О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Заглохшие моторы или почему падают самолеты?

Выпуск непрофильной продукции, такой, как снегоходы и водные мотоциклы, сами авиационщики определяют как забивание гвоздей микроскопом. Конечно, какие-то деньги на этом завод зарабатывает. Куда они деваются - это у же другой вопрос. Во всяком случае, не на зарплаты, это точно

Самолеты падают. К регулярным сообщениям об авиакатастрофах в нашей стране уже привыкли. Изношенность российского авиапарка давно находится за гранью допустимых пределов. "Что самолеты падают - неудивительно, удивительно, что они еще до сих пор летают" - так говорят об этом сами летчики.

В общем, о плачевном состоянии нашего авиапрома можно рассказывать долго. Другой вопрос, почему он оказался в таком состоянии? Мне кажется, иллюстрацией к этому вполне может служить грустная история завода "Рыбинские моторы", бывшего флагмана нашей авиационной промышленности.

От унитазов до авиационных моторов

Теперь начало 90-х годов в нашей стране называют смутными временами. В мутной воде, как известно, ловится самая жирная рыба. Политические и финансовые карьеры, сделанные тогда, до сих пор вызывают удивление во всем мире. Во-первых, своей авантюрностью, а во-вторых, полным пренебрежением ко всем правовым и морально-этическим нормам, принятым в любом цивилизованном обществе.

Карьера нынешнего генерального директора ОАО "НПО "Сатурн" (объединение на базе завода "Рыбинские моторы" и КБ "А. Люлька-Сатурн") Юрия Ласточкина во многом типична. После окончания Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова будущий олигарх начал свою трудовую деятельность на Волжском машиностроительном заводе в качестве бухгалтера. В 1992 г., подобно многим, ушел в частный бизнес.Торговал компьютерами, магнитофонами, унитазами. Словом, всем, что продавалось.

Завод "Рыбинские моторы" находился в то время на грани банкротства. Спасти предприятие пытались через акционирование. Тогдашнему генеральному директору "Рыбинских моторов" Валерию Шелгунову понравился скромный юноша Юра, средней руки коммерсант из города Ярославля, хорошо разбирающийся во всех перипетиях нового российского рынка ценных бумаг. Именно ему он поручил провести скупку акций предприятия и даже в знак благодарности сделал того своим заместителем по экономике и финансам. Акции Ласточкин действительно скупил. Правда, в свою пользу.

Итог понятен. Отец-благодетель Шелгунов получил отставку, а вместо него генеральным директором и, добавлю, собственником завода стал Юрий Ласточкин. Шелгунову, против которого было сфабриковано уголовное дело по обвинению в клевете, пришлось вообще уехать из города.

История, конечно, некрасивая, но вполне в духе времени, когда бывшая государственная собственность, что называется, лежала на дороге. "Красные" директора, волей случая обреченные на самостоятельное выживание, еще плохо ориентировались в новых акционерных взаимоотношениях. В результате собственниками заводов и фабрик буквально за копейки оказывались совсем другие люди, далекие от производства, но зато близкие к определенным кругам за колючей проволокой.

Завод-город

Став хозяином, Юрий Ласточкин не изобретал велосипедов и не открывал Америк. Схема обычная. Как правило, начинаются массовые увольнения нелояльных и расстановка на ключевые посты своих людей, подбираемых в первую очередь по принципу личной преданности.

Второй этап освоения собственности - повальная экономия. На зарплатах, на социальных объектах, на жилом фонде. Сокращение рабочих мест на заводе стало уже нормой. А куда пойти работать, если город маленький и других возможностей почти нет. Бросать все и уезжать?

Завод "Рыбинские моторы" - предприятие градообразующее. А это не только сам завод, но и жилой фонд, поликлиники, санатории, детские лагеря и так далее.

Все это нужно работникам предприятия, но прибыли, естественно, не приносит. Значит - выкинуть. Другими словами, передать в ведение и без того нищего городского бюджета. Именно так развивается сейчас ситуация в городе Рыбинске. Все социальные объекты переданы городу. В итоге, конечно, страдают работники завода, вынужденные жить в домах с протекающими крышами, лечиться в больницах, где даже бинты в дефиците, или отправлять детей в школы, где температура зимой приближается к уличной. Часть рабочих завода живут вообще на птичьих правах в так называемых общежитиях, от которых завод уже отказался, но и город взять на себя не торопится. Но кого это волнует?

Рабочие завода рассказывают, что сейчас их зарплата ниже, чем даже в городе Ярославле, который высокими заработками не отличается, и ее задержки на "Рыбинских моторах" - дело обычное.

Да и откуда взяться прибыли? Завод топчется на месте. Если раньше в год выпускалось порядка пятисот моторов и около шестисот ремонтировалось, то сейчас эти цифры в десятки раз ниже. Выпуск непрофильной продукции, такой, как снегоходы и водные мотоциклы, сами авиационщики определяют как забивание гвоздей микроскопом. Конечно, какие-то деньги на этом завод зарабатывает. Куда они деваются - это уже другой вопрос. Во всяком случае, не на зарплаты, это точно.

Картина складывается грустная. Попробуем добавить оптимизма. Не всем в Рыбинске живется так плохо. Начальник милиции, например, получил с подачи администрации завода двухъярусную квартиру в новом доме. Не потому ли, что он - нужный человек, а таких надо подкармливать?

Схема, в общем, не новая. Таких примеров в нашей стране уже много. Берется действующее предприятие, высасывается из него все, что можно, а потом акции его потихонечку продаются. Складывается впечатление, что видимо, так и планировалось, но вмешалось одно "но". Появилась возможность заработать еще больше.

Оборонные деньги

Времена меняются. Страна тоже. Всем понятно, что сильная страна - это в том числе и боеспособная армия, оснащенная новой техникой. А где ее взять, если оборонная промышленность была вынуждена переключиться на производство кастрюль?

Итак, оборонку начали поднимать. Деньги для этой цели уже выделены немалые, и еще большие - в перспективе. В авиации, например, сейчас речь идет о создании истребителя пятого поколения - принципиально новой модели, над которой работают наши ученые. Но разработка новой техники планируется прежде всего на базе государственных предприятий. Это было озвучено чиновниками самого высокого ранга. Вот после этого начинаются странные метаморфозы. Совсем недавно Ласточкин в своем интервью одной из газет заявил, что более трех четвертей акций НПО контролируется менеджментом компании. А тут вдруг оказывается, что 51% акций НПО "Сатурн" принадлежит государству. По крайней, мере по заявлениям этого самого менеджмента. И когда только государство успело прибарахлиться?

О планах руководства НПО "Сатурн" догадаться, конечно, несложно. Любое прибыльное начинание важно вовремя возглавить, а значит, взять под свой контроль. Как правило, основной причиной этого является не столько само производство, сколько те средства, которые на это отпущены. Так что можно опасаться развала уже не одного предприятия, а целой отрасли.

Для самого Ласточкина государственные заказы, понятно, золотая жила. Выгодно это. Насколько это выгодно государству - другой разговор. Думаем, что не очень. Но это уже совсем другая история.

К сожалению, людей с психологией временщиков, замашками удельных князьков и бездонными, как океанские глубины, карманами, у нас в стране много. Даже слишком много. А самолеты тем временем все падают и падают......
Авторские права на данный материал принадлежат «Версия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка