О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Знаменитый летчик-испытатель и космонавт И.Волк: Мой полет на орбиту был отдыхом за госсчет

Сегодня человеку, который учил летать "Буран", исполняется 70

Игорь Волк выделяется даже среди немногочисленных отечественных космонавтов, как гриб-боровик среди подберезовиков. Вроде в космос летал, в отряде состоял, а главная его работа была не на орбите, а на земле, после приземления, когда нормальных покорителей звезд отпаивают чаем с медом...

Звание Героя - за прогулку к звездам?

- Игорь Петрович, не обидно, что звание Героя Советского Союза вы получили за не самую сложную свою работу...

- Когда мне задают подобные провокационные вопросы, я соглашаюсь: да, мне дали Героя Советского Союза за удовольствие. У меня и правда был прекрасный отпуск за счет государства - одиннадцать дней смотрел на Землю с орбиты! - В уголке глаза пролегает хитрая морщинка. - Это потом, уже после полета, прочитал о себе в газетах: мол, сколько я всего выдающегося сделал - и сам себя зауважал.

- Ну раз полет в космос был для вас прогулкой, какую работу вы считаете самой сложной?

- А работа не бывает "самая сложная". Работа бывает нужная или не очень. В летных испытаниях практически все работы непростые. Любая сопряжена с тем, что нужно получить что-то новое, что-то узнать либо довнести, определить то, что еще не до-определено.

- Хорошо, поставлю вопрос так: какую машину было интереснее испытывать?

- Каждая машина делается для определенных целей. Простой летчик, когда пересаживается с одного аппарата на другой, замечает: вот здесь удобнее, характеристики более приятные. А для летчика-испытателя важно, насколько самолет соответствует тем задачам, для которых сделан. Как можно сравнить пилотирование пассажирского самолета и спортивного Су-26?!

- А испытания "Бурана" чем отличались?

- А его, если по-честному, никто всерьез и не испытывал... Мы летали на самолете - аналоге "Бурана". Даже не летали, так - то рулежка, то пробежка...

Вот "Спираль", которую делали до "Бурана", всерьез испытывали. Занимался этим опытный летчик А. Фастовец. А мы просто сделали по одному полету в Ахтубинске. Посмотрели, что это такое. С точки зрения самолета это изделие обладало хорошими характеристиками. Почему его закрыли, мне непонятно.

Справка "КП"

"Спираль"
- экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет, способный выполнять боевые задачи как в атмосфере, так и в космосе, начали разрабатывать в 1966 году. К 1975 году был готов его дозвуковой аналог, летчики-испытатели занимались его доводкой. Но тогдашний министр обороны СССР А. Гречко бросил: "Фантазиями заниматься не будем". Работы заморозили. Многие наработки и макеты "Спирали" использовали при разработке "Бурана".


- По-вашему, нужно было развивать "Спираль", а не "Буран"?

- У этих аппаратов были разные задачи. На "Лапте" (так летчики прозвали "Спираль") ничего не запустишь. Это был бы инспекционный самолет, который мог контролировать в том числе и космическое пространство. Челнок же делали для того, чтобы выводить на орбиту большие грузы. И с моей точки зрения, чем дороже и сложнее выводимая в космос система, тем нужнее "Буран". Все-таки запуск с Земли - это одни перегрузки, а запуск из космического пространства - это другие.

- Жалеете, что программу "Буран" закрыли?

- Конечно. Вот ты спрашивал про сложность испытаний. Сложнее испытывать самолет на прочность, на инерционное взаимодействие, на штопор. А с "Бураном" проще. Он был космическим планером и садился по командам автоматики. Нам нужно было просто выявить ошибки, которые заложили в программно-математическое обеспечение. Не такая уж трудная работа.

- То, что "Буран" должен был приземляться автоматически, без помощи пилота, вы считаете ошибкой?

- Да. Невозможно было тогда, да, думаю, и сейчас еще невозможно, полностью автоматизировать полет такого корабля. Дешевле было построить несколько аэродромов по пути спуска корабля, чем разрабатывать цифровую систему управления полетом челнока.

Из досье "КП"

Игорь Волк
родился 12 апреля 1937 года в г. Змиев Харьковской области.

В 1956 году досрочно (за два года) окончил Кировоградское училище летчиков.

В 1965 году - Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института им. М. Громова в г. Жуковский. В этом же году стал летчиком-испытателем ЛИИ. Летал на всех типах отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения. Проводил исследования по дозаправке истребителей в воздухе.

В 1977 году включен в группу специальной подготовки по программе "Буран". Первый испытатель полноразмерного аналога корабля "Буран".

В июле 1984 года в качестве космонавта-исследователя совершил полет на космическую станцию "Салют-7".


Босиком по взлетке

В 1984 году Игорь Волк летал на орбитальную станцию "Салют-7". Но главной его задачей было сразу же после приземления сесть за штурвал Ту-154, оснащенного системой управления "Буран", долететь до аэродрома в Ахтубинске (Астраханская обл.), а там пересесть на МиГ-25, приближенный по своим аэродинамическим качествам к челноку. Инженеры спорили, какую систему управления устанавливать на наш шаттл: ручную, доверив пилотирование и посадку летчикам (так летают американские челноки), или полностью автоматическую. Эксперимент с Волком (или над Волком?) должен был дать ответ, смогут ли летчики после длительной невесомости управлять космической машиной.

- Как я понимаю, вы, а спустя три года Анатолий Левченко доказали, что даже после довольно долгого нахождения в невесомости профессиональный пилот в состоянии посадить "Буран" в нужном районе...

- Ну да. Хотя в моем случае все было не так просто. Наш "Союз" приземлился. По плану между посадкой и моим вылетом на Ту-154 должно было пройти меньше двух часов. А я минут двадцать болтался на ремнях в спускаемом аппарате головой вниз: спасательная бригада не смогла отвинтить отсек возвращаемого груза - это такой металлический ящик между мной и выходом, и меня им не вытащить. Пришлось выскальзывать оттуда самому методом полного выдоха. Ничего - выбрался.

Вторая задержка: у ребят, которые меня встречали, не было штанов и ботинок для меня. Я же в скафандре самолет не поведу! И без штанов - тоже! Комбинезон мне какой-то нашли, а обуви нет. Отнесли нас с Савицкой и Джанибековым в креслах в вертолет, хотя мы могли бы и своим ходом добраться. Но так - в креслах - положено. Взлетели. Я попросился управлять вертолетом. Прилетели на аэродром. А как дверь открылась - босиком понесся в Ту-154, который нужно было пилотировать. И улетел.

- И все босиком?

- Нет, в самолете-то мне ботинки дали. И я полетел на аэродром в Ахтубинск. А там уже стоит МиГ-25. Я из одной кабины перебежал в другую и стал отрабатывать другую программу - посадку МиГа по траектории, близкой к траектории"Бурана". Нормально все отлетал, без замечаний.

Ну а потом полетели обратно на Байконур. Вот тут уж я был не за штурвалом, сидел в салоне, пил шампанское.

- Не могу отделаться от ощущения какой-то мистики. Почему так получилось: почти вся группа испытателей, готовившая полет "Бурана", погибла в течение нескольких лет?

- Да какая мистика? У летчиков-испытателей начали забирать жизненное пространство, они начали меньше летать, меньше были загружены - вот и не выдерживали.

- Это когда стало понятно, что "Буран" - не жилец?

- В конце 80-х уже было видно, что история "Бурана" заканчивается. По этому кораблю нас задействовали все меньше, а других полетов почти не было. А ведь летчику-испытателю нужно летать! Не было у нас дела, не было перспективной идеи. Только что ты был нарасхват, а теперь ты не ко двору в своем ЛИИ. Мы чувствовали себя ненужными. Такое вот настроение. А как с таким настроением летать? Думаю, это одна из главных причин, почему погибли Щукин и Станкявичюс.

Проклятие советского Шаттла?

В 1978 году Волку было поручено набрать группу пилотов, которая должна была научить "Буран" летать. В группу вошли Анатолий Левченко, Олег Кононенко, Римантас Станкявичюс и Александр Щукин.

Их судьба во многом похожа на судьбу корабля, которому они отдали столько сил.

В 1980 году при испытании палубного самолета Як-38А в Южно-Китайском море погиб Олег Кононенко.

В 1988 году, не дожив нескольких месяцев до старта "Бурана", от опухоли мозга умер Анатолий Левченко. Он успел побывать в космосе и, так же как Волк, после приземления пилотировал самолеты.


Тогда же, в 1988-м, при испытаниях спортивного самолета Су-26М на штопор погиб Александр Щукин.

В 1990-м во время показательных полетов на базе итальянских ВВС в катастрофе Су-27 разбился Римантас Станкявичюс.


Почему самолеты падают?

- Игорь Петрович, как вы думаете, частые аварии на наших самолетах - это случайность, стечение обстоятельств?

- Ну какая случайность, когда авиация попросту уничтожается?! Аварии - это следствие. А причина-то в том, что разрушена система контроля всей цепочки - от создания самолета до его эксплуатации. У нас куча руководящих органов, и ни у одного в функциональных обязанностях не записана ответственность за безопасность полета. Следить за авиацией некому!

- Значит, космическая держава будет летать на иностранных самолетах?

- Уже летаем. 2 миллиарда долларов будет потрачено в ближайшее время на закупку Airbus. И я не вижу тех, кто хотел бы исправить положение не на словах, а на деле.

- А сами вы сейчас чем занимаетесь?

- Работаю. Пытаюсь внедрять новые технологии.

- Не жалеете, что занимались "Бураном"?

- Конечно, нет. Были и удовольствие, и интерес.

- По большому счету, ведь и программа "Буран" приблизила распад Советского Союза. Столько денег на этот проект было угрохано...

- Ты глубоко заблуждаешься. "Буран" дал возможность тысячи заводов оснастить новой современной техникой. Он дал толчок развитию многих новых отраслей. Другое дело, что, если бы кто-то управлял этим... Здесь, как говорится, был запущен джиннчик из бутылки, и он работал сам по себе. И, может быть, поэтому программу быстренько закрыли, что чересчур она дала хорошее развитие авиационно-космической промышленности. "Буран" слетал - факт. И ошибки, которые были допущены при его разработке, можно было исправить.

Мне недавно из Америки привезли материалы испытаний аналогов "Бурана". Они все там. Над ними работают, изучают, используют. Там! Там - они нужны, хотя сколько лет прошло...

Эх, о чем говорить...

В 1994 году на челноке полетели бы космонавты

В 1974 году, спустя два года после объявления президентом США Ричардом Никсоном о начале создания многоразовой транспортной космической системы "Спейс Шаттл", в подмосковном НПО "Энергия" занялись созданием аналогичного советского комплекса. В 1975 году проект получил название "Буран".

Спустя десять лет - в декабре 1985-го - на космодром Байконур был доставлен первый челнок. Еще три года испытаний и дооснащений, и 15 ноября 1988 года советский шаттл стартовал в автоматическом режиме (без людей на борту).

Полет прошел успешно. По планам того времени после еще нескольких испытательных полетов в 1994 году мог состояться первый старт "Бурана" с космонавтами на борту. Пилотировать корабль должен был Игорь Волк.

Но в 1992 году Российское космическое агентство приняло решение о прекращении всех работ по программе. А в 2002 году Рос-авиакосмос издал распоряжение об утилизации всех материальных остатков программы.

По состоянию на начало 1992 года на "Буран" было потрачено 16,4 млрд. рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка