Промышленный еженедельник
16 февраля 2009, 15:58
Инновационный промышленный лидер России
НПО "Сатурн" - компания года по версии "Промышленного еженедельника"
Стратегический контекст
В целом отечественное авиастроение, как гражданское, так и военное, пока не демонстрирует ожидаемого взлета, хотя во имя этой цели создана ОАК, объединившая под государевым оком всех самолетостроителей. Параллельно, используя самые разные методы и технологии, создается ОДК, в которую объединяют двигателистов. Конечно, ради государственных интересов, ради обеспечения оборонной, транспортной и энергетической безопасности Родины можно пойти на многое. Однако многие специалисты предупреждают: как бы за бесконечными реструктуризациями окончательно не упустить время, данное России для восстановления утраченных позиций крупнейшей передовой авиастроительной державы. Трудно назвать успехом и подъемом выпущенные за год всей отраслью 13 отечественных гражданских самолетов, из которых только 6 передано российским авиакомпаниям. При этом за тот же год в страну было ввезено 100 иностранных самолетов, и теперь общее количество "иномарок" у нас достигло 290 единиц!
Тем значительнее роль тех программ, которые работают на ближайшую перспективу и реально востребованы и российским, и мировым рынком. Новые машины все-таки создаются, все-таки взлетают и находятся в стадии подготовки к серийному производству. Нужна только поддержка государства, достойное финансирование и создание всех условий для заключительного рывка тем компаниям, которые реализуют перспективные проекты и не позволяют окончательно разувериться в возможностях России по созданию современных высокотехнологичных продуктов.
Среди машиностроительных компаний России только НПО "Сатурн" в минувшем году подняло в небо три (!) новых авиадвигателя на новых самолетах, успешно завершило государственные испытания второго морского двигателя, реализовало важнейшие энергетические программы и первой подключилось к реальному внедрению нанотехнологий. В общем, инновационное признание НПО "Сатурн" - констатация объективной реальности, данной нам в достижениях.
О некоторых страницах этих достижений хочется сказать особо.
Двигатель 117С: "все для фронта, все для победы"
19 февраля 2008 года состоялся первый полет нового российского многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО "НПО "Сатурн" 117С, успешный, как и все последующие. Это событие стало важнейшим этапом реализации программы ОАО "НПО "Сатурн" по созданию современного военного авиационного двигателя по заказу ОАО "ОКБ "Сухого".
В настоящее время летно-конструкторские испытания первого Су-35 продолжаются, самолет уже совершил 68 полетов, в результате двигатель 117С без нареканий проработал в воздухе более 100 часов. Испытания доказали, что применение двигателя 117С позволяет увеличить дальность полета, существенно улучшить маневренные и динамические характеристики самолета. Впервые в отечественной истории в рамках проводимых испытаний был осуществлен сверхзвуковой полет без включения форсажа - на максимальном режиме работы двигателя, что является показателем самолета пятого поколения.
В настоящее время НПО "Сатурн" готовится к поставке двух двигателей для второго самолета Су-35, а в целом по программе изготовлено уже 5 двигателей первого лица и 5 двигателей окончательной компоновки. Так что не за горами тот день, когда Россия получит новый современный многофункциональный истребитель.
Актуальность этой задачи трудно переоценить, учитывая почти катастрофическое положение дел с парком истребителей российских ВВС. Очевидно, что для ВВС РФ наступило время, когда боевые самолеты придется списывать сотнями. Со ссылкой на Минобороны России впервые признано, что порядка 70% истребителей МиГ-29 не способны в данный момент не только решать боевые задачи, но и просто подняться в воздух. Всего в отечественных ВВС сейчас числится 291 МиГ-29, и 70% нелетающих из них - это порядка 200 самолетов, что сравнимо с численностью всего парка других истребителей - Су-27 и превышает количество находящихся в строю тяжелых перехватчиков МиГ-31 (последних - менее 150 единиц, а всего в российских ВВС порядка 650 истребителей). Две сотни "МиГов" для боевого потенциала ВВС - потеря крайне существенная, тем более что именно на них готовят молодых пилотов-истребителей в Армавире - в учебном центре единственного в стране Краснодарского высшего военного училища летчиков. Последняя катастрофа "МиГа", как выяснилось, произошла из-за коррозии силовых элементов его конструкции. Эксперты объясняют все банальной старостью машин, поставленных еще в советское время. И это действительно значит, как пишет "Коммерсант", что российские истребители начала истреблять старость. Стране, как воздух, нужны новые истребители с новыми современными двигателями, способные противостоять потенциальному агрессору и защитить рубежи нашей Родины. Благо, что все годы стагнации авиапрома АХК "Сухой" и НПО "Сатурн", осознавая необходимость новой разработки вопреки полному равнодушию к проблеме со стороны госструктур и Минобороны, за собственные средства работали на перспективу, создавая свой Су-35 с двигателями 117С - надежду истребительной авиации российских ВВС.
К слову, и на Перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации ПАК ФА, самолете 5-го поколения, первоначально устанавливаются двигатели НПО "Сатурн", создающиеся на базе 117С. Иных сведений о новой, закрытой для СМИ разработке двигателистов, нет. Но есть убеждение, что кроме конструкторского дивизиона НПО "Сатурн" возглавить эту работу в стране просто некому, и потому именно двигатели "Сатурна" и в данном случае окажутся единственным реализованным проектом, какие бы тендеры и конкурсы не затягивали этот процесс.
Двигатель SaM146: уникальный российско-французский проект
В минувшем году значимых результатов достиг и беспрецедентный для России международный проект создания нового регионального гражданского самолета "Сухой Суперджет 100" с двигателями SaM146, которые создаются на паритетной основе российским НПО "Сатурн" и французском компанией Snecma (группа Safran).
19 мая 2008 года самолет Sukhoi Superjet 100, оснащенный двигателями SaM146, совершил свой первый успешный полет в Комсомольске-на-Амуре, тем самым начав программу летных испытаний. С 24 октября 2008 года самолет выполняет полеты по программе сертификационных заводских испытаний (СЗИ). 24 декабря 2008 года второй Superjet 100 совершил успешный первый полет. Двигатели SaM146 отработали штатно, по отзывам специалистов, идеально.
Практически одновременно, 19 декабря 2008 года, в Жуковском на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ начался второй этап летных испытаний двигателя SaM146, рассчитанный на 150 летных часов. В результате испытательных полетов будет отработана программа управления тягой двигателя и подготовлена для сертификации версия программного обеспечения FADEC (электронно-цифровой системы управления двигателем). Решением компании "Снекма" (группа "Сафран"), с целью сокращения сроков и оптимизации расходов, испытания будут продолжены на базе ЛИИ им. Громова без ранее планируемого перегона самолета в город Истр, где находится испытательный центр "Снекмы".
В настоящее время самолеты Superjet100 уже совершили более 90 полетов и провели в воздухе более 300 часов. На настоящий момент суммарная наработка двигателей SaM146 за период летных и наземных испытаний составила более 2500 часов. Изготовление двигателей идет по графику, согласованному с компанией ГСС. Двигатели для третьего самолета будут поставлены ГСС в марте-апреле 2009 года, а двигатели для четвертого самолета SSJ в июне-июле 2009 года.
2009 год - решающий для программы SaM146. Это и завершение работ с опытными двигателями, результатом чего станет получение Сертификата типа EASA, сертификация производства на НПО "Сатурн" по требованиям АР МАК, а также начало серийного производства и эксплуатации в составе самолета.
Очевидно, что реализация столь масштабного высокотехнологичного международного проекта в условиях мирового финансового кризиса неизбежно сталкивается с новыми вызовами времени, но и в данном проекте нужна только победа, финишный рывок. На пятки нашей стране уже наступают Китай и Япония, намеренные так же попытать счастья в создании нового регионального самолета и выйти с ним на мировой рынок. Как никогда здесь верна народная мудрость, что время - деньги. А вложенные сегодня недостающие для рывка средства не только окупятся в ближайшее время, но и сохранят реноме страны в лице международного авиационного сообщества.
Первая российская авиакомпания, которая начнет эксплуатацию новых российских самолетов SSJ, национальный перевозчик "Аэрофлот - российские авиалинии" ожидает их поступления в сроки, согласованные с ГСС, с пониманием относясь к самому процессу создания новинки. В данном случае важнейшими критериями являются обеспечение максимальной безопасности полетов и соответствие заявленным характеристикам нового лайнера, с чем абсолютно солидарны российские компании-производители, ГСС и НПО "Сатурн".
АЛ-55И: третий новый двигатель НПО "Сатурн" в небе
Двигатель АЛ-55И создается по заказу индийской корпорации HAL для учебно-тренировочных самолетов HJT-36 в рамках реализации международного контракта НПО "Сатурн", вступившего в силу 1 августа 2005 года. За короткие сроки достигнуты впечатляющие результаты.
28 июля 2008 года двигатель АЛ-55И впервые поднялся в небо - начались летные испытания нового двигателя разработки НПО "Сатурн" в составе учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ. На сегодняшний день успешно завершен первый этап летных испытаний двигателя АЛ-55И на российской летающей платформе. Замечаний к работе двигателя, препятствующих выполнению программы летно-конструкторских испытаний, нет.
В июле 2008 года на аэродроме в г. Бангалор прошла интеграция двигателя АЛ-55И с самолетом HJT-36. Проверена работа двигателя в составе силовой установки самолета и выполнены скоростные пробежки по аэродрому.
В августе 2008 года двигатель АЛ-55И прошел специальные стендовые испытания в ТБК ЦИАМ по оценке высотно-скоростных и эксплуатационных характеристик, проверен диапазон надежного запуска, оценена работоспособность всех систем двигателя. В результате выполненных работ получены положительные Заключения ЦИАМ.
В сентябре 2008 года двигатель АЛ-55И успешно прошел специальные стендовые испытания в НИЦ ЦИАМ по проверке отсутствия автоколебаний лопаток КНД во всем диапазоне режимов и условий его применения на летающей лаборатории в России. В НИЦ ЦИАМ проведены испытания газогенератора АЛ55ГГ с наддувом и подогревом воздуха на входе по тензометрированию и термометрированию турбины высокого давления. На сегодняшний день первые три двигателя АЛ-55И, предназначенные для поставки в корпорацию HAL (Hindustan Aeronautic Ltd, Индия) прошли испытания на стенде филиала НПО "Сатурн" - Лыткаринского машиностроительного завода (Московская обл., г. Лыткарино). Акты сдачи подписаны специалистами HAL, и в конце декабря 2008 года двигатели отправлены в Индию (г. Бангалор), где специалисты НПО "Сатурн" проводят работы по подготовке двигателя к первому запуску и выполнению программы наземной отработки в рамках программы летноконструкторских испытаний самолета HJT-36.
В настоящее время программа по установлению двигателям АЛ-55И ресурса 100 часов перешла в завершающую стадию. Начаты работы по установлению двигателю ресурса 300 часов. В соответствии с контрактом с HAL в стадии изготовления находится партия из шести опытных двигателей АЛ-55И для УТС HJT-36.
АЛ-55И представляет собой двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель с дозвуковым нерегулируемым сужающимся реактивным соплом. На основе базового газогенератора АЛ-55 возможно создание семейства конкурентоспособных на российском и зарубежном рынках двигателей аналогичного класса различного целевого назначения.
Успешное выполнение программы разработки двигателей семейства АЛ-55И в интересах ВВС Индии может решить и вопрос оснащения российских учебно-тренировочных самолетов не украинскими, а российскими двигателями.
Первый в России ГТД-110
В мае 2008 года в г. Комсомольск (Ивановская обл.) состоялся торжественный пуск блока № 1 ПГУ-325 ОАО "Ивановские ПГУ" в опытно-промышленную эксплуатацию. Новая парогазовая электростанция полностью создана из отечественного оборудования, а ее основу составляет первый в России газотурбинный двигатель большой мощности ГТД-110, производства ОАО "НПО "Сатурн". Проект создания в Ивановской области нового масштабного энергетического комплекса назван его учредителями прорывным проектом российской энергетики, энергомашиностроения и экономики в целом. В церемонии открытия первого блока "Ивановских ПГУ" приняли участие члены Совета Федерации, главы Ярославской и Ивановской областей и компаний - участниц реализации масштабного энергомашиностроительного проекта:
ГТД-110 производства ОАО "НПО "Сатурн" - первый российский газотурбинный двигатель большой мощности. ГТД-110 используется в составе газотурбинной энергетической установки ГТЭ-110 мощностью 110 МВт, а также в составе парогазовых установок мощностью 170 и 325 МВт. В рамках совместного проекта РАО "ЕЭС России" и ОАО "НПО "Сатурн" выполнена комплексная работа по проведению межведомственных испытаний и постановке ГТЭ110 в серийное производство.
Тогдашний председатель правления ОАО "РАО "ЕЭС "России" Анатолий Чубайс отметил на церемонии: "В опытно-промышленную эксплуатацию пошла первая российская парогазовая установка. Долгая была история, много труда вложено в то, чтобы это стало возможным. На ранних этапах мало кто верил в то, что эта задача разрешима, тогда, когда здесь в Комсомольске пускали стенд; тогда, когда принимали решение, что стенд подтвердил работоспособность российского оборудования, и значит, нужна настоящая полномасштабная станция. И, наконец, сегодня эта задача решена. Мы говорим, что реформа дала энергетике колоссальный импульс, и это чистая правда. Но сегодня совсем особое событие - речь идет не только об энергетике, речь идет и о нашем российском машиностроении. Тот факт, что эта станция работает полностью на российском оборудовании, и основой ее является российская газовая турбина, без всякого преувеличения - прорыв российских машиностроителей. Прежде всего потому, что это первый российский парогазовый блок, и сердцевина этого блока - уникальное в технологическом отношении изделие - газовая турбина ГТЭ-110 российского производства. Такого оборудования, газовых турбин таких мощностей, наша страна не делала никогда! Эту задачу 20 лет решали в советское время - не получилось. Эту задачу заново сегодня решило НПО "Сатурн", которое, наверно, может написать отдельную поэму о том, сколько усилий было на это положено".
Энергоустановка ГТЭ-110 имеет широкие перспективы для формирования целой гаммы промышленных газовых турбин с применением единого газогенератора в диапазоне мощности от 65 до 160 МВт с требуемыми характеристиками и рассматривается как основа технического перевооружения большой энергетики страны, а также как один из перспективных экспортных продуктов российского энергетического машиностроения.
Газотурбинные победы на земле
В январе 2008 года завершились приемочные межведомственные испытания опытного образца энергетического газотурбинного агрегата ГТА-8РМ производства ОАО "Сатурн - Газовые турбины" с газотурбинным двигателем ГТД-8РМ производства ОАО "НПО "Сатурн" на базе газотурбинной теплоэлектростанции ГТЭС12 ОАО "НПО "Сатурн" в городе Рыбинске. По результатам испытаний Приемочная межведомственная комиссия установила соответствие технических характеристик опытного образца энергетического газотурбинного агрегата ГТА8РМ требованиям Технического задания и конструкторской документации.
Энергетические газотурбинные агрегаты ГТА-8РМ (электрической мощностью 8 МВт, тепловой мощностью 17,1 Гкал) рекомендованы к производству в ОАО "Сатурн - Газовые турбины" и дальнейшему применению по их прямому назначению - для энергоснабжения объектов нефтегазовой промышленности, энергоемких промышленных предприятий, предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В феврале НПО "Сатурн" ввело в эксплуатацию газотурбинную электростанцию ГТЭС-12 мощностью 12 МВт на Западно-Чигоринском нефтяном месторождении Сургутнефтегаза. Техническая основа ГТЭС-12 - два газотурбинных агрегата ГТА-6РМ, мощностью 6 МВт каждый, производства ОАО "Сатурн - Газовые турбины". Электростанция работает на попутном нефтяном газе.
Опыт сотрудничества ОАО "НПО "Сатурн" и ОАО "Сургутнефтегаз" показал эффективность технических решений Сатурна по комплектации энергообъектов для нужд нефтегазовой компании. Первая газотурбинная электростанция "Сатурна" на сургутской земле - ГТЭС-12 мощностью 12 МВт - была введена в промышленную эксплуатацию на Тромъеганском месторождении в апреле 2007 года. На Верхненадымском месторождении завершается строительство электростанции ГТЭС-24 общей мощностью 24 МВт, с четырьмя агрегатами ГТА-6РМ.
А в августе прошлого года ОАО "Сатурн - Газовые турбины" выиграло тендер на поставку газотурбинного оборудования для ГТЭС-12 на Игольско-Таловое месторождение ОАО "Томскнефть". В рамках проекта "Сатурн" поставит основное оборудование для строительства газотурбинной электростанции ГТЭС-12 суммарной мощностью 12 МВт на Игольско-Таловом месторождении. Проект предусматривает установку двух блочно-контейнерных газотурбинных установок ГТА6РМ с двигателями мощностью по 6 МВт производства ОАО "НПО "Сатурн" и генераторами ТК-6-2РУЗ производства ОАО "Привод" (концерн "Нефтегазовые системы").
ГТЭС-12 предназначена для обеспечения собственных нужд Игольско-Талового месторождения электрической энергией, с использованием нефтяного попутного газа в качестве топлива. ГТЭС-12 может работать параллельно с сетью и в автономном режиме.
ГТЭС-12 является второй очередью строительства генерирующих мощностей на данном месторождении. До этого была построена ГТЭС-24МВт с использованием четырех ГТЭ-6/6,3 производства ОАО "Мотор Сич".
Еще один тендер - на поставку газотурбинного оборудования для ГТЭС-24 на Двуреченское месторождение ОАО "Томскнефть" - ОАО "Сатурн - Газовые турбины" выиграло в сентябре. Проект предусматривает установку четырех агрегатов блочно-модульного исполнения ГТА-6РМ с двигателями мощностью по 6 МВт каждый для ГТЭС-24 Двуреченского нефтяного месторождения с внешними сетями для ОАО "Томскнефть" ВНК". Газотурбинные установки будут использоваться для утилизации попутного нефтяного газа и будут работать в качестве основных источников электроснабжения объектов нефтедобычи Двуреченского месторождения.
Морские победы
В октябре работа Государственной комиссии под председательством капитана 1-го ранга Михаила Александрова по приемке корабельного газотурбинного двигателя М70ФРУ, максимальной мощностью 14000 л.с., разработки ОАО "НПО "Сатурн" завершилась подписанием Акта о принятии двигателя заказчиком. Успешное завершение опытно-конструкторских работ по двигателю М70ФРУ - это следующий этап создания на НПО "Сатурн" российской базы морского газотурбостроения.
Газотурбинный двигатель М70ФРУ разработки ОАО "НПО "Сатурн" - базовый высокоэкономичный автоматизированный корабельный газотурбинный двигатель 4-го поколения. В ноябре 2006 года ОАО "НПО "Сатурн" завершило Государственные испытания первого российского морского газотурбинного двигателя М75РУ максимальной мощностью 7000 л.с.
М75РУ и М70ФРУ принадлежат к семейству двигателей, созданных на базе единого унифицированного газогенератора. При подготовке к Государственным испытаниям двигателя М70ФРУ перед ОАО "НПО "Сатурн" стояла задача - подтвердить заданные тактико-технические характеристики и учесть рекомендации Государственной комиссии по двигателю М75РУ.
"Мы вошли в Государственные испытания с уверенностью, что предъявляем Государственной комиссии качественный продукт, соответствующий тем характеристикам, которых от нас ожидает заказчик, - говорит заместитель генерального конструктора ОАО "НПО "Сатурн" Михаил Гасуль. - Сегодня можно с уверенностью сказать, что двигатель состоялся".
Морские силовые установки с газотурбинным двигателем М70ФРУ имеют хорошие коммерческие перспективы. В частности, помимо Военно-морского Флота, ОАО "НПО "Сатурн" предложило ГТД М70ФРУ на корабли и катера Пограничной службы ФСБ РФ. В начале года защищен технический проект газотурбинного агрегата МА-1 с ГТД М70ФРУ для десантного катера "Дюгонь". Выполнены проработки ГТА с М70ФРУ для модернизации корветов пр.20280; корабля территориального моря для Пограничной службы ФСБ РФ. М70ФРУ может использоваться на кораблях и судах водоизмещением от 200 до 100000 тонн в качестве маршевого или форсажного двигателя. Потенциальный спектр применения газотурбинных агрегатов, на основе двигателя М70ФРУ, достаточно широк: быстроходные патрульные и ударные катера, малые ракетные и противолодочные корабли, корветы, фрегаты, эсминцы, десантные корабли, ракетные и авианесущие крейсера. Возможно применение двигателя и в гражданском секторе морской техники - на газовозах, морских и приморских нефтегазовых объектах, плавучих электростанциях, скоростных грузопассажирских паромах.
"Появление морских двигателей производства НПО "Сатурн", - отмечает директор программ морских и промышленных ГТД ОАО "НПО "Сатурн" Леонид Иванов, - с большим удовлетворением принято нашими потенциальными заказчиками. На прошедшем в сентябре 2008 года Научно-техническом совете Военно-промышленной комиссии впервые, после восьми лет неопределенности, был поднят вопрос о применении наших двигателей в строительстве перспективных, а также при модернизации надводных кораблей морских сил общего назначения. На сегодняшний день в строю ВМФ находится более 70 кораблей с газотурбинными двигателями, произведенными на Украине. Значительная часть этих кораблей, в отличие от их силовых установок, не выработала свой ресурс, соответственно, при их плановом ремонте в условиях судостроительных, судоремонтных заводов может быть проведена модернизация их силовых установок. В первую очередь, это касается маршевых установок, для которых вместо устаревших двигателей второго поколения можно применять газотурбинные двигатели М70ФРУ с реверсивным редуктором".
Кстати, решением организационного комитета Национальной премии "Золотая идея" коллектив авторов-разработчиков первого российского корабельного газотурбинного двигателя М75РУ во главе с техническим директором - генеральным конструктором Михаилом Кузменко ОАО "НПО "Сатурн" определен лауреатом Второй премии "Золотая идея" 2008 года в номинации "За вклад в области разработки продукции военного назначения".
Новые стены, новое оборудование
В феврале 2008 года в НПО "Сатурн" состоялось торжественное открытие нового современного производственного корпуса. Первая очередь корпуса, где расположился участок нового высокоточного технологического оборудования, сдана в эксплуатацию в конце 2007 года. Общий объем инвестиций в строительство объекта составляет 270,9 млн руб.
Корпус № 101 создан для перебазировки на современные производственные площади корпуса № 32 завода газотурбинных двигателей НПО "Сатурн". Общая площадь производственных помещений - 14 тыс. кв. м, административно-бытовых помещений - 2,5 тыс. кв. м. Корпус специализируется на механообработке деталей газотурбинной техники.
В строительстве производственного корпуса №101 - в отделке фасадов, кровли, всех производственных и бытовых помещений - были использованы самые современные материалы, созданы прекрасные условия для персонала. Просторные помещения, с замкнутым циклом производства деталей, обеспечены всеми необходимыми системами (системами теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования) для жизнедеятельности современного производства, для эксплуатации высокоточных обрабатывающих центров и контрольно-измерительных машин.
В марте состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию продольно-фрезерного расточного обрабатывающего центра новейшего класса М-G48/14ORZ производства японской фирмы "MHI" ("Мицубиши Хеви Индастриз"). Поставка, монтаж и пуско-наладочные работы нового машинообрабатывающего центра выполнены в соответствии с контрактом с японской компанией "Sumitomo Corporation". Оборудование поставлено в рамках четвертого транша японского кредита. Инвестиционное соглашение с "Sumitomo Corporation" на сумму более $500 млн сроком до 2015 года ОАО "НПО "Сатурн" заключило в 2003 году для реализации крупных национальных проектов в области энергетического машиностроения.
Пополнивший парк высокотехнологичного оборудования ОАО "НПО "Сатурн" новый продольно-фрезерный станок с подвижным порталом М-G48/140, стоимостью около $7 млн, заменяет десятки единиц оборудования старого поколения. Он предназначен для комплексной обработки крупногабаритных (до 4 м) деталей и сварных изделий, в том числе для газотурбинных двигателей мощностью 110 МВт - ГТД-110. Центр оборудован устройством автоматической смены инструментов с магазином на 60 инструментов, устройством для предварительной настройки инструментов, столом размером 3,8 м на 14 м, двумя универсальными головками с ЧПУ для 5-координатной обработки. В рамках существующего договора специалисты ОАО "НПО "Сатурн" операторы, программисты, наладчики, обслуживающий персонал по механике, электронике, гидравлике прошли обучение на заводе-изготовителе в Японии.
ОАО "НПО "Сатурн" последние годы активно реализует политику технологической модернизации производства. Только в 2007 году ОАО "НПО "Сатурн" приобрело более 40 единиц высокотехнологичного оборудования, не имеющего аналогов в России. От локальной модернизации цехов предприятие перешло в фазу построения комплексного интегрированного производства газотурбинной техники с тотальной сменой производственного уклада и всеобщим повышением квалификации специалистов. Более 300 работников всех уровней за последние годы прошли обучение в Японии, Швейцарии, Германии. Вполне закономерно выдвижение на премию правительства в области науки и техники сразу трех представителей ОАО "НПО "Сатурн" за "Разработку и внедрение нового поколения оборудования и технологий сварки в вакууме для повышения качества газотурбинных двигателей" - заместителя генерального директора Сергея Чуклинова, главного сварщика Геннадия Лымарева и зам. Главного сварщика Алексея Полякова.
Самый мощный суперкомпьютер "АЛ-100"
В августе "Сатурн" завершил проект по созданию нового суперкомпьютерного центра. Запуск в эксплуатацию самого высокопроизводительного вычислительного суперкомпьютера в промышленности России и СНГ мощностью 14,3 TFlops (триллионов операций в секунду с плавающей точкой) - результат совместной работы ОАО "НПО "Сатурн" и компаний КРОК, IBM, Intel, APC by Schneider Electric. Основная цель проекта - существенное повышение вычислительных мощностей ОАО "НПО "Сатурн", необходимых для проведения инженерных расчетов и позволяющих эффективно решать не только текущие, но и перспективные бизнес-задачи предприятия. Заказчиком разработки нового суперкомпьютера являлась конструкторская служба ОАО "НПО "Сатурн". Внедрение первого суперкомпьютера предприятия, запушенного в эксплуатацию в 2005 году, позволило конструкторским подразделениям ОАО "НПО "Сатурн" перейти на новый уровень аналитического проектирования, основанный на использовании численных методов на всех этапах разработки газотурбинных двигателей. В 2006 году загрузка вычислительных мощностей кластера фактически приблизилась к 100%. К этому времени к ресурсам суперкомпьютера были подключены также филиалы ОАО "НПО "Сатурн" в городах Москве и Перми. И в середине 2007 года было принято решение о необходимости создания нового суперкомпьютера, превышающего по производительности существующий более чем в 20 раз.
"Современный рынок газотурбинных двигателей требует от разработчика существенного сокращения сроков и затрат при создании нового продукта. Для выполнения данной задачи необходимо провести колоссальное количество инженерных расчетов по направлениям газодинамики, прочности, акустики. А моделирование цифрового эксперимента на суперкомпьютере вообще трудно переоценить, так как это существенно сокращает количество дорогостоящих натуральных испытаний изделий. Сегодня с внедрением кластерных технологий мы перешли на качественно новый уровень выполнения конструкторских работ, а с вводом данного суперкомпьютера значительно расширяем свои возможности", - отметил технический директор - генеральный конструктор ОАО "НПО "Сатурн" Михаил Кузменко.
Системы такого уровня в мировой практике имеют собственные имена. В ОАО "НПО "Сатурн" был объявлен конкурс среди работников на лучшее имя для нового суперкомпьютера. Из нескольких сотен предложенных наименований победителем признано имя "АЛ-100" в честь столетия со дня рождения основателя компании, великого ученого и конструктора Архипа Михайловича Люльки, двигателям которого традиционно присваивалась марка "АЛ".
Наноинструментальные решения
В октябре Российская корпорация нанотехнологий, ОАО "НПО "Сатурн" и ОАО "Газпромбанк" подписали учредительные документы о создании совместного предприятия по производству монолитных инструментов с наноструктурированным покрытием - ЗАО "Новые инструментальные решения". Общий объем инвестиций в проект составляет 1 млрд руб., из которых 500 млн руб. выделит госкорпорация.
"Инструмент, используемый сегодня в машиностроении для обработки твердых сплавов, стоит очень дорого, и, к сожалению, его приходится закупать за рубежом. Уверен, что предприятие, которое мы создаем сегодня, будет конкурентоспособным. Предприятие будет ориентировано не только на потребности "Сатурна", но и на потребности рынка. Могу сказать, что наши коллеги-машиностроители уже проявляют к нему интерес", - заявил на церемонии генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин.
Производственный комплекс предприятия будет располагаться в г. Рыбинске Ярославской области на производственной площадке НПО "Сатурн". Основной продукцией нового завода станет твердосплавный инструмент для обработки деталей авиадвигателей, а также для предприятий машиностроительных отраслей. Ключевая технология проекта - нанесение наноструктурированных покрытий на инструмент - была разработана Курчатовским институтом в рамках федеральной целевой программы. Наноструктурированные покрытия увеличивают жизненный цикл инструмента в 2,5 раза. Улучшение технических характеристик инструмента с нанопокрытиями приводит к существенному увеличению производительности труда и снижению себестоимости изготавливаемой продукции.
Таким образом золотые идеи "Сатурна" воплощаются в жизнь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Промышленный еженедельник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали