Коммерсантъ
15 октября 2007, 08:51
Россия и Индия уйдут в небо на паритетных началах
Российско-индийское межправительственное соглашение о совместной реализации проекта истребителя пятого поколения будет подписано в ближайшие дни в Москве. Москва и Дели будут в равных долях финансировать проект, оцениваемый в $10 млрд., и на паритетных началах участвовать в его разработке
Как сообщило индийское агентство Express News Service со ссылкой на представителя минобороны Индии, на днях будет подписано российско-индийское соглашение о реализации проекта перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) пятого поколения. Это произойдет во время визита в Москву министра обороны Индии Араккапарамбила Куриана Энтони. Источники в российском авиапроме подтвердили, что в программе визита министра подписание такого документа запланировано на 17 октября. О решении подписать соглашение еще в январе этого года объявил первый вице-премьер Сергей Иванов по итогам заседания российско-индийской межправительственной комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества.
"Планируется, что Россия и Индия будут участвовать в проекте на условиях "50 на 50",- сообщил ранее Ъ гендиректор компании "Сухой" (головной разработчик ПАК ФА с российской стороны) Михаил Погосян.- Причем это будет не только равное финансирование, но и равный инженерный вклад в создание самолета". По словам господина Погосяна, за основу будет взят российский проект ПАК ФА (также известен как проект Т-50 и И-21), право на разработку которого еще в 2002 году по итогам тендера ВВС РФ выиграло ОКБ имени Сухого. В начале реализации совместного проекта основной инженерный вклад будет все же российским. "Однако программа ПАК ФА рассчитана на несколько десятилетий,- подчеркнул господин Погосян.- Индия сначала будет участвовать в проекте в основном финансово. Но для самолета потребуется адаптация под требования индийских ВВС, а позже - проведение его модернизаций. Вот эту работу, которая может составить, по нашим оценкам, до 50% суммарных работ над проектом, и выполнят индийские инженеры".
Ряд вошедших в программу участников отрасли сообщили Ъ, что стоимость создания и подготовки производства ПАК ФА, включая затраты на создание двигателя, авионики и систем вооружений, может превысить $10 млрд. "Этот проект станет одной из крупнейших программ сотрудничества двух стран в военной сфере",- заявили вчера Ъ в "Сухом". По словам главкома ВВС Александра Зелина, ПАК ФА первого этапа должен подняться в воздух до конца 2009 года, а уже с 2010-го пойдут его серийные закупки. К 2015 году должны начаться закупки самолета второго этапа, который будет уже полностью отвечать всем требованиям военных по истребителю пятого поколения.
В свою очередь, индийские ВВС, по заявлению их главкома Фали Мэйджора, завершили подготовку своих технических требований к истребителю пятого поколения. По его мнению, не менее пяти лет уйдет на создание машины, а в небо истребитель поднимется через восемь-десять лет, то есть в 2015-2017 годах. Очевидно, индийская сторона будет принимать участие в создании полноценного ПАК ФА, а не его первоначального варианта. Причем представитель Минобороны Индии отметил, что "вопросы цены и прав на интеллектуальную собственность по проекту будут окончательно урегулированы позднее".
Пока Россия и Индия успешно реализовали лишь один совместный проект - создание крылатой ракеты BrahMos. А вот программа по созданию среднего военно-транспортного самолета МТА пока так и не вышла на стадию активной реализации из-за проблем с финансированием. Минфин РФ отказывался от реинвестирования в проект части составляющего чуть более $1 млрд. рупийного долга Индии, из-за чего Россия никак не могла согласовать проект межправительственного соглашения. В июле Индия, недовольная российскими бюрократическими проволочками, даже пригрозила отказаться от МТА и реализовать новый проект с европейским или бразильским партнером. По информации Ъ, подписание соглашения по МТА ожидается не ранее ноября....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В РФ испытали сочетающий возможности вертолета и самолета дрон "Аделикс-10"