О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Беспилотники - дальний прицел

Анализ тенденций развития зарубежных армий свидетельствует, что в большинстве из них расширяется использование БПЛА самых различных классов и назначения

В последние месяцы, и особенно после трагических событий сентября 2004 года, президент России Владимир Путин с большой настойчивостью ставит перед силовиками задачу оснащения Вооруженных Сил и подразделений специального назначения военными средствами и боевыми системами, способными резко повысить их мощь и эффективность применения. Анализ тенденций развития зарубежных армий свидетельствует, что в большинстве из них расширяется использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) самых различных классов и назначения.

В США рассматривается вопрос о включении к 2008 году в перечень стандартного вооружения бригады сухопутных войск до 150-200 БПЛА оперативно-тактического назначения. Речь также идет о внедрении все более совершенных и продвинутых систем, которые вкупе с уже имеющимися средствами могут значительно изменить характер ведения вооруженной борьбы, особенно в конфликтах малой и средней интенсивности.

Американское агентство по перспективным вооружениям (DARPA), работающее в рамках заданий Пентагона, в апреле с. г. провело совместно с ВВС и ВМС США испытание прототипа т. н. "совместной беспилотной боевой воздушной системы" (J-UCAS). Она должна сбрасываться с БПЛА фирмы Boeing Х-45А и нести 250-фунтовую "умную бомбу". Вскоре планируется показать скоординированные полеты одновременно нескольких подобных аппаратов, выполняющих конкретную боевую задачу.

В Израиле, обремененном тяжелейшей борьбой с терроризмом, на выставке, посвященной конфликтам низкой интенсивности и ведению военных действий в городских условиях, в марте с. г. были показаны в числе других систем БПЛА "SPY THERE" и "BIRDY". Первая из них при взлете весит всего 5 кг и способна выполнять различные разведывательные задачи в течение одного часа. Все оборудование переносится двумя операторами. Распространение технологий БПЛА зашло настолько далеко, что даже такая страна, как Иордания, собственными силами ведет разработку нескольких подобных аппаратов для своей армии.

Это лишь малая толика примеров о ведущихся в мире работах. Всего, по оценкам американских экспертов, активно занимаются проблемами создания БПЛА около 45 стран. Массовые поступления этих систем на вооружение частей Объединенных вооруженных сил НАТО ожидаются к 2007 году. А некоторые наши специалисты полагают, что "численность их парка на Центрально-Европейском ТВД может достигнуть примерно 60 тысяч единиц, из которых около 60%, по-видимому, будут составлять малоразмерные аппараты".

Первым делом - разведка

Как известно, уже сделаны попытки провести классификацию появившихся многочисленных систем БПЛА по основным критериям:
  • по массе (микро - менее 5 кг; мини - менее 200 кг; и макси - свыше 1000 кг);
  • по продолжительности нахождения в воздухе (менее 1 часа, до 3 часов, до 6 часов, до 12 часов, до 24 часов и более);
  • по высоте полета (до 1 км; 3 км; 9-12 км; а также до 20 км).
Важную роль играет, естественно, и способ управления аппаратом. Здесь есть теле- и радиоуправляемые системы, совершающие полеты по заранее разработанной программе и в связке с космическими системами навигации. Есть БПЛА поля боя, оперативного и фронтового назначения, а также континентального и межконтинентального применения.

Однако само перечисление этих способностей не только показывает уникальные возможности гибкого использования БПЛА, но и диктует необходимость иметь комплексный набор систем. "Беспилотники" обладают широким набором характеристик, которые позволяют им решать многоплановые задачи, в том числе разведывательные.

Изначально это было практически главной и фактически доминирующей линией в использовании БПЛА. Что и сейчас является одной из их ведущих функций. Выбор имеющихся здесь систем весьма впечатляющ. Кроме названных выше западных аппаратов, немало конструктивно и технически интересных машин было создано во времена СССР и в России.

Как известно, воздушная разведка является одной из наиболее сложных и рискованных боевых задач. На любом этапе военных действий мудрым считается максимально бережное отношение к опытному и хорошо натренированному летному составу. А ведь именно таким пилотам и инженерам обычно поручаются разведывательные полеты. Классный летчик ценнее любого беспилотного летательного аппарата, даже самого дорогого, и только в исключительных случаях могут быть хоть как-то оправданны потери личного состава при проведении воздушно-разведывательных операций. По данным иностранной печати, во время войны в Югославии в 2000 году натовцы при решении разведывательных задач официально потеряли 48 БПЛА. США, в частности, - 17 машин: 3 Predator, 9 Hunter, 4 Pioneer. 14 беспилотных аппаратов Phoenix потеряли англичане. Таким образом, были спасены многие жизни летчиков.

В свое время именно требования определяли создание в КБ им. А.Н. Туполева достаточно эффективных для своего времени наземных комплексов и беспилотных самолетов-разведчиков "Рейс" и "Рейс-Д", а также "Стриж". Эти тяжелые машины неплохо справлялись с решением задач оперативно-тактической и тактической разведки на сравнительно большой глубине.

Известным НИИ "Кулон" совместно с ОКБ им. Яковлева был создан беспилотный комплекс воздушной разведки и наблюдения за полем боя "Строй-П" с дистанционно управляемым беспилотным аппаратом "Пчела-1", который неплохо зарекомендовал себя и в ходе двух чеченских кампаний. В ряде случаев, как, например, с системой "Рейс-Д", значительным дополнительным преимуществом является малая радиолокационная заметность БПЛА.

Однако использование этих и некоторых других БПЛА осложняется несколькими проблемами, которые надежно так и не были преодолены. Прежде всего, это достаточно большая "капризность" машин с точки зрения послеполетного обслуживания и довольно высокий процент отказов техники, особенно в зимних условиях. Во-вторых, малая кратность использования до ремонта: как правило, около 5 раз. В лучшем случае, как у КБ им. Туполева, до десяти раз. В то время как у американских аналогов за минимум берется критерий - 20 раз и отмечается существенно более высокий уровень технической надежности основных узлов и электронных блоков.

В нашей стране накоплен большой опыт использования БПЛА в целях радиационной разведки. Первой такой машиной стал беспилотный самолет Як-9В. Самолеты этого типа долгое время осуществляли дозиметрический контроль в атмосфере при проведении ядерных испытаний. Под решение специальных задач в этой сфере создавались и уникальные беспилотные вертолеты Ка-27Е, которые принесли большую пользу нашим Вооруженным Силам. Мы уже не говорим о такой области, как самое широкое использование "беспилотников" в качестве воздушных мишеней.

Техническое отставание - пролог поражения

В 90-х годах прошлого века в развитии БПЛА произошел мощный научно-технический прорыв, который в России был несколько упущен. В силу известных экономических трудностей и специфических взглядов тогдашних политиков, определявших судьбу нашего ВПК и вообще научно-техническую политику. Возникло отставание и в деле создания, и, следовательно, применения БПЛА. Причем не только в сфере военного дела. Не вдаваясь в детали, можно отметить, что в США намечают к 2012 году использовать в коммерческих и муниципальных службах около 8000 беспилотных аппаратов различного назначения и класса.

Отставание проявилось больше всего в нишах микро- и мини-БПЛА, а также в сфере некоторых ключевых технологий - таких как системы управления беспилотным комплексом и насыщения его полезной нагрузкой. Косвенным подтверждением неудовлетворительной ситуации явилась закупка нашей ведущей авиакорпорацией "Иркут" беспилотного комплекса "Аэростар" у Израиля. По словам президента "Иркута" Алексея Федорова, данная покупка была продиктована стремлением изучить и понять достижения мировых производителей в области беспилотной авиации. По его словам, изюминкой любого беспилотного комплекса является полезная нагрузка, и здесь мы серьезно уступаем США и Израилю.

В качестве некоего примера, показывающего, насколько могут быть широки возможности БПЛА и как важно создать должную "начинку" аппарата, хотелось бы процитировать отрывок из книги Ричарда А. Кларка - многолетнего национального координатора по борьбе с терроризмом при последних американских президентах.

Как известно, США в конце 90-х годов создали весьма удачный БПЛА Predator, который сейчас является основой для большого семейства беспилотных аппаратов. После долгой внутриведомственной борьбы в сентябре 2000 года ему удалось задействовать 2 машины против "Талибана" и "Аль-Каиды" в небе над Афганистаном. Кларк пишет об этом: "К сентябрю необходимые спутниковые каналы и связки, а также другие технические детали были решены, и первый Predator полетел над Афганистаном. Мы, сидя у своих консолей, наблюдали на огромном видеоэкране за тем, что происходило в это время на другом конце земного шара. Такие разведывательные возможности мы могли наблюдать разве что в голливудских фильмах. "Птичка" тихо пролетела над известным лагерем террористов как раз в тот момент, когда на выезд к воротам подъехал "Ленд Ровер". Пилоту, т. е. оператору БПЛА, было приказано пронаблюдать за джипом. Он держал "Ленд Ровер" на экране, пока тот ехал по улицам и площадям, через туннель. В конце концов, джип подъехал к вилле, и его пассажиры зашли в дом. Ну что ж, по крайней мере, мы знаем, что эта вилла имеет отношение к "Аль-Каиде".

В Западной Европе - в Швеции, Бельгии, Италии, Франции, Великобритании, Германии и других странах успешно ведутся работы по созданию микроБПЛА для поля боя и решения тактических боевых задач.

При средней стоимости серийных аппаратов от 4,5 тыс. долларов становится совершенно реальным насыщение ими армий даже на ротном уровне. Французы вообще поставили перед собой необычную цель - создать и принять на вооружение миниатюрные ручные БПЛА, которые могли бы усилить боевые возможности мотопехоты. Их не пугают расходы. МикроБПЛА Mirador по длине будет где-то в пределах 25 см, а его двигатель обеспечит 20-минутный полет. На этой базе будет создаваться БПЛА "FELIN" с параметрами: длина 40 см, масса 1,5 кг, радиус действия 1000 м и продолжительностью полета 20 мин. Говорят, что данный аппарат намереваются испытывать для определения возможности включения в снаряжение пехотинца.

Похожие по замыслу работы проводятся и в ряде других стран. Так что если мы серьезно настроены модернизировать наши Вооруженные Силы, то нам необходимо идти в ногу с мировыми тенденциями. В этом смысле деловое сотрудничество с ведущей западноевропейской корпорацией "EADS" для российской корпорации "Иркут" является перспективным и обоснованным шагом.

Будущее - за летающими роботами

Бурное развитие технологий неизбежно привело к переосмыслению концепций применения беспилотных аппаратов, путей дальнейшего научно-технического развития всего комплекса БПЛА, совершенствованию полезной нагрузки и приданию им многоцелевого характера. Совершенно очевидно, что в обозримом будущем БПЛА оснастятся управляемыми "умными" бомбами, приспособятся для перехвата оперативно-тактических ракет на активном участке траектории их полета, управляемыми ракетами "воздух-земля" и контейнерами с аппаратурой радиоэлектронной борьбы. В Афганистане RQ-1 Predator уже вел бой ракетами. В Йемене установленными на нем противотанковыми ракетами Hellfire было уничтожено с воздуха руководство местного отделения "Аль-Каиды". Естественно, речь идет о макси-БПЛА - машинах тяжелого класса, создание которых под силу лишь считанному количеству государств, обладающих высокоразвитым авиастроением, двигателестроением и самой передовой электроникой. Те работы, которые уже ведутся по БПЛА, включают в себя и технологии "стелс".

Словом, в будущих военных конфликтах, наряду с истребителями пятого поколения, мы увидим и новые поколения БПЛА. Их применение потребует участия тысяч хорошо подготовленных пилотов и инженеров наземных централизованных командных постов, управляющих компьютерами. На недавней международной выставке в Фарнборо это было подтверждено аппаратами Predator-В I-GNAT MARINER, представленными США, EUROMALE, TUMAV, SHARC, FILUR, представленными шведской корпорацией СААБ, английской машиной WATCHKEEPER, израильским аппаратом SKYLARK и другими.

С удовлетворением можно сказать, что, вообще-то, и российские разработчики не стоят на месте. Так, огромные перспективы имеет БПЛА большой высоты и продолжительности полета С-62, который разрабатывается ОКБ "Сухой". Эта машина по ряду характеристик должна превзойти одну из самых продвинутых американских разработок Global Hawk. Большая высота полета - 20 км - позволит контролировать прилегающие районы на глубину более 500 км и круглосуточно наблюдать и за поверхностью, и за воздушным пространством. Одна из способностей С-62 может быть эффективно использована в контексте проверки соблюдения нашими партнерами своих договорных обязательств. Это становится особенно актуальным после выдвижения НАТО на восток. Для сравнения можно сообщить, что Global Hawk может находиться в воздухе в течение 32 часов, снабжен инфракрасными и радиолокационными датчиками с дальностью обзора до 60 км.

В мире фактически сложился постоянно расширяющийся рынок торговли в сфере БПЛА, и конкуренция здесь уже имеет достаточно жесткий характер. Нашим фирмам для того, чтобы занять достойную нишу, необходимо резко ускорить выход отечественных беспилотных систем на международный простор военно-технического сотрудничества. Прав президент корпорации "Иркут", когда говорит: "Покупка израильского БПЛА для нас - это своеобразный билет для вхождения в совершенно новую для нас область бизнеса: беспилотных летательных аппаратов. Мы пойдем дальше и не остановимся на том, чтобы просто тиражировать имеющийся образец".

В 2003 году были приняты важные управленческие решения, вытекающие из рассмотренных Советом безопасности РФ "Основ военно-технической политики на период до 2015 года и дальнейшую перспективу". Они создают благоприятные стимулы для рывка на этом важном направлении.

Однако сфера применения БПЛА не ограничивается только военным измерением. Не менее значительны перспективы применения различных систем БПЛА по линии правоохранительных органов, для контроля наших самых протяженных в мире границ, в том числе при организации борьбы с наркотрафиком. Не случайно одними из первых потенциалом БПЛА заинтересовались в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, которое более восприимчиво к новой технике, когда речь идет о борьбе за жизнь людей и предотвращение катастроф.

Особым порядком стоит антитеррористический потенциал, объективно заключенный в таком мощном средстве, как многофункциональные беспилотные летательные аппараты. В Австралии, например, создаются два типа беспилотных аппаратов для предотвращения нападений террористов на железные дороги, а также пункты добычи нефти и газа в шельфовой зоне на северо-западном побережье континента. Это рассматривается как долгосрочная стратегическая задача. БПЛА будет придана способность совершать беспосадочные полеты в течение 30 часов. В США недавно образованное министерство внутренней безопасности при технической поддержке Пентагона создает управление, которое будет не только курировать растущий в нем отряд БПЛА различного назначения, но и организовывать подготовку пилотов, обеспечивать техническое обслуживание. Оно станет также разрабатывать концепции использования каждого из имеющихся типов БПЛА применительно к задачам, решаемым этим ведомством. Глава министерства Том Ридж недавно заявил, что беспилотные аппараты, подобные тем, какие применялись США в военной операции в Ираке, помогут в борьбе с нелегальными иммигрантами и увеличат эффективность работы пограничных служб на земле, в воздухе и на море.

Находка для террористов?

Однако БПЛА в определенном смысле может стать и обоюдоострым оружием. Еще в 2002 году министр обороны США Дональд Рамсфельд в секретном докладе выступил с предупреждением о нарастающей угрозе со стороны крылатых ракет и БПЛА, против которых на данном этапе у США нет адекватной защиты. Он утверждал, что даже самые примитивные беспилотные платформы в руках террористов могут стать крайне опасным средством для доставки химических, биологических и радиологических зарядов. В 2004 году Главное счетное управление конгресса США утверждало, что "крылатые ракеты и БПЛА представляют растущую угрозу национальной безопасности США, поскольку эти системы доставки являются точными и недорогими, а могут быть приспособлены как для обычных, так и для химических и биологических вооружений".

Думается, что и нашей стране следует со всей внимательностью отнестись к предупреждениям подобного рода. С одной стороны, быстро понижается технологический порог для начала производства достаточно сложных и эффективных БПЛА в большом количестве государств. Ведь постоянно растет доступность на мировых рынках разнообразного навигационного оборудования, соответствующих двигательных установок, а также систем управления аппаратами. А с другой стороны, ко всему этому получают расширенный доступ "негосударственные игроки", зачастую с весьма сомнительной репутацией и подозрительными намерениями.

По мнению многих специалистов, международные режимы контроля - в том виде, в каком они действуют сейчас, - могут оказаться недостаточно эффективными, чтобы предотвращать попадание технологий БПЛА, а в ряде случаев и самих аппаратов, в руки террористических групп и криминальных элементов. Прежде всего это относится к "утечке" микроБПЛА. И чем раньше удастся наладить реальное международное сотрудничество в противодействии такой угрозы, тем более спокойным будет наше будущее и выше степень безопасности.

И, наконец, последнее. Растущий парк БПЛА и более широкое их применение в военном деле, правоохранительной деятельности, а также в экономической сфере рано или поздно поставит на повестку дня принятие соответствующих государственных юридических актов, регулирующих данную область деятельности. Лучше с этим вопросом не опаздывать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российское военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка