О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лопатка - двигатель прогресса

Как и чем испытывают моторы для нового пассажирского самолета Superjet

Что может быть общего между тушкой морской чайки весом под 2 килограмма, куском льда и сотнями тысяч градин размером с конфету "Чупа-чупс"? Оказывается, все это - инструменты для проведения всестороннего тестирования новейших авиадвигателей SаM-146, которые устанавливаются на перспективные авиалайнеры Sukhoi Superjet. 30 апреля первые два самолета перелетели из Комсомольска-на-Амуре в Москву. А в Рыбинске, не останавливаясь, идут последние сертификационные испытания новых двигателей. "Известия" в понедельник приняли участие в одном из этапов этой работы.

Внешне испытательный стенд похож на раму, к которой подвешен двигатель. К нему тянутся сотни проводов и датчиков.

- Мы контролируем до полутора тысяч различных параметров работы двигателя, - рассказывает представитель НПО "Сатурн" Роман Любимов. - Все это происходит в реальном масштабе времени, все анализируется суперсовременными компьютерами. Это необходимо для того, чтобы мы могли представить эти данные сертификационной комиссии.

НПО "Сатурн" - одно из самых современных двигателестроительных предприятий России. В Рыбинске четыре стенда для отработки двигателей Superjet. Всего их испытывается здесь восемь штук. Они подвергаются ударам стихии, таким, как ураганный ветер или град, испытываются на встречу с птицами, у них отрывают лопатки вентиляторов, проверяется их работа при длительном полете в составе всего авиационного комплекса. Еще не встав на крыло, они "налетали" более 3 тысяч часов.

Сегодня одно из главных испытаний - это изучение поведения двигателя при обледенении и при попадании в него кусков льда.

- Мы специально морозим ледяные брикеты, - Роман Любимов крутит в руках 300-граммовую ледышку. - Это больше, чем европейская норма, там куски по 100 граммов. Мы проверяем на максимальные характеристики.

Специальная пушка выстреливает брусок льда со скоростью 200 метров в секунду в работающий двигатель. Его турбина крутится со скоростью 6 тысяч оборотов в минуту. Это крейсерская скорость Superjet в полете или при взлете и посадке. Кусок льда влетает в двигатель. На мониторах контрольного центра видно, как содрогается мотор. Но обороты не падают. Раздробив ледышку, двигатель продолжает нормально работать.

- Конечно, в жизни такая ситуация маловероятна, но может случиться. Поэтому мы должны все проверять, - говорит Любимов.

- Что будет, если самолет в реальности "сжует" лед? - переспрашиваю специалиста.

- Лопатки, конечно, могут получить повреждение, - отвечает он. - Но даже если двигатель отключится, самолет спроектирован так, что мощности работы второго мотора вполне хватит для того, чтобы безопасно завершить полет.

А еще двигатели Superjet прошли испытания на прохождение грозового облака. Со скоростью 200 метров в секунду их обстреливали с помощью 400 тысяч ледяных шариков. Во Франции на испытательной базе партнера "Сатурна" - компании Snecma в двигатель кидали тушку чайки.

- Неужели живую птицу? - переспрашиваю я.

- Нет, конечно, - отвечает специалист. - У французов есть специальный питомник, где они разводят чаек. В испытаниях используют тушки. Наша задача - не только посмотреть, что будет с двигателем в случае попадания в него птицы, но, по условиям сертификации, мы должны у работающего двигателя дважды ею попасть в одну и ту же вентиляторную лопатку.

Каждая из 24 лопаток двигателя размечена на зоны и секторы. Подобная разметка есть и на пакетах, в которые помещают птиц. Как объясняют на "Сатурне", это делают специально для того, чтобы лучше понимать, какое воздействие в ходе испытаний было оказано на те или иные участки поверхности лопаток. Отдельно тестируется и гипотетическая ситуация с отрывом какой-либо из лопаток - "это очень серьезное происшествие, понятно, что мотор сломается, но мы должны быть уверены, что, даже если лопатка оторвется, она не повредит гондолу двигателя и фюзеляж самолета".

Сегодня на "Сатурне", как рассказал "Известиям" генеральный директор фирмы Юрий Ласточкин, идет подготовка к началу серийного производства двигателей SаM-146. На завершение его сертификации и начало серийного производства требуется почти 6 миллиардов рублей, из них два - в само производство. На испытание двигателей будет потрачено почти 7 тысяч тонн авиационного керосина. Зато Россия получит высокотехнологичный современный авиадвигатель. Авиалайнер Sukhoi Superjet будет только первым, но не единственным самолетом, для которого предназначается этот мотор. Как говорит Юрий Ласточкин, после исполнения своих обязательств перед "Сухими" этот двигатель может быть адаптирован для применения на других машинах. Причем не только на российских, но и на зарубежных. Именно по этой причине так важны идущие в Рыбинске сертификационные испытания моторов. Только после их завершения это будет по-настоящему продукт мирового класса....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка