Независимое военное обозрение
25 апреля 2008, 13:12
Абхазия - "Гермесова" могила
20 апреля в районе села Гагида Гальского района Абхазии в 9.57 по московскому времени был сбит беспилотный летательный аппарат (дрон)
Российские военные заявили, что не уничтожали БПЛА. По мнению некоторых экспертов, неизвестный истребитель - это российский МиГ-29. Или Су-27 абхазских ВВС, в наличии которых Сухуми не признается. Сами абхазы заявляют, что БПЛА сбит ракетой с L-39, хотя этот учебный реактивный самолет не рассчитан на подвеску подобного вооружения.
21 апреля в Гальском районе были найдены обломки беспилотника. Заместитель министра обороны непризнанной республики Абхазия Гарри Купалба на пресс-конференции в Сухуми заявил, что БПЛА идентифицирован как "Гермес-450" израильского производства. По маркировке на обломках установлен производитель - Elbit Systems, год выпуска - 2006, номер - 553. Сбитый аппарат аналогичен сбитому 18 марта в районе села Приморское на границе между Очамчирским и Гальским районами Абхазии. Номер того беспилотника - 551. Похоже, аппараты из одного комплекта.
Но в марте Грузия категорически отказалась признавать, что это ее БПЛА. Между тем в январе 2006 года один из западных дипломатов в интервью зарубежным СМИ сообщил, что Соединенные Штаты в рамках обучения и вооружения грузинской армии позаботились о поставке в эту страну, помимо прочей военной техники, израильских дронов.
Сейчас уже сам президент Грузии Михаил Саакашвили заявил в интервью New York Times, что из Израиля получено около 40 беспилотников, которые распределены между армией и полицией. Сбитый в вербное воскресенье "Гермес", по утверждениям Тбилиси, принадлежал МВД. Хотя комментировал инцидент, напомним, командующий ВВС.
Компания Elbit Systems сотрудничает с Грузией с 2000 года. С ее помощью проводилась модернизация пяти штурмовиков Су-25, превратившая их в Су-25КМ "Мимино". При посредничестве и, видимо, на средства Вашингтона у Elbit Systems были приобретены пять комплектов Hermes 450 ("Гермес-450"). В один комплект входит 5-6 беспилотных летательных аппаратов, пункт управления, средства обслуживания.
БПЛА "Гермес-450", имеющий второе название - "Зик", является многоцелевым средневысотным (потолок 6100 м) тактическим летательным аппаратом (поэтому заявления абхазской стороны, что БПЛА сбивали на высоте 8 тыс. м, мягко говоря, неточны). Выполнен из радиопроницаемых композитных материалов, а потому плохо засекается радарами. Оборудован системами дистанционного управления и передачи данных в реальном времени. Комплектуется цифровыми видеокамерами, инфракрасными датчиками, позволяющими вести наблюдение в темное время суток. Лазерные датчики способны измерять расстояния до обнаруженных объектов и подсвечивать их для наведения управляемых боеприпасов.
Угол обзора видеоаппаратуры в горизонтальной плоскости - 360 градусов, то есть объектив может описывать полный круг, делая панорамную съемку. В вертикальной плоскости обзор составляет 270 градусов. Следовательно, "Гермес" вполне может видеть истребитель, атакующий его в лоб. Только зона непосредственно над аппаратом остается для него невидимой. При крейсерской скорости 130 км/час БПЛА может достаточно долго держать в объективе любой объект, заинтересовавший оператора. Максимальная скорость аппарата - 176 км/час.
Размеры "Гермеса" впечатляют. Размах крыла - 10,5 м, длина - 6,1 м, высота - 1,8 м. При этом масса пустого аппарата - 200 кг, а при максимальной взлетной нагрузке - 450 кг. Радиус действия - 200 км, то есть он предназначен для действий в ближней фронтовой полосе. За счет большой площади крыла может находиться в полете 16-20 часов в зависимости от нагрузки.
Первой страной, закупившей в Израиле беспилотные "Гермесы", стали США. В 2004 году фирма Elbit Systems выиграла правительственный тендер на поставку БПЛА для обеспечения безопасности на американо-мексиканской границе в штате Аризона. Общая сумма контракта - 10 млн. долл., срок поставки - 6 месяцев. Закупленная партия называлась крупной. Учитывая протяженность границы, можно говорить о примерной стоимости комплекта из аппаратуры и 5-6 самолетов - 2-2,5 млн. долл.
Точно известно, что в самом Израиле "Гермес-450" применялся ЦАХАЛ во время второй ливанской войны в 2006 году. По данным американского еженедельника Aviation Week, это была боевая версия с ракетами "воздух-поверхность", наводящимися с помощью спутниковой навигации GPS и наземного оператора. Палестинцы утверждают, что с таких беспилотников израильтяне расстреливают автомобили с боевиками в секторе Газа. Особенность таких воздушных атак в неожиданности - БПЛА на большой высоте не видно и не слышно. Известно также, что видеоинформация, поступающая с "Гермесов" в разведцентры ЦАХАЛ, тщательно обрабатывается, а затем сравнивается компьютерными программами с ранее сделанными снимками.
Не исключено, что грузинские "Гермесы" тоже могут быть оснащены ракетами для ударов по наземным целям....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы