О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Зеленый свет для Ан-148

Между ВАСО и украинским АНТК им. Антонова подписан лицензионный договор о передаче ВАСО прав на производство самолетов Ан-148

25 ноября с.г. между Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО) и украинским АНТК им. О.К. Антонова подписан лицензионный договор о передаче воронежскому авиазаводу прав на использование товарного знака, технической документации и на производство самолетов Ан-148. Подписанный договор является основополагающим документом, позволяющим начать серийное производство этих самолетов в России.

Ан-148 - магистральный самолет регионального класса, рассчитанный на перевозку от 65 до 80 пассажиров на расстояние до 5000 км. Этот региональный самолет разработан АНТК им. О.К. Антонова. Серийное производство самолетов налаживается в настоящий момент на ВАСО и киевском авиазаводе "Авиант". На 69% самолет состоит из комплектующих, производимых российскими предприятиями авиационно-космического комплекса. В России продажей, поставками в финансовый и операционный лизинг этих самолетов занимается лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК). В настоящее время у ИФК уже сформирован портфель твердых и предконтрактных соглашений с российскими авиакомпаниями на поставку 54 самолетов. Кроме того, свою заинтересованность в приобретении 10 самолетов Ан-148 проявила украинская авиакомпания "Аэросвит" и 7 самолетов - Республика Казахстан.

Отметим две немаловажные особенности указанного лицензионного договора. Во-первых, на ВАСО создается филиал АНТК им. Антонова, являющийся структурным подразделением АНТК в Воронеже, в состав которого будет назначен представитель генерального конструктора на ВАСО. Во-вторых, филиал и ВАСО вносят необходимые изменения в типовую конструкцию самолетов семейства Ан-148, создают модификации этого самолета непосредственно на ВАСО, организуют сертификацию новых модификаций, конструкторское сопровождение и эксплуатацию вновь созданных модификаций. Это дает России право самостоятельно доработать Ан-148 от базовой версии до следующих вариантов: военно-транспортный, специального назначения, грузовой, грузопассажирский.

Как сообщил генеральный директор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." Александр Рубцов, соглашение не устанавливает ограничений по срокам или количеству выпущенных самолетов, а также по географии потенциальных продаж Ан-148, которые будет делать ВАСО. Вместе с тем украинская и российская стороны договорились координировать ценовую и маркетинговую политику, для чего планируется создать совместный центр продаж. Объявлено, что в течение ближайших 10 лет на ВАСО будет собрано около 250 самолетов.

Широкой публике Ан-148 впервые был представлен в ходе авиасалона "МАКС-2005". Машина участвовала как в программе показательных полетов, так и на статической экспозиции и привлекла большое внимание. В частности, интерес был проявлен со стороны российских военных, несмотря на то что тендер на легкий транспортный самолет выиграл Ил-112В. Но Ил-112 еще не готов, а Ан-148 уже летает, к тому же теперь его выпуск уже в 2006 г. будет освоен в Воронеже. Это может оказаться решающим фактором для принятия решения о поставках этой машины в интересах ВВС РФ. Тем более что главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал армии Владимир Михайлов неоднократно говорил, что ему нравится Ан-148 и что на его базе можно создать хороший базовый самолет для военно-транспортной авиации России. Принятие же Ан-148 на вооружение российской армии открывает возможности для начала экспорта этих самолетов в ВВС третьих стран, что сулит весьма солидные валютные поступления отечественному авиапрому.

Как уже отмечалось в статье В. Карнозова "Шинель для Ан-148" ("ВПК" №17, 18-25 мая 2005 г.), при весе 45 т Ан-148Т перевозит около 12 т груза на дальность до 1750 км. Выполняя полеты с полосы длиной менее километра, он способен брать 5 т. Самолет обеспечивает доставку 80 солдат или 70 десантников с оружием на дальность до 5 тыс. км. Габариты грузовой кабины достаточны для бронемашины БРДМ-2, автомобилей УАЗ-469,

УАЗ-2206, ГАЗ-66, Hammer и Land Rover Defender. А авиакомпаниям придется по душе вариант перевозки микроавтобусов и грузовиков "Газель".

Ан-148Т несколько меньше Ан-12, однако за счет высокой скорости полета - 800 км/ч против 570, - последних достижений в аэродинамике и двигателестроении он способен выполнять большую транспортную работу. Стреловидное скоростное крыло не уступает старому прямому по максимальному значению аэродинамического качества (17). На крейсерском режиме силовая установка из двух двигателей большой двухконтурности Д-436-148 потребляет 1500-1600 кг керосина в час. За счет низкого расхода топлива при полете на дальность 5 тыс. км

Ан-148Т сможет перевезти практически столько же груза, что и гораздо более крупный ИРТС.

С приобретением Ан-148Т ВТА получит новое качество: легкие тактические самолеты смогут в случае необходимости обеспечить не только локальные, но и внутриконтинентальные перевозки. Действительно, без посадки Ан-148Т способен перевезти 12 т из Москвы в Новосибирск или 8 т от Урала до Хабаровска. А с одной технической посадкой - 12 т из Петербурга в Хабаровск. Высокие параметры жизненного цикла планера (80 тыс. часов, 30 тыс. посадок, календарный срок службы - 30 лет) и двигателей (40 и 20 тыс. циклов соответственно) позволяют "гонять" самолет на большие дальности без опаски быстрого "выбивания ресурса".

Новый самолет, близкий по внешним размерам и массе конструкции к Ан-74ТК200, поднимается в воздух с массой 45 т против 36,5 т, берет до 12 т груза вместо 10 (или 70 десантников вместо 40) и летит с большей на 200 км/ч крейсерской скоростью, потребляя при этом на 200 кг в час меньше керосина. Сравнение впечатляет еще больше, если принять во внимание, что Ан-74 - вполне современный, конкурентоспособный на мировом рынке самолет, производство которого продолжается по заказам Египта, Ливии, Судана и Украины.

Сильная сторона Ан-148Т - высокая степень унификации с базовым пассажирским лайнером. От него берется крыло, включая центроплан, оперение, носовая часть фюзеляжа, передняя стойка шасси и основные самолетные системы. Кабина спроектирована под экипаж из двух летчиков. Обеспечивается посадка по III-А категории ИКАО, эксплуатация с бетонированных и грунтовых полос, соответствие перспективным экологическим требованиям, в том числе Главе 4 ИКАО по шуму на местности.

Комплекс авионики, являющийся продолжением линии Ан-70, российский, "Авиаприбор-Холдинга". Он обеспечивает выполнение перспективных требований ИКАО, а его архитектура - наращивание функции под новые требования. Ядро комплекса может послужить основой для создания воздушного командного пункта высокого технического уровня.

Потребность только российских авиакомпаний в пассажирских региональных самолетах, к числу которых принадлежит Ан-148, в ближайшие 10 лет оценивается в 200 единиц. Пассажирский и рамповый Ан-148 может стать хорошей основой для семейства самолетов специального назначения. По имеющимся оценкам, ВС РФ и другим российским силовым структурам может понадобиться еще порядка 200 машин. Кроме чисто транспортных, нужны морской патрульный, самолеты РЭБ, РТР, тактический разведки и управления, воздушный командный пункт для тактической группы или команды специального назначения, топливозаправщик.

Таким образом, с началом производства нового регионального самолета Ан-148 в Воронеже появляется реальный шанс дать Вооруженным Силам РФ машину, военный вариант которой позволит существенным образом расширить и нарастить их возможности.

Вместе с тем реализация программы производства указанных самолетов на ВАСО позволит гарантированно загрузить мощности этого авиазавода на ближайшую перспективу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка