О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Обращение Коллегии авиационной общественности к премьер-министру РФ В.Зубкову

Обращение Коллегии авиационной общественности к премьер-министру РФ В.Зубкову

Уважаемый Виктор Алексеевич!

Коллегия авиационной общественности (КАО), выражая крайнюю озабоченность состоянием дел в гражданской авиации России (ГА), обращается к Вам, как к новому председателю Правительства РФ, со следующими предложениями.

В текущем году КАО рассмотрела и представила в органы власти комплексные предложения по ключевым проблемам ГА: "Отечественный парк воздушных судов (самолеты): состояние и перспективы" (17.05.2007, исх. № 038), "Современное состояние и перспективы развития аэропортовой сети Российской Федерации" (15.08.2007, исх. № 0195). Предложения авиационной общественности не вызвали должной реакции органов исполнительной власти.

В связи с этим направляем Вам упомянутые материалы заседаний КАО и просим обязать соответствующие органы исполнительной власти не только рассмотреть наши предложения, но и приступить к их практической реализации с учетом решений, принятых президиумом Госсовета 13.11.2007 г. в г. Красноярске.

Готовы к конструктивному сотрудничеству в целях решения изложенных и иных актуальных проблем гражданской авиации, состояние дел в которой характеризуется следующим:

После распада СССР гражданская авиация не может выйти из состояния системного кризиса. Все эти годы авиационная общественность неоднократно представляла предложения по совершенствованию деятельности ГА в высшие органы законодательной и исполнительной власти РФ, но они не принимались во внимание.

Управление отраслью фактически дезорганизовано в результате бесконечных реорганизаций и административной реформы 2004 года. Ответственность за функционирование ГА размыта между несколькими федеральными органами власти, их взаимодействие не налажено, принимаемые решения недостаточно компетентны. Упразднив авиационную администрацию как единый уполномоченный и ответственный орган, Россия отошла от общепринятого в мировой практике принципа государственного регулирования деятельности ГА. Снизилась оперативность деятельности госорганов как в части, непосредственно касающейся ГА, так и в вопросах управления госсобственностью. Ослабилось их влияние на состояние дел в регионах. Неоправданно возросли бюджетные затраты на содержание столь сложной структуры управления. В "штабах" отрасли наблюдается нехватка высокопрофессиональных специалистов. Недостатки, выявленные в ходе реформирования системы управления ГА, не устраняются, а международная практика во внимание не принимается.

Существующие "концепции", "стратегии" и "федеральные целевые программы" развития отдельных звеньев авиатранспортного комплекса страны не увязаны между собой и недостаточно учитывают интересы граждан и авиационного бизнеса. Большинство из этих документов в последние годы готовились келейно, в ходе разработки не обсуждалась с профессионалами и представителями авиационной общественности.

Гражданская авиация и гражданское самолетостроение функционируют сами по себе, хотя объективно от их взаимодействия зависят перспективы дальнейшего развития отечественного авиатранспорта. Несмотря на многократно увеличившиеся бюджетные средства российский авиапром не в состоянии удовлетворить в настоящее время и ближайшем будущем потребности отечественных авиакомпаний в новых воздушных судах.

Нормальному процессу расширенного воспроизводства в отрасли препятствует крайне недостаточный уровень бюджетного финансирования развития ГА, и, в первую очередь, ее наземной инфраструктуры, научных исследований и системы подготовки специалистов.

Происходит интенсивное проникновение на отечественный рынок иностранной авиатехники и авиакомпаний. Это стало возможным вследствие воздействия перечисленных факторов в сочетании с отсутствием государственной программы поддержания летной годности действующего и нового парка воздушных судов, недостатков инвестиционной, промышленной, налоговой и таможенной политики в области ГА. Вступление России в ВТО в таких условиях создаст для отечественной гражданской авиации новые серьезные проблемы.

Особенно плачевно состояние отечественной деловой авиации. При общем интенсивном росте объемов авиаперевозок, выполняемых этой авиацией (до 40% в год) доля российских перевозчиков составляет 3-5%. Основной объем перевозок осуществляются зарубежными авиакомпаниями на воздушных судах иностранного производства.

Федеральная и ведомственная нормативно-правовые базы не соответствуют современным требованиям. Существующее правовое поле не способствует эффективному ведению авиационного бизнеса и более полному удовлетворению потребностей экономики и потребителей услуг ГА. Формирование новых нормативно-правовых документов идет крайне медленными темпами, отстающими от современных потребностей.

Этот факт может существенно дискредитировать отечественную гражданскую авиацию в глазах мирового авиационного сообщества в ходе предстоящей в мае 2008 года проверки ее деятельности инспекцией ИКАО. Из 9300 вопросов, по которым производятся такие проверки, более половины не находят своего отражения в документах нормативной правовой базы российской ГА.

Отсутствие продуманной кадровой политики, неоправданная ротация руководящих кадров и специалистов аппаратов управления ГА привели к снижению качества принимаемых решений и негативно сказались на состоянии безопасности полетов.

Отсутствие (вопреки мировой практике) независимого органа по расследованию авиационных происшествий, решения которого были бы обязательны для всех министерств и ведомств, привело к необъективному во многих случаях расследованию их причин и, вследствие этого, - к невозможности устранения предпосылок для их возникновения в дальнейшем.

Состояние инфраструктуры отрасли (ее основных фондов и материально-технической базы) и, в первую очередь, аэропортов и аэродромов ГА, находящихся в федеральной собственности, на сегодняшний день нельзя признать в полной мере обеспечивающим безопасность полетов. В целом износ основных фондов инфраструктуры гражданской авиации приблизился к 80%. При таком уровне износа любая техническая и производственная система теряет устойчивость.

За последние 17 лет на территории России фактически прекратилась деятельность более 1000 (!) из 1450 аэродромов, разрушены межрегиональные авиационные связи и произошла существенная деформация рынка авиационных перевозок.

Не менее разрушительны и социальные последствия указанных выше процессов. В результате закрытия и вывода из эксплуатации аэропортов и аэродромов многие десятки тысяч человек потеряли рабочие места, а миллионы граждан России, проживающих в данных местностях, лишены возможности реализовать свое конституционное право на свободу передвижения.

Снижение конкурентоспособности отечественной ГА на мировом авиационном рынке и падение авторитета России как авиационной державы является признанным фактом в глазах международной общественности. Наиболее наглядное свидетельство этого - резкое сокращение за последние два десятилетия объема авиаперевозок со 140 млн. до 38 млн. человек в год. За этот же период авиаперевозки в США возросли более чем в 2 раза и приближаются к миллиардному рубежу.

Отсутствует конструктивное взаимодействие между Минтрансом, включая подведомственные ему Росавиацию и Ространснадзор, и отраслевыми общественными и некоммерческими организациями. Указанные органы фактически игнорируют предложения профессионалов и авиационной общественности по повышению эффективности и безопасности функционирования хозяйствующих субъектов и отрасли в целом.

На основании вышеизложенного, ответственно заявляем, что в своем нынешнем состоянии гражданская авиация России не способна в полной мере и с требуемым качеством выполнять свои основные функции в интересах экономики и граждан страны, сложившаяся в ней ситуация не способствует нормальному развитию авиационного бизнеса и обеспечению национальной безопасности России.

Сопредседатели КАО:
  • Бородина Э.Н., Президент Некоммерческой организации "Ассоциация агентств воздушного транспорта", Заслуженный работник транспорта РФ

  • Ивановский Н.Н., Президент Общественной организации "Международная ассоциация руководителей авиапредприятий", Почетный работник транспорта России

  • Кёстер П.В., Председатель Генерального Совета Межрегиональной общественной организации содействия защите прав граждан "Гражданский контроль"

  • Назарян В.В., Президент Некоммерческой организации "Ассоциация "Аэропорт" гражданской авиации"

  • Смирнов О.М., Президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации", Заслуженный пилот СССР

  • Тимошкин В.Е., Исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Ассоциация "Авиаремонт" авиаремонтных заводов гражданской авиации РФ"

  • Шабаев Н.А., Генеральный директор Объединения работодателей "Ассоциация аэронавигационного обслуживания"
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коллегия авиационной общественности». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка