О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Неожиданно выявившаяся уязвимость новейших американских истребителей F-22 Raptor сулит проблемы не столько Пентагону, сколько его вероятным оппонентам

Появление в ВВС США первых строевых частей, вооруженных истребителями пятого поколения F-22 Raptor, не свидетельствует о завершении длительной процедуры отладки различных систем самолета, и в первую очередь - его программного обеспечения

Появление в ВВС США первых строевых частей, вооруженных истребителями пятого поколения F-22 Raptor, не свидетельствует и не может свидетельствовать о завершении длительной процедуры отладки различных систем самолета, и в первую очередь - его программного обеспечения. Это очень наглядно продемонстрировал первый же перелет F-22 Raptor через океан.

При попытке перегнать истребители "своим ходом" с Гавайских островов на базу ВВС Kadena на японском острове Окинава программный сбой "в навигационном обеспечении" вынудил пилотов развернуться и возвратиться туда, откуда вылетели. Теперь стала известна истинная природа "навигационной аномалии".

Как сообщает DefenseTech со ссылкой на Associated Press, истребители не сумели преодолеть так называемую "линию перемены дат" - условную линию, по разные стороны которой местное время одно и то же (с точностью до часового пояса), но календарные даты различаются на одни сутки. Линия перемены дат проходит по меридиану 180 градусов с отдельными отклонениями.

Перемена дат осуществляется (и вообще имеет смысл) лишь при использовании местного времени. При пересечении линии перемены дат необходимо либо прибавлять, либо вычитать одни сутки - в зависимости от того, в каком направлении осуществляется движение. По всей видимости, этот парадокс Земного шара, осознанный еще участниками экспедиции Магеллана, был позабыт разработчиками F-22 Raptor.

Последствия такой забывчивости оказались весьма ощутимыми. У истребителей в полете, отмечает Defense Tech, вышли из строя топливная и навигационная системы, а также - частично - связь.

Лишь одному пилоту удалось связаться с экспертами разработчика (компании Lockheed Martin). Несколько пилотов попытались перезагрузить ПО истребителя в полете.

"Победить" ошибку не удалось, однако сами истребители и их пилоты уцелели, что в подобной ситуации следует считать несомненной удачей. Возвращение на Гавайские острова потребовало дополнительной дозаправки в воздухе.

Впоследствии "навигационную аномалию" удалось исправить, и F-22 все-таки прибыли на авиабазу назначения. Тем не менее, можно сделать вывод - подобные огорчения вероятны и в будущем.

Из неприятной для Пентагона истории стоит сделать выводы. Современная боевая техника настолько сильно зависит от своей "интеллектуальной" начинки, что последняя сама по себе превращается в новый фактор уязвимости высокотехнологичных вооружений. Тем не менее, в мире технологий асимметрия неуместна. Победить технологию может лишь более "продвинутая" технология.

Создателям будущего "оппонента" F-22 Raptor с неизбежностью придется пройти через опыт, уже пройденный американскими конструкторами, у которых на создание истребителя ушло четверть века. Маловероятно, что достойную и более надежную альтернативу удастся создать существенно быстрее.

Удастся ли российским разработчикам сложных программных комплексов справиться со столь серьезным, как F-22, вызовом - покажет время, но пример ЕГАИС наводит на размышления....
Авторские права на данный материал принадлежат «CNews». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка