Российская газета
24 сентября 2008, 18:05
Жесткая посадка
Почему надзор за авиабезопасностью не эффективен
- Только за первые полгода 2008-го на территории Западной Сибири самолеты совершили восемь вынужденных посадок, - говорит Сергей Феоктистов. - И чаще всего при расследовании авиационных инцидентов мы обнаруживаем пресловутый "человеческий фактор" - то есть ошибку, которую допустил работник при эксплуатации или подготовке самолета. В чем причина этих ошибок?
Первое. Мы в течение года проверили практически все авиакомпании Сибири и пришли к выводу - сотрудники авиапредприятий поставлены в такие условия, что немудрено совершить ошибку. Нарушения условий труда и отдыха пилотов - массовое явление. Только в компании "Красноярские авиалинии" была обнаружена задолженность по отпускам пилотному составу - более 19 тысяч дней. Это свыше 660 месяцев! А в авиакомпании "Сибирь" вообще проводили эксперимент, связанный с увеличением продолжительности рабочего времени пилотов и с повышением интенсивности их труда, причем по согласованию с Минтрансом. Мы, естественно, обратились в суд, и суд признал этот эксперимент незаконным. Приходится констатировать: собственники авиакомпаний преследуют лишь одну цель - получение выгоды, и экономят на вопросах обеспечения трудовых прав сотрудников. А это, в свою очередь, нередко приводит к ошибкам персонала. Кроме того, авиакомпании нередко нарушают трудовые права своих работников и в части выплаты заработной платы. В настоящее время по инициативе прокуратуры возбуждено уголовное дело в отношении исполнительного директора ФГУП "Тувинские авиационные линии", проводятся доследственные проверки в отношении руководителей ОАО "Сибавиатранс" и ОАО "КрасЭйр".
Второе. К сожалению, те люди, которые обслуживают самолеты (мы говорим о предполетной подготовке), сегодня не чувствуют ответственности за последствия своей ошибки. Напротив, они даже понимают, что никакой серьезной ответственности для них в законе не предусмотрено. Девятого февраля в Новосибирске совершил вынужденную посадку аэробус А310, летевший из Новосибирска в Бангкок. Выяснилось, что авиатехник при осмотре двигателя забыл (!) поставить уплотнительное кольцо. В результате в полете двигатель отказал, и, по заключению специалистов Госавианадзора, катастрофы не произошло только благодаря профессионализму пилотов, поскольку этот тип самолета не может эксплуатироваться с одним двигателем. Для виновных лиц дело закончилось административным штрафом. Техник заплатил государству 2 000 рублей, инженер - 4 000 рублей.
Вопрос об уголовной ответственности техника, который чуть не угробил более 200 пассажиров, не ставился, поскольку в 1996 году соответствующая статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности, создающее угрозу причинения тяжких последствий без их реального наступления, была декриминализирована. Действующая в настоящее время ст. 263 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за виновные действия технического персонала лишь при условии наступления несчастных случаев с людьми. Отсутствие серьезного наказания за ошибку в сфере эксплуатации любого вида транспорта - это одна из причин безответственного отношения людей к выполнению своих прямых служебных обязанностей. По нашему мнению, УК РФ нуждается в пересмотре данной статьи, и такие предложения нами направлены в Генпрокуратуру.
При этом руководство техника заявляло - его нельзя уволить. У него золотые руки. Вот только в семье затяжной конфликт, поэтому он вынужден работать в состоянии стресса. В связи с этим необходимо признать - нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы подготовки воздушных судов, тоже подлежат пересмотру. Персонал, от которого зависит безопасность сотен людей, должен проходить тщательный медосмотр, включающий психологические консультации.
А кто сегодня вообще обслуживает самолеты? Это, как правило, ООО - общества с ограниченной ответственностью. Обслуживание в Толмачево того аэробуса, о котором уже шла речь, осуществляло ООО "Сибирь Техник". В настоящее время прокуратурой проводятся тщательные проверки всех предприятий, занимающихся обслуживанием самолетов - насколько законно они получили лицензии, насколько их деятельность отвечает условиям лиценизирования - и по квалификации персонала, и по другим статьям.
Наконец, нельзя обойти вниманием еще одну проблему. В авиации есть такое понятие - отложенная неисправность. То есть она выявлена, дан определенный срок на ее устранение, но какое-то время с ней можно летать. Так вот, сегодня отнесение неисправностей к числу отложенных отдано на откуп самим перевозчикам. А поскольку им важно летать, а не простаивать, то на данный момент перечень таких неисправностей представляет собой весьма пухлый том. В этой связи необходима четкая нормативно-правовая регламентация перечня указанных неисправностей, не позволяющая произвольно дополнять либо сокращать его по усмотрению перевозчика.
Между тем
В субботу рейс "Аэрофлота" из Новосибирска в Москву менее чем через час после вылета, вернулся в пункт отправки из-за неисправности. Предварительно причиной инцидента с А321 называется неисправность топливной системы, в случившемся разбирается комиссия. Пассажиров этого рейса отправили в Москву на самолете Ил-86....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов