Ведомости
28 октября 2005, 09:14
RRJ ведут на посадку
Проект Российского регионального самолета не понравился контрольному управлению президента. В лайнере слишком много западных комплектующих, указывают чиновники
Проект RRJ запущен в 2001 г. Его разработчик - ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), на 100% принадлежащее государственной АХК "Сухой". Всего планируется выпуск трех версий самолета - на 60, 75 и 95 мест. Сертификация в России запланирована на конец 2007 г., в Европе - на начало 2008 г. Стоимость проекта - около $750 млн.
Сразу два отраслевых ведомства - Роспром и Минпромэнерго - считают RRJ главной надеждой российского авиапрома. Они объясняют свое мнение тем, что самолет создается как экспортный продукт. А значит, это шанс отечественного авиапрома закрепиться на международном рынке. Ради этого чиновники двух ведомств предлагают выделить на программу в 2006 г. 3,6 млрд руб. А общий объем госсубсидий, по их оценке, должен составить 8,6 млрд руб. В конце сентября этими расходами заинтересовалась Счетная палата (СП). Для своей плановой проверки она запросила у Роспрома обоснование этих расходов. Ведомство пообещало подготовить ответ в сжатые сроки. Но оказалось, что в успехе RRJ засомневались не только аудиторы. Почти одновременно с СП разъяснений по проекту потребовало у правительства и контрольное управление президента. Об этом говорится в сентябрьском письме начальника управления Александра Беглова. Копия документа имеется у "Ведомостей", и его достоверность подтвердили сразу два сотрудника КУ.
Из письма Беглова следует, что управление не считает RRJ таким уж перспективным проектом. Ради RRJ в свое время прекратили разработку другого регионального самолета - Ту-324. При этом сам RRJ фактически является аналогом еще одного продукта "Туполева" - Ту-334, сертификация которого прошла еще в 2003 г., указывается в письме. Недоволен Беглов и компоновкой RRJ. Она "требует принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности", ссылается на заключение ЦАГИ (Аэрогидродинамический институт) чиновник. Кроме того, большая часть комплектующих для RRJ будет зарубежного производства. А это "противоречит основным целям и задачам обеспечения развития" отечественного авиапрома, заключает Беглов.
В "Сухом" с претензиями не согласны. "Перспективность проекта лучше всего оценивается спросом на него, а он есть", - говорит заместитель гендиректора АХК "Сухой" Вадим Разумовский. С начала года "Сухой" заключил предконтрактные соглашения на поставку 71 RRJ четырем заказчикам - "Сибири", "Ильюшин финанс", "Почте России" и "Дальавиа". Покупка еще 30-50 лайнеров сейчас обсуждается с "Аэрофлотом", напоминает он. Западные производители комплектующих будут по большей части выпускать их в России, совместно с отечественными предприятиями. А ЦАГИ в целом делал положительные заключения по безопасности RRJ, добавляет Разумовский. Комментарии института вчера получить не удалось. Но кремлевский чиновник подтверждает, что КУ видело "положительные заключения ЦАГИ и Минтранса". "Коллеги, похоже, не вполне разобрались в вопросе, так что единым мнением Кремля это считать нельзя", - отмечает он. Хотя и не исключает, что из-за "такой активности" управления проект может притормозиться. Пресс-секретарь премьера Александр Жаров от комментариев воздержался.
"Все это начинает напоминать обстановку в психбольнице", - усмехается эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. "Сначала государство своими руками придушило один проект регионального самолета, Ан-148, устроив арест акций "Ильюшин финанс". А сейчас начинается вакханалия вокруг второго проекта", - отмечает эксперт. Близкие к "Сухому" источники подозревают, что инициатива этого письма исходила от конкурентов проекта - "Туполева" или "Ильюшин финанс". А два участника рынка предположили, что это может быть "Аэрофлот", который пытается затянуть контракт с "Сухим". Во всех трех компаниях это отрицают. "Мы считаем RRJ самым перспективным проектом, контракт будет подписан, сейчас идут согласования по его условиям", - говорит руководитель пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 7, 2025
В Москве завершился шахматный фестиваль "Аэрофлот Опен 2025"
Март 6, 2025
Аэрофлот запустил бессрочный элитный уровень программы "Аэрофлот Бонус"
Март 7, 2025
Пензенский аэропорт опубликовал летнее расписание на 2025 год
Март 7, 2025
Рособоронэкспорт готов реализовать программу модернизации Су-30МКИ ВВС Индии