О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

РУС-2 против Люфтваффе

65 лет тому назад истребительная авиация и зенитная артиллерия Московской зоны ПВО успешно отразили первый массированный налет бомбардировочной авиации фашистской Германии

65 лет тому назад истребительная авиация и зенитная артиллерия Московской зоны ПВО, дислоцирующиеся в Москве и Подмосковье, успешно отразили первый массированный налет бомбардировочной авиации фашистской Германии на столицу Советского Союза - Москву. Задачу сровнять Москву с землей авиация противника не выполнила, потому что первая отечественная радиолокационная станция контроля воздушного пространства РУС-2, развернутая под Можайском, своевременно обнаружила полет более 200 немецких бомбардировщиков и передала информацию о них для наведения и целеуказания зенитной артиллерии. В результате умелых действий воинов 1-го корпуса ПВО и 6-го истребительного авиационного корпуса большая часть фашистской авиации была уничтожена или, сбросив бомбы на дальних подступах к столице, убралась восвояси.

После окончания Первой мировой войны все развитые страны особое внимание уделяли развитию авиации. Обоснованием необходимости быстрого роста Военно-воздушных сил была теория воздушной войны, в которой доказывалась возможность достижения победы в "молниеносной войне" ударами авиации с воздуха при второстепенной роли Военно-морского флота и Сухопутных войск.

Этой теории следовала и Германия. В ней, к примеру, за 1932 г. было изготовлено 150 самолетов, а уже в 1940 г. ежегодный выпуск составлял более десяти тысяч штук. Наряду с количественным ростом авиации совершенствовалось ее качество за счет увеличения дальности полета (до 3000 км), скорости (до 570 км/ч), высоты полета (до 12 км), улучшения стрелково-пушечного вооружения. К началу 30-х гг. началось серийное производство бомбардировщиков "Хейнкель-111", "Дорнье-17", пикирующего бомбардировщика "Юнкерс-87". В конце 30-х гг. на вооружение поступил двухмоторный пикирующий бомбардировщик "Юнкерс-88".

Приказ Народного Комиссара Обороны Союза ССР по противовоздушной обороне г. Москвы

К началу Второй мировой войны в составе ВВС ведущих стран мира преобладали бомбардировщики, то есть самолеты нападения. Советское военно-политическое руководство принимало кардинальные меры по созданию и совершенствованию надежной противовоздушной обороны как одного из наиболее важных условий жизнедеятельности страны.

Техническую основу сил и средств Противовоздушной обороны Советского Союза в межвоенный период составляли зенитная артиллерия и пулеметы, самолеты-истребители, аэростаты заграждения, прожекторы, акустические и оптические средства обнаружения воздушного противника.

Основой Службы воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) в этот период являлись визуальные наблюдательные посты, оснащенные оптическими и акустическими средствами наблюдения и средствами связи для передачи данных о складывающейся воздушной обстановке. Координаты воздушных объектов определялись постами с большими ошибками и только в хороших погодных условиях.

Для обнаружения и определения координат воздушных целей в темное время суток и сложных метеоусловиях требовались более совершенные инструментальные средства, а увеличение скорости и дальности полета самолетов предполагало заблаговременное их обнаружение. С этой целью в развитых странах, в том числе и в СССР, в 30-х гг. были развернуты научные исследования по радиообнаружению самолетов. В октябре 1933 г. Главное артиллерийское управление Красной Армии выдало задание Центральной радиолаборатории (ЦРЛ) Главного управления электронной промышленности на проведение научных и экспериментальных работ по обнаружению воздушных целей с помощью радиолокации.

Под шифром "редут"

Первый эксперимент по радиообнаружению гидросамолета был проведен 3 января 1934 г. Дальность обнаружения составляла 600-700 м при высоте полета 100-150 м. Это было рождением практической радиолокации в нашей стране.

В январе 1934 г. к работам по радиообнаружению был подключен Ленинградский электрофизический институт (ЛЭФИ). Ученые и инженеры ЦРЛ и ЛЭФИ осуществляли работы по созданию средств радиообнаружения для зенитной артиллерии. К 1938 г. больших успехов по дальнему радиообнаружению самолетов в интересах службы ВНОС добились ученые Ленинградского физико-технического института (ЛФТИ) под руководством Ю.Б. Кобзарева.

Таким образом, к концу 30-х гг. появилась научная и экспериментальная база, позволяющая перейти к разработке радиолокационных станций, предназначенных для обнаружения самолетов, основанных на принципе отражения от целей электромагнитных волн.

В августе 1938 г. прошли испытания экспериментальной импульсной установки радиообнаружения самолетов, разработанной в ЛФТИ. Экспериментальная установка не позволяла определять предельную дальность обнаружения воздушной цели в зависимости от высоты. Однако, несмотря на это ее конструктивное несовершенство, была достигнута требуемая заказчиком дальность обнаружения самолета на высоте 1500 м, которая составляла 50 км.

Учитывая степень технической проработанности экспериментальной установки и не найдя согласия предприятий промышленности довести ее до опытного образца, ЛФТИ при участии НИИ связи и особой техники (НИИСТ) продолжил работы по ее совершенствованию.


Не дожидаясь окончания работ ЛФТИ, Управление связи Красной Армии внесло в феврале 1939 г. в Комитет Обороны при СНК СССР предложение о разработке промышленностью двух опытных образцов станции на базе расчетов и экспериментальных работ Ленинградского физико-технического института.

Разработку и изготовление опытных образцов РЛС Управление связи РККА предложило поручить московскому НИИ-20 (ныне - Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники), имеющему многолетний опыт создания сложных радиотехнических систем в области радиосвязи. Выбор НИИ-20 был не случаен. Специалисты Управления связи РККА понимали, что создание первой отечественной радиолокационной станции контроля воздушного пространства, удовлетворяющей потребности войск, потребует дополнительных исследований и полной конструктивно-производственной переработки экспериментальной станции ЛФТИ.

В апреле 1939 г. Комитет Обороны при СНК СССР принял решение о разработке и изготовлении НИИ-20 двух опытных образцов радиодальномера дальней разведки. В феврале-марте 1939 г. институту было предложено ознакомиться со всеми материалами и результатами исследований, которые были получены при проведении работ под шифром "Редут" в Ленинградском физико-техническом институте.

О результатах ознакомления с отчетами и другими материалами ЛФТИ сотрудники НИИ-20 А.Б. Слепушкин, Н.И. Белов и Н.А. Петров доложили своему руководству:

"Примененный для целей обнаружения самолетов принцип рассеяния электромагнитной энергии летящим самолетом и наблюдения прямого и обратного сигналов на экране катодного осциллографа можно считать пригодным для практического пользования. Примененная для этой цели схема импульсного передатчика и приемника в основном удовлетворяет поставленной цели... Синхронная развертка изображения недостаточно доработана. Дальность действия установки - 50-55 км при высоте полета самолета СБ - 1000 м и расположении приемной и передающей антенн на высоте 12-15 м. Определение азимута объекта недостаточно хорошо обследовано. Согласно данным в отчетах и информации Ю.Б. Кобзарева снижение расположения приемной и передающих антенн уменьшит дальность обнаружения самолетов. Влияние местных экранирующих предметов тоже приведет к сокращению дальности. Конструктивное оформление схем в данном виде следует считать неудовлетворительным как со стороны удобства обслуживания установки, так и со стороны устойчивости схемы под действием изменения температур, влажности, тряски и тому подобных факторов. Генераторная лампа изготовлена кустарным способом в мастерских в/ч 9456 и имеет ряд конструктивных недостатков. В настоящее время завод №211 занят переработкой данного типа лампы. В апреле с.г. предполагается произвести испытания первых образцов этих ламп, после чего выяснится срок службы этих ламп и возможность их применения".

Из этой информации видно, какую большую работу предстояло провести НИИ-20, чтобы создать в Советском Союзе первый опытный образец радиолокационной станции. Дирекции НИИ-20 (в период с 1937 по 1941 гг. институтом руководил В.Ф. Захаров) А.Б. Слепушкин доложил о возможности разработки опытного образца радиолокационной станции.

Всю работу по созданию РЛС предлагалось провести в несколько этапов: провести дополнительные испытания экспериментального образца ЛФТИ по обнаружению самолетов различных типов на разных дальностях и высотах полета; создать экспериментальные образцы основных комплектующих станции; разработать конструкторскую документацию на изделие; провести изготовление и испытание опытного образца.

Однако Управление связи РККА внесло предложение в Комитет Обороны при СНК СССР о включении в план НИИ-20 срочного задания по разработке РЛС "Редут". Согласно этому заданию НИИ-20 должен был разработать и изготовить, а затем представить на государственные испытания два образца РЛС "Редут" в апреле 1940 г.

С первых же дней выявились большие затруднения в выполнении задания правительства. В институте не хватало квалифицированных специалистов, не было опыта разработки РЛС, не хватало, а то и просто не было нужной измерительной аппаратуры, мощных генераторных ламп, отсутствовала кооперация с внешними предприятиями по комплектующим изделиям. Не было специальных автомобильных кузовов с вращающимися кабинами, аппаратуры синхронной передачи для обеспечения синфазного вращения кабин. Тем не менее аванпроект РЛС "Редут" институтом был выполнен в весьма короткий срок. 8 июля 1939 г. он был утвержден.

29 июня 1939 г. Управление связи Красной Армии утвердило тактико-технические требования на опытный образец радиодальномера дальней разведки. Они определяли назначение и принцип работы РЛС, дальность действия, точность измерений, устойчивость работы, зону наблюдения, скорость обнаружения целей, численность обслуживающего персонала, требования к комплектующим, технике безопасности, условиям эксплуатации, метеоусловиям.

В апреле 1940 г. были изготовлены два опытных образца РЛС "Редут-40". Это был двухантенный вариант РЛС с двумя синхронно вращающимися кабинами. В передающей кабине внутри фургона, вращающегося на шасси автомашины ЗИС-6, был расположен генератор на лампах типа ИГ-8 мощностью 50 кВт в импульсе производства завода "Светлана" (с рабочей длиной радиоволны - 4 м). В приемной кабине внутри фургона, вращающегося на шасси автомашины ГАЗ-3А, размещалась приемная аппаратура. Отметки от целей отображались на экране электронно-лучевой трубки.

На крышах фургонов были установлены антенны типа "волновой канал". Антенна состояла из активного вибратора, рефлектора и пяти директоров. Агрегат питания мощностью 30-40 кВт был смонтирован на третьей автомашине ГАЗ-3А.

Разработка, регулировка, испытания первых двух образцов РЛС "Редут-40" проводились под руководством и при непосредственном участии А.Б. Слепушкина. Разработку аппаратуры для передающей машины возглавлял Л.В. Леонов, приемной машины - С.П. Рабинович. Работы по системным вопросам вели Р.С. Буданов, И.И. Вольман, В.Ф. Шумских, по блокам и системам - Ю.К. Адель, Н.Г. Коваленок, Л.В. Леонов, Д.С. Михайлевич, М.З. Мальцев, B.C. Овнанян, В.В. Самарин. Конструирование было выполнено И.Т. Зубковым, С.П. Заворотищевым и Е.М. Ромашовым.

Проверка боем

В целях ускорения принятия решения о поставках РЛС в войска нарком обороны 31 мая 1940 г. издал приказ о проведении совместных полигонных и войсковых испытаний станции. Один образец РЛС испытывался на полигоне заказчика, второй - в войсковой части службы ВНОС. Оба образца успешно прошли испытания. И 26 июля 1940 г. приказом наркома обороны РЛС "Редут" была принята на вооружение частей ВНОС под названием "РУС-2". А постановлением Комитета Обороны при СНК СССР от 27 декабря 1939 г. НИИ-20 было поручено изготовить до 1 января 1941 г. 10 комплектов РЛС РУС-2.

Во время проведения совместных испытаний институтом было внесено большое количество усовершенствований в РЛС, все они были учтены при серийном производстве опытной партии. К 10 июня 1941 г. все десять комплектов РЛС РУС-2 были сданы Управлению связи РККА.

Радиолокационная станция РУС-2 позволяла обнаруживать самолеты на больших расстояниях (предельная дальность обнаружения - 150,0 км) и на всех высотах, определять дальность до них (точность определения - 1000,0 м), азимут (точность определения - 2-3°), вычислять скорость полета. Станция распознавала группы и одиночные самолеты, при нахождении их на разных азимутах и дальностях в пределах зоны обнаружения РЛС. Используя информацию от РЛС РУС-2, командование частей ПВО впервые могло контролировать значительный объем воздушного пространства (радиус - до 120,0-150,0 км), оценивать и прогнозировать формы и способы боевого применения авиации противника, планировать боевые действия своей авиации и зенитной артиллерии. Поставки РЛС РУС-2 в войска значительно повысили эффективность противовоздушных группировок.

Одновременно с разработкой радиолокационной станции РУС-2 НИИ-20 проводил исследования по ее совершенствованию, в направлении замены двухантенной системы на одноантенную. При этом была поставлена задача оставить фургон неподвижным, а вращать только антенну. Осуществив такую модернизацию, можно было бы избавиться от сложных систем вращения и синхронизации, уменьшить трудоемкость изготовления РЛС в 1,5-1,7 раза, значительно уменьшить потребляемую мощность. Уменьшение трудоемкости изготовления станции позволяло увеличить выпуск изделий без увеличения производственных площадей, снизить стоимость РЛС, повысить надежность, упростить эксплуатацию РЛС РУС-2 в войсках.

Главная задача научного и конструктивно-технологического плана при модернизации заключалась в совмещении работы передающей и приемной аппаратуры станции на одну антенну. Инженер НИИ-20 Д.С. Михайлевич, работая над этой проблемой, предложил метод построения одноантенной РЛС, основанный на использовании свойств четвертьволновой линии. На основании этой идеи в институте была разработана схема коммутации передающей и приемной аппаратуры на одну антенну. После проверки данной схемы в реальных условиях Д.С. Михайлевич 5 февраля 1941 г. подал заявку на изобретение (авторское свидетельство было выдано 12 февраля 1941 г.). Кстати, проблема коммутации передающей и приемной аппаратуры на одну антенну в Англии и США оставалась не решенной в течение ряда лет. Поэтому в английских и американских радиолокационных станциях систем ПВО использовались раздельные антенны.

Передающие устройства также были модернизированы. В них были применены новые, более экономичные генераторные лампы, новая схема генерирования импульсов на тиратроне. Это позволило значительно уменьшить массу и габариты аппаратуры, а также рентгеновское излучение. Модернизации подверглись и другие комплектующие изделия. Так, из индуктивно связанных цепей был создан бесконтактный токосъемник, сложный "яркостный" индикатор был заменен более простым "амплитудным".

В сентябре 1940 г. Управление связи Красной Армии заключило договор с НИИ-20 на разработку опытного образца одноантенной станции дальнего обнаружения "Редут-41".

РЛС "Редут-41" была разработана в 1941 г. Ее приняли на вооружение также под названием РУС-2. В 1941 г. на заводе №208 было начато производство РЛС РУС-2 на двух автоприцепах. Одновременно с изготовлением и поставкой в войска мобильных РЛС РУС-2 Управлением связи РККА в конце 1940 г. было выдано задание НИИ-20 на разработку и изготовление десяти РЛС "Пегматит" в стационарном варианте исполнения для частей службы ВНОС.

Разработка РЛС "Пегматит" осуществлялась тем же коллективом сотрудников института под руководством А.Б. Слепушкина и представляла собой коренную модернизацию аппаратуры станции "Редут" в разборном виде с ее перевозкой в укладочных ящиках любым видом транспорта (вплоть до гужевого). Аппаратура РЛС могла размещаться в землянке, палатке, окопе, что было очень важно для подразделений службы ВНОС. Даже мачта-тренога для антенны изготавливалась на месте развертывания из деревянного подручного материала (позже в комплект РЛС стала входить разборная мачта из металлических труб).

В мае 1941 г. институт сдал заказчику первые две РЛС "Пегматит", которые успешно прошли полигонные испытания. Начавшаяся война и эвакуация НИИ-20 в г. Барнаул не позволили закончить изготовление опытной серии РЛС в 1941 году. Уже будучи в эвакуации, в 1942 г. НИИ-20 изготовил 10 комплектов опытных образцов и 20 комплектов серийных РЛС. В начале 1942 г. станция "Пегматит" была принята на вооружение под названием РУС-2с.

РЛС "Пегматит" опытной серии были поставлены в Московскую зону ПВО и получили высокую оценку командования по своим тактико-техническим характеристикам и высокой надежности. Станция РУС-2с и ее модернизированный вариант "Пегматит-2м" (П-2м) выпускались НИИ-20, а также заводами №№252, 339, 703, привлекаемыми к производству радиолокационных станций, в течение всей войны.

Предельная дальность обнаружения РЛС РУС-2с и П-2м составляла 160 км, точность определения дальности - 1000 м, точность определения азимута - 2-3°.

Всего с 1940 по 1945 г. было произведено и поставлено в войска 607 станций РУС-2 и РУС-2с. Количество выпуска РЛС по годам приведено в таблице 1.

За успехи НИИ-20 в разработке и изготовлении станций дальнего обнаружения РУС-2 и РУС-2с была присуждена Государственная премия А.Б. Слепушкину, Л.В. Леонову, Д.С. Михайлевичу, В.В. Тихомирову, И.И. Вольману.

Необходимо отметить, что по простоте конструкции, надежности функционирования, трудоемкости изготовления, по времени развертывания и свертывания радиолокационные станции РУС-2 и РУС-2с значительно превосходили радиолокационные станции, разработанные и произведенные в Англии, США и Германии. Основные тактико-технические характеристики подвижных и перевозимых радиолокационных станций, производимых в СССР, Англии, США и Германии во время Второй мировой войны, приведены в таблице 2.

Многие специалисты НИИ-20 добровольно ушли на фронт, работали в составе расчетов РЛС, попали в 337-й отдельный батальон ВНОС в составе 1-го корпуса ПВО Московской зоны ПВО.

По мере поступления радиолокационной техники в части службы ВНОС Московской зоны ПВО накапливался опыт боевого применения этой техники. Дальнее обнаружение самолетов противника (120-150 км) позволило своевременно оповещать свою авиацию и части зенитной артиллерии о налетах, а в ходе боя осуществлять наведение своих истребителей и управление огнем зенитной артиллерии.

По замыслу немецкого руководства предполагалось разрушить промышленные предприятия Москвы, административно-правительственные учреждения, органы военного управления, посеять панику и страх у населения. Все это накладывалось на временные неудачи Красной Армии на фронтах.

Основным средством обнаружения немецких самолетов в Московской зоне ПВО являлась Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи. Кроме ВНОС, воздушное наблюдение вели наземные части ПВО, пограничные, железнодорожные и пожарные подразделения.

Наблюдательные посты ВНОС располагались на расстоянии порядка 10 км один от другого. На территории Московской зоны ПВО они были расположены по системе круговых поясов постов, ВНОС состояла из 3-5 полос: первая на расстоянии 15-20 км от Москвы, последующие - на расстоянии 20-25 км. На существующую систему наблюдательных постов службы ВНОС накладывалась система радиолокационного обнаружения. Позиции радиолокационных станций были совмещены с наблюдательными постами ВНОС.

Наличие РЛС РУС-2 в Московской зоне ПВО способствовало согласованным действиям истребительной авиации и зенитной артиллерии. В первые дни войны использовались два способа взаимодействия между ними: сосредоточение усилий или распределение задач по зонам боевых действий.

Сосредоточение усилий являлось сложным способом взаимодействия. При этом авиация и зенитная артиллерия могли действовать и по одной цели. В ночных условиях и при плохих метеоусловиях основной и порой единственной информацией о противнике и своих истребителях являлись сообщения, получаемые с помощью станций РУС-2. При этом инициатива в выборе целей отдавалась авиации.

Распределение задач по зонам боевых действий предусматривало ввод в бой истребителей на дальних подступах к Москве, затем зенитной артиллерии среднего калибра (85 и 76,2 мм) на ближних подступах к городу, зенитной артиллерии малого калибра (37 и 25 мм) и зенитных пулеметов - непосредственно над объектами. Способ распределения задач по зонам боевых действий был основным.

Согласно плану нападения на СССР "Барбаросса" самый крупный в Германии 2-й воздушный флот (половина самолетного парка люфтваффе - около 900 самолетов) должен был поддерживать группу армий "Центр". С первых дней войны в течение четырех месяцев продолжалось противостояние войск Московской зоны ПВО и 2-го воздушного флота Германии. Авиация противника выполнила десятки массированных налетов. Всего было выполнено 8500 самолето-вылетов. Все налеты были успешно отражены. Но особое место занимает первый успех воинов ПВО в ночь на 22 июля 1941 г.

Благодаря эффективным действиям Московской зоны ПВО, немецкая авиация, превратившая в руины многие города Европы, не смогла причинить значительного ущерба нашей столице. В ночь на 22 июля 1941 г. было уничтожено 22 вражеских бомбардировщика. Однако вклад воинов Московской зоны ПВО не исчерпывается лишь ущербом, который они причинили авиации противника. Всем стало ясно: столица СССР неприступна и победа обязательно будет. Противник вынужден был прекратить налеты, не решив своей задачи.

Мы помним

Отмечая 65-ю годовщину отражения первого воздушного налета фашистской авиации на город-герой Москву, Командование специального назначения совместно с Всероссийским НИИ радиотехники 22 июля 2006 г. проведет праздничные мероприятия в Можайске у памятника воинам-локаторщикам противовоздушной обороны, погибшим в годы войны. Памятник установлен на месте, где во время отражения налета размещалась позиция радиолокационной станции РУС-2.

В ходе праздничных мероприятий будет организован торжественный митинг, возложение гирлянды "Славы" и цветов к памятнику, проведен показ образцов техники радиотехнических и зенитных ракетных войск Командования специального назначения, состоятся показательные выступления учебно-пилотажных групп "Русские витязи", "Стрижи"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка