да и не должны по определению люди с оружием в руках жить по правилу: ты - мне, я - тебе. Платить должно государство. А пока приходится ракетчикам от его имени унижаться, просить. Не для себя - для защиты Отечества.

Или взять такой острейший социальный вопрос, как обеспечение жильем. Сейчас в квартирной очереди тут стоят 1.300 офицеров. Многие обитают в общежитиях, казармах, чуланах... И просвета не видать. В этом году получили жилье всего около 10 счастливчиков. Выходит, 120 лет надо прослужить лейтенанту, чтобы до него дошла очередь. Из-за этого рушатся порой семьи, молодежь подает рапорта на увольнение...

- И все же, несмотря ни на что, мы успешно выполняем задачу по защите города-героя Москвы и промышленных районов Подмосковья, - говорит заместитель командира корпуса генерал-майор Владимир Мелешенко. - Ради этого сотни людей ежедневно опускаются под землю, заступают на боевое дежурство, приникают к экранам индикаторов...

Что ж, остается от всей души, от всего сердца пожелать ракетчикам силы духа, мужества, долготерпения в этом благородном мужском деле. Мы верим в них и знаем: бессменная вахта, которую они несут вот уже 50 лет на боевых постах, - важнейший компонент созидательного труда всех россиян. Без него стране просто не выжить.

Комментарий командира объединения ПВО генерал-лейтенанта Николая Дубикова:

- У нашей армии действительно богатая история, в которой как в зеркале отражена жизнь нашей страны. Заострю внимание лишь на некоторых цифрах и фактах. Представьте: в границах ответственности 1-й армии ПВО особого назначения в тот период находилось порядка 15 процентов промышленного потенциала Советского Союза, 10 процентов населения и 50 процентов научного потенциала. Так что для защиты не только Москвы создавалась армия, первым командующим которой был генерал-лейтенант Александр Казанцев, но и центрального экономического района страны, где были сосредоточены основные государственные и военные структуры управления.

В структуру армии входили 56 полков, которые одновременно могли вести огонь по 250 воздушным объектам. Это, образно говоря, мельница, которая все, что грозило нам с воздуха, перемалывала уже с рубежа 120-130 км от Москвы. Пройти невредимым через это море огня было практически невозможно.

В дальнейшем с принятием на вооружение ЗРК С-75, С-125, С-200 и включением их в состав армии боевые возможности возросли на порядок. В связи с развитием средств воздушного нападения в 80-х годах армия была перевооружена на ЗРС С-300.

Зенитная ракетная система С-300 и комплексы АСУ еще более расширили возможности группировки, позволили ей вести огонь даже по баллистическим целям, причем с эффективностью от 0,83 до 0,99.

В ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации боевой и численный состав группировки был сокращен, что в определенной мере не могло не отразиться на ее возможностях. Несмотря на это, объединение продолжает нести боевое дежурство, выполняет боевые стрельбы на полигонах. В том числе и на ЗРК, доработанном по программе "Фаворит". Всеми зенитными ракетными полками они выполнены с эффективностью 1. Кстати, один из них уже заступил на боевое дежурство с этой суперсовременной зенитной ракетной системой.

Конечно, как и во всех Вооруженных Силах, у нас немало проблем. Не устраивают нас нынешние темпы модернизации и ремонта вооружения. Пока старение техники опережает ее восстановление, обновление.

Или такой вопрос. Сегодня мы содержим более 80 больших и маленьких жилых городков. Во многих из них проживают до 95 процентов уже бывших военнослужащих, то есть гражданских лиц. На поддержание инфраструктуры этих городков отвлекаются большие средства, немало личного состава. Но ведь таким образом мы решаем несвойственные Вооруженным Силам задачи. Выход? Он прост: выполнить указ Президента Российской Федерации, который предписывал до 1 января 2000 года передать жилые городки на баланс местных властей. Но до сих пор далеко не везде пошли нам навстречу. Проблема между тем тянет за собой целый шлейф других. Взять тех же бесквартирных офицеров, которых, как правильно замечено, в объединении 1.300. Предназначенное для них в городках жилье занято людьми, утратившими связь с Вооруженными Силами. А чтобы снять квартиру внаем, надо 100-150 долларов в месяц. По силам ли это, скажем, командиру взвода с его денежным довольствием в 3.600 рублей? Тут не до создания семьи, самому бы прокормиться.

Отсюда третья проблема - утечка кадров. 90 процентов нашего офицерского состава - высокоподготовленные электронщики, которые прекрасно владеют компьютерной техникой. Все они, сняв погоны, легко находят себе работу как минимум на 15 тысяч рублей. Неудивительно, что сегодня об увольнении просят не только лейтенанты, но уже и майоры, подполковники...

И все же, все же, все же... Костяк офицерского состава остался. Он несет боевое дежурство, с блеском выполняет боевые стрельбы... Но, чтобы не потерять и этих людей, видимо, нужна государственная программа совершенствования инфраструктуры корпуса. Ведь человек в погонах непременно должен видеть перед собой перспективу, ощущать свою востребованность, общественную ценность.

И последнее. Какой бы совершенной ни была техника, будь то "Фаворит" или даже идущий ему на смену еще более совершенный "Триумф", она остается холодным железом. Оживить его, наполнить теплом, движением могут только человеческие руки. Руки Мастера....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка