О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиация - его судьба

Генеральному конструктору ОАО "Камов" С.Михееву - 70 лет

Во времена союзного государства практически каждый мальчишка мечтал стать летчиком или космонавтом. Родители, как правило, были более приземленными. Сергею Михееву повезло, его мама Евдокия Петровна не стала отговаривать сына от неба. Она обратила внимание на то, что он увлеченно конструирует и собирает авиационные модели из подручных материалов, и посоветовала стать конструктором. Так интуиция матери помогла определиться в жизненном выборе будущему генеральному конструктору.

Азы профессии С. Михеев постигал в Московском авиационном институте (МАИ). После нескольких лет изучения общих дисциплин пришла пора специализации. И тут группу в полном составе зачислили на кафедру вертолетостроения МАИ. О желаниях учащихся не было и речи, на первом месте стояли приоритеты Родины.

На кафедре вертолетостроения преподавали корифеи отечественной теории и практики. Они "заразили" студентов любовью к вертолетной тематике. Дипломный проект Михеев готовил в ОКБ Н.И. Камова. По предложению инженера-наставника А. Сатарова Сергей спроектировал четырехвинтовой вертолет-кран. Защищать свою разработку студенту-выпускнику МАИ пришлось без всяких условностей и натяжек, но он не дрогнул под напором авторитетнейших оппонентов. О причинах обилия вопросов от специалистов ОКБ, споров, критики и неподдельного интереса к его дипломному детищу он узнал намного позднее. Оказывается, в то время именно по такой же теме ОКБ вело закрытые работы.

Окончив институт, Сергей пришел работать в ставшее родным конструкторское бюро. Здесь его направили в отдел перспективного проектирования. Служебные обязанности требовали от молодого специалиста, как говорится, трудиться рука об руку с Н.И. Камовым, И.А. Эрлихом, легендарным конструктором самолетов Р.Л. Бартини и другими высокопрофессиональными специалистами. Сергей Викторович набирался опыта, который, как известно, не бывает лишним, и поднимался по ступеням конструкторского мастерства.

После смерти Николая Ильича Камова неожиданно для всех руководство страны решило на должность генерального конструктора поставить молодого и в то же время опытного специалиста. Из трех предложенных кандидатур выбрали 35-летнего Михеева.

Как отмечают ветераны фирмы, Сергей Викторович не стал тратить энергию на административные перестановки, а продолжил активную работу по имеющейся у ОКБ тематике. В качестве основных приоритетов он выбрал вертолеты, которые потребуются стране завтра.

С. Михеев - автор ряда оригинальных концепций боевых и гражданских вертолетов, создатель научной школы корабельной авиации, творец целого направления по созданию беспилотных вертолетных комплексов с элементами искусственного интеллекта. Под его руководством и при непосредственном участии созданы уникальные вертолетные системы и комплексы. Это прежде всего семейство корабельных вертолетов типа Ка-27.

Без сомнения, самым эпохальным в его работе стал вертолет Ка-50 "Черная акула". Он и сегодня порождает множество споров как среди экспертов, так и любителей вертолетной техники. В конце прошлого века победа Ка-50 в конкурсе ударных вертолетов для нашей армии вызвала ажиотаж. Пессимисты пророчили машине различные беды и приводили доводы, о которых сегодня уже стараются не вспоминать.

Боевой вертолет с экипажем из одного летчика требовал автоматизации многих комплексов и систем, устанавливаемых на машине. Такое просто невозможно, убеждали "провидцы". Они улыбались, когда заходила речь о вычислительных комплексах. В те годы так называемые пользовательские компьютеры были неописуемой роскошью. Их оперативная память исчислялась килобайтами, и пара мегабайтов считалась чуть ли не научной фантастикой. Прошло не так много времени, и уже никого не удивишь домашним компьютером, имеющим несколько сотен гигабайтов. Сегодня ноутбук становится обиходной вещью, а вчерашние его аналоги занимали целый этаж огромного здания.

Вертолетчики, имеющие боевой опыт, к разработкам под руководством С. Михеева проявляют особый интерес. Ударный комплекс Ка-50, разведывательно-боевой Ка-52, вертолет радиолокационного обнаружения и целеуказания Ка-31, многоцелевой средний транспортный Ка-60, легкий транспортный Ка-226 и беспилотник Ка-137. Перечисленные машины создавались под концепцию, в основе которой: мобильность, маневр силами и средствами, системность построения ударных сил, и все это помножено на централизованное управление. К тому же, по оценкам экспертов, основные проблемы создания в России ударных вертолетных группировок, способных применять управляемое оружие и летать ночью, практически полностью решены. Все это позволяет на порядок повысить эффективность армейской авиации и минимизировать эксплуатационные расходы при выполнении боевых задач.

По мнению экспертов, разработанная в конце прошлого века военно-научная теория вместе с успешно реализованными проектами ОКБ "Камов", а также с техникой, разработанной в МВЗ "Миль", наиболее оптимальна для Российской армии. Ведь в качестве приоритетов проводимой сегодня реформы названы оптимизация штатной численности наряду с использованием самого современного оружия, обладающего высокой мобильностью и огневой мощью.

Необходимо особо отметить, что успешные разработки не только заслуга Сергея Викторовича как организатора. Он один из тех немногих конструкторов, которые очень внимательны к пожеланиям, требованиям военных. Например, появлению на свет Ка-52 в какой-то мере способствовало требование военных иметь учебно-тренировочную машину для обучения летного состава на Ка-50.

В настоящее время Герой России, лауреат Ленинской и Государственной премий, кавалер орденов Ленина и Октябрьской Революции, лауреат премии имени академика А.Н. Туполева, член-корреспондент Российской академии наук профессор Сергей Михеев возглавляет работы по созданию вертолета будущего - Ка-90. Успешная реализация этого проекта имеет для России государственное значение.

Краснозвездовцы присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра, желают ему здоровья и творческого долголетия!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка