О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиапром поделили на сферы вливания

Руководство ОАК продолжает делить сферы влияния между ее участниками. Бизнес-единица "Коммерческие самолеты", создаваемая на основе корпорации "Иркут", уравновесит роль "Сухого" - лидера в боевой авиации

Руководство Объединенной авиастроительной корпорации продолжает делить сферы влияния между ее участниками. Бизнес-единица "Коммерческие самолеты", создаваемая на основе корпорации "Иркут", уравновесит роль "Сухого" - лидера в боевой авиации. Главной задачей новой единицы станет создание "нашего ответа" Airbus и Boeing - ближнесреднемагистрального самолета МС-21.

В составе корпорации появится новая бизнес-единица - "Коммерческие самолеты", сообщил президент ОАК Алексей Федоров на праздновании 75-летия Иркутского авиазавода в пятницу. Она объединит в себе уже созданные дивизионы ОАК - "Гражданские самолеты" и "Транспортные самолеты". В нее войдут ульяновское "Авиастар-СП", Воронежское авиастроительное общество (ВАСО), АК "Ильюшин" и корпорация "Иркут". "Корпорация "Иркут" будет ядром создания бизнес-единицы по производству коммерческих самолетов, и к Иркутскому авиастроительному заводу будет добавлено несколько заводов, входящих в ОАК", - пояснил Федоров.

Эксперты и участники рынка считают такое организационное решение ожидаемым шагом.

"Управление авиационными заводами, производящими как пассажирские, так и транспортные самолеты, целесообразно осуществлять из одного центра, который смог бы балансировать мощности заводов и их производственную загрузку, строить объективную финансовую модель развития и производства", - говорит вице-президент ОАК по транспортной авиации Виктор Ливанов. "Видимо, в ОАК поняли, что транспортная и гражданская авиация не настолько большой бизнес и по отдельности их существование не имеет смысла, вот и объединяют", - добавляет Константин Макиенко из Центра стратегий и технологий (ЦСТ). Главой новой бизнес-единицы эксперты прочат президента "Иркута" Олега Демченко.

Сейчас основное производство пассажирских и транспортных самолетов сконцентрировано на двух ведущих авиационных заводах. Со стапелей ульяновского "Авиастар-СП" сходят самолеты семейства Ту-204, здесь же готовится к производству тяжелый транспортный Ил-476, не исключено, что будет реанимировано производство самого грузоподъемного самолета в мире "Руслан" (Ан-124). Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) серийно выпускает дальнемагистральный лайнер Ил-96, имеющий как пассажирскую, так и грузовую версии, региональный Ан-148 и осваивает производство военно-транспортного Ил-112В.

"Новая структура, с одной стороны, станет более управляемой, а с другой - позволит уравновесить в рамках корпорации нынешних лидеров - компаний "Сухой" и "Иркут", - называет еще одну причину организационных перемен в ОАК Олег Пантелеев из "Авиапорта". "Это логика внутренней административной конкуренции - таким образом делятся сферы влияния", - признает Макиенко.

Помимо "Коммерческих самолетов", как сообщалось ранее, в ОАК будут созданы еще две бизнес-единицы - "Боевые самолеты" и "Специальная авиация". При этом производство боевой авиации, которое приносит ОАК наибольшее количество заказов и доходов, уже давно закреплено за "Сухим" и МиГом.

Назначение Михаила Погосяна на должность генерального директора РСК МиГ, по сути, стало прологом к формированию дивизиона по боевой авиации на базе "Сухого" и МиГа, и кандидатура руководителя будущей бизнес единицы "Боевые самолеты" больших сомнений не вызывает. Однако в текущий момент у "Сухого" слишком много перспективных программ: здесь и истребитель пятого поколения, и переходный Су-35, и Sukhoi Superjet (это гражданский самолет, но к его созданию "Сухой" приступил еще до появления ОАК). А вот у "Иркута", имеющего пока еще мощные позиции благодаря экспорту Су-30, дальнейшие перспективы не такие радужные. Программа по Су-30 в будущем будет сжиматься, и в копилке производителя останутся только Як-130, Бе-200 и МС-21. Так что передача компетенций по всем коммерческим самолетам "Иркуту" позволит гарантировать сохранение баланса в будущем, говорят эксперты.

"Но, хотя управление текущими программами, исключение их внутренней конкуренции - задача, безусловно, важная, еще важнее на фоне сохранения текущей производственной программы готовить предприятия к освоению новой продукции, на которую ОАК делает ставку в будущем", - говорит Олег Пантелеев. В первую очередь речь идет о новом перспективном самолете МС-21. Олег Демченко, кстати, помимо своей работы в "Иркуте" уже является вице-президентом ОАК по проекту МС-21. Но пока для выпуска МС-21 завод готов лишь на 50%. В пятницу стало известно, что в перевооружение мощностей Иркутского авиационного завода, который как раз и будет производить МС-21, до 2014 года будет вложено около $600 млн.

"Интрига в том, успеем мы вписаться со своим МС-21 в окно 2015-2020 года или Boeing и Airbus создадут свои новые экономичные самолеты в этом классе раньше", - предупреждает Константин Макиенко из ЦСТ. Тот же МС-21 изначально собирались выпустить в 2015 году. Теперь речь идет о 2017 годе. "Все будет зависеть от того, как люди будут работать и как все это будет управляться, - говорит эксперт. - "Иркут", конечно, хорошая компания, но лично мне она гораздо больше нравилась, когда была частной, а не национализированной". А затягивание выпуска МС-21 всего лишь на один год означает потерю заказов примерно на 100 самолетов, напоминает эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка