Красная звезда
23 декабря 2008, 11:37
Авиация - его судьба
Генеральному конструктору ОАО "Камов" С.Михееву - 70 лет
Азы профессии С. Михеев постигал в Московском авиационном институте (МАИ). После нескольких лет изучения общих дисциплин пришла пора специализации. И тут группу в полном составе зачислили на кафедру вертолетостроения МАИ. О желаниях учащихся не было и речи, на первом месте стояли приоритеты Родины.
На кафедре вертолетостроения преподавали корифеи отечественной теории и практики. Они "заразили" студентов любовью к вертолетной тематике. Дипломный проект Михеев готовил в ОКБ Н.И. Камова. По предложению инженера-наставника А. Сатарова Сергей спроектировал четырехвинтовой вертолет-кран. Защищать свою разработку студенту-выпускнику МАИ пришлось без всяких условностей и натяжек, но он не дрогнул под напором авторитетнейших оппонентов. О причинах обилия вопросов от специалистов ОКБ, споров, критики и неподдельного интереса к его дипломному детищу он узнал намного позднее. Оказывается, в то время именно по такой же теме ОКБ вело закрытые работы.
Окончив институт, Сергей пришел работать в ставшее родным конструкторское бюро. Здесь его направили в отдел перспективного проектирования. Служебные обязанности требовали от молодого специалиста, как говорится, трудиться рука об руку с Н.И. Камовым, И.А. Эрлихом, легендарным конструктором самолетов Р.Л. Бартини и другими высокопрофессиональными специалистами. Сергей Викторович набирался опыта, который, как известно, не бывает лишним, и поднимался по ступеням конструкторского мастерства.
После смерти Николая Ильича Камова неожиданно для всех руководство страны решило на должность генерального конструктора поставить молодого и в то же время опытного специалиста. Из трех предложенных кандидатур выбрали 35-летнего Михеева.
Как отмечают ветераны фирмы, Сергей Викторович не стал тратить энергию на административные перестановки, а продолжил активную работу по имеющейся у ОКБ тематике. В качестве основных приоритетов он выбрал вертолеты, которые потребуются стране завтра.
С. Михеев - автор ряда оригинальных концепций боевых и гражданских вертолетов, создатель научной школы корабельной авиации, творец целого направления по созданию беспилотных вертолетных комплексов с элементами искусственного интеллекта. Под его руководством и при непосредственном участии созданы уникальные вертолетные системы и комплексы. Это прежде всего семейство корабельных вертолетов типа Ка-27.
Без сомнения, самым эпохальным в его работе стал вертолет Ка-50 "Черная акула". Он и сегодня порождает множество споров как среди экспертов, так и любителей вертолетной техники. В конце прошлого века победа Ка-50 в конкурсе ударных вертолетов для нашей армии вызвала ажиотаж. Пессимисты пророчили машине различные беды и приводили доводы, о которых сегодня уже стараются не вспоминать.
Боевой вертолет с экипажем из одного летчика требовал автоматизации многих комплексов и систем, устанавливаемых на машине. Такое просто невозможно, убеждали "провидцы". Они улыбались, когда заходила речь о вычислительных комплексах. В те годы так называемые пользовательские компьютеры были неописуемой роскошью. Их оперативная память исчислялась килобайтами, и пара мегабайтов считалась чуть ли не научной фантастикой. Прошло не так много времени, и уже никого не удивишь домашним компьютером, имеющим несколько сотен гигабайтов. Сегодня ноутбук становится обиходной вещью, а вчерашние его аналоги занимали целый этаж огромного здания.
Вертолетчики, имеющие боевой опыт, к разработкам под руководством С. Михеева проявляют особый интерес. Ударный комплекс Ка-50, разведывательно-боевой Ка-52, вертолет радиолокационного обнаружения и целеуказания Ка-31, многоцелевой средний транспортный Ка-60, легкий транспортный Ка-226 и беспилотник Ка-137. Перечисленные машины создавались под концепцию, в основе которой: мобильность, маневр силами и средствами, системность построения ударных сил, и все это помножено на централизованное управление. К тому же, по оценкам экспертов, основные проблемы создания в России ударных вертолетных группировок, способных применять управляемое оружие и летать ночью, практически полностью решены. Все это позволяет на порядок повысить эффективность армейской авиации и минимизировать эксплуатационные расходы при выполнении боевых задач.
По мнению экспертов, разработанная в конце прошлого века военно-научная теория вместе с успешно реализованными проектами ОКБ "Камов", а также с техникой, разработанной в МВЗ "Миль", наиболее оптимальна для Российской армии. Ведь в качестве приоритетов проводимой сегодня реформы названы оптимизация штатной численности наряду с использованием самого современного оружия, обладающего высокой мобильностью и огневой мощью.
Необходимо особо отметить, что успешные разработки не только заслуга Сергея Викторовича как организатора. Он один из тех немногих конструкторов, которые очень внимательны к пожеланиям, требованиям военных. Например, появлению на свет Ка-52 в какой-то мере способствовало требование военных иметь учебно-тренировочную машину для обучения летного состава на Ка-50.
В настоящее время Герой России, лауреат Ленинской и Государственной премий, кавалер орденов Ленина и Октябрьской Революции, лауреат премии имени академика А.Н. Туполева, член-корреспондент Российской академии наук профессор Сергей Михеев возглавляет работы по созданию вертолета будущего - Ка-90. Успешная реализация этого проекта имеет для России государственное значение.
Краснозвездовцы присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра, желают ему здоровья и творческого долголетия!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 15, 2024
Аэрофлот перевез амурскую тигрицу из Владивостока в Екатеринбург
Ноябрь 15, 2024
В Красноярском крае в результате вмешательства транспортной прокуратуры авиакомпанией "КрасАвиа" прекращено навязывание пассажирам дополнительных услуг при продаже билетов