Военно-промышленный курьер
20 апреля 2010, 11:37
Зенитные ракетные системы: ситуация на мировом рынке
Производство средств ПВО - показатель уровня развития оборонной промышленности страны
Время диктует...
Основными тенденциями в развитии современных ЗРС/ЗРК являются повышение их многоканальности по целям и увеличение возможности поражения высокоскоростных целей, в том числе баллистических, что дает возможность решения задач противоракетной обороны. Комплексы большой дальности (с дальностью стрельбы более 100 км) и средней дальности (от 20 до 100 км) рассматриваются сейчас как средство обороны от баллистических ракет немежконтинентальной дальности (тактических, оперативно-тактических и ракет средней дальности), крылатых ракет, а также совершенствуются в направлении наращивания возможностей по поражению максимально большего количества аэродинамических целей. Комплексы ближнего действия (до 10 км) и малой дальности (от 10 до 20 км) развиваются главным образом в направлении придания им возможностей по поражению высокоточного оружия, а также артиллерийских снарядов и ракет малой дальности (включая РСЗО). Новым веянием является интеграция зенитных ракетных систем разных диапазонов дальности в одном комплексе. Отражением этой же тенденции является создание комбинированных зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего действия и малой дальности, где лидирующее место занимает Россия ("Тунгуска", "Панцирь").
Ввиду развития средств подавления ПВО все большее значение уделяется созданию комплексов ближнего действия и малой дальности с пассивными средствами обнаружения и наведения, а также с полным самонаведением ракет (инфракрасным или активным радиолокационным), позволяющим реализовать принцип "выстрелил и забыл". С другой стороны, развитие пассивных систем самообороны на самолетах и вертолетах сохраняет интерес и к зенитным системам с командными системами наведения (особенно лазерными), делающими ракету неподверженной ловушкам.
Современные комплексы ПВО относятся к наиболее сложным видам боевой техники, и степень способности к их самостоятельному производству является показателем развития уровня оборонной промышленности государства. Создание же наиболее высокотехнологичных систем ПВО средней и большой дальности следует отнести к крупнейшим достижениям военного "хай-тека", требующим владения на индустриальном уровне самыми передовыми технологиями и вложения больших средств на НИОКР. В силу этого полноценную разработку комплексов средней и большой дальности сейчас самостоятельно осуществляют только США и Россия, страны Западной Европы ведут кооперационные программы, а другие государства осуществляют работы в этой сфере при содействии американских (Израиль, Япония) либо российских (Южная Корея, Индия, Китай) разработчиков. Комплексы ПВО ближнего действия и малой дальности также требуют весьма высокого уровня развития науки и техники.
ЗРС и ЗРК большой и средней дальности
В сегменте ЗРС/ЗРК большой и средней дальности на мировом рынке сейчас прочно доминируют США с ЗРК семейства Patriot, а также Россия с ЗРС ряда С-300П, а теперь уже и С-400. Бесспорное лидерство в продажах здесь принадлежит США, продавшим Patriot в 12 государств (Германия, Греция, Израиль, Иордания, Испания, Кувейт, Нидерланды, ОАЭ, Саудовская Аравия, Тайвань, Южная Корея, Япония). К настоящему времени на экспорт изготовлено либо заказано до 140 батарей этого комплекса. С учетом начавшейся реализации варианта РАС-3 (включая проведение практически во всех странах-заказчиках модернизации ранних версий Patriot до уровня РАС-3) можно ожидать, что американцы намерены расширять и закреплять свое положение. Объем поставок систем РАС-3 и поздних версий РАС-2 в ближайшие 10-15 лет будет исчисляться десятками миллиардов долларов, и недавний мегаконтракт стоимостью 9 млрд долларов на поставку этих систем ОАЭ является наглядным подтверждением этого.
США также разработали и начали продвигать на рынок комплекс ПРО театра военных действий THAAD и (совместно с Германией и Италией) ЗРК малой и средней дальности MEADS, использующий ракеты РАС-3.
Что касается России, то ЗРС ряда С-300П выступают в роли "флагманского" продукта российской "оборонки" в сфере ПВО. Тем не менее экспорт ЗРК ряда С-300П фактически был сосредоточен в основном на Китае (куда с 1997 по 2009 год поставили 27 дивизионов различных модификаций), а продажи по паре дивизионов Кипру (Греции) и Вьетнаму носили по сути единичный характер. Лишь контракт 2006 года на поставку четырех дивизионов С-300ПМУ2 в Алжир стал действительным прорывом за пределы Юго-Восточной Азии, однако неясно, последуют ли за этим масштабные продолжения в других странах. К тому же экспорт ЗРС ряда С-300П серьезно осложняется политическими препятствиями - наглядным примером стала фактически заблокированная в 2009 году поставка пяти дивизионов С-300ПМУ1 в Иран. ЗРС С-300В вообще пока не удалось реализовать за рубеж, не считая скандальной поставки одного комплекта Ельциным в 1995 году в США (ныне не исключается и поставка С-300ВЭ в Венесуэлу). Сейчас Россия заявляет о готовности вести ограниченный экспорт новой ЗРС С-400. По мнению специалистов, ее реальные экспортные перспективы представляются весьма масштабными.
Фактически неудачи в экспорте первоначально преследовали и российский ЗРК средней дальности серии "Бук", который удалось реализовать только в Финляндию в счет погашения долга (три дивизиона). В то же время сейчас положение начинает постепенно изменяться к лучшему за счет начала экспорта модифицированных систем "Бук" с ракетами 9М317 - такие комплексы были проданы Кипру, Сирии и сейчас намечаются к поставке еще в одну страну. Кроме того, ракеты 9М317 поставляются также в модернизационных пакетах для модернизации комплексов "Квадрат".
Вместе с тем российские предприятия принимают участие в создании новых комплексов средней дальности для других стран. Так, предприятия концерна "Алмаз-Антей", судя по всему, способствовали разработке в КНР ЗРК HQ-9 (своего рода китайского аналога С-300П), а сейчас осуществляют поставки ЗУР серии 9М317 для созданного при активном российском содействии китайского комплекса HQ-17. Для Южной Кореи "Алмаз-Антей" разработал ЗРК средней дальности KM/SAM, фактически являющийся адаптированным российским перспективным ЗРК "Витязь". Сам "Витязь" с ракетами серии 9М96, планируемыми к использованию опять-таки в ЗРС С-400 "Триумф", также следует рассматривать как одно из будущих российских предложений на мировом рынке.
Еще одним направлением российского экспорта в сегменте ЗРК средней дальности является продвижение модифицированных вариантов широко распространенного старого советского ЗРК С-125, причем здесь в России существует конкуренция предложений со стороны "Алмаз-Антея" (вариант "Печора-2А") и ОАО "Оборонительные системы" (вариант С-125-2М "Печора-2М"). К настоящему времени не только осуществлена модернизация старых систем по этим проектам в ряде стран, но российскими предприятиями заключен и ряд контрактов на поставку модифицированных комплексов в страны, где С-125 не состоял на вооружении (Мьянма, Венесуэла).
В ближайшие годы следует ожидать расширения круга поставщиков ЗРС/ЗРК средней и большой дальности и усиления конкуренции. В первую очередь следует отметить предстоящее масштабное возвращение на этот рынок европейских производителей (концерн MBDA) с их новым, потенциально очень сильным предложением ЗРК средней дальности SAMP/T с ЗУР Aster 30, а также комплекса MICA VL. Мощным игроком становится Израиль, особенно в случае предложения им на мировой рынок создаваемых сейчас компанией Rafael противоракетных систем малой и средней дальности Stunner (Kela David) и Iron Dome (Kippat Barzel), а также успеха разработки совместно с Индией комплекса средней и большой дальности Barak 8. Уже сейчас Израиль располагает противоракетной системой Arrow 2 (Hetz) совместной с США разработки, правда, из-за противодействия США не в состоянии ее экспортировать. Наконец, следует ожидать появления в качестве серьезного поставщика средств ПВО и Китая, до того затертого в маргинальных нишах - первым значительным шагом стало предложение им на экспорт комплексов KS-1A и HQ-9.
В то же время очевидно, что рынок современных высокотехнологичных зенитных ракетных систем большой и средней дальности, тем более с возможностями противоракетной обороны (С-300, С-400, Patriot всех версий, в перспективе - SAMP/T), остается сильно фрагментированным по политическому признаку. Сам выбор таких систем для приобретения был и останется сильно политически мотивированным и по сути не допускающим действительно свободной конкуренции, а экспорт таких систем будет по-прежнему сталкиваться с политическими ограничениями.
Комплексы малой дальности и ближнего действия
В силу относительной простоты и дешевизны этих ЗРК в данном секторе рынка средств противовоздушной обороны предложение гораздо шире, а конкуренция значительнее. Сейчас основной тенденцией среди комплексов малой (и отчасти средней) дальности можно назвать предложение образцов нового семейства, где в основном в качестве ЗУР используются авиационные ракеты класса "воздух-воздух" с активными радиолокационными головками самонаведения, иногда дополняемые авиационными же ракетами с инфракрасным самонаведением. Все они позволяют реализовать принцип "выстрелил и забыл". К таким комплексам относятся американский SLAMRAAM и американо-норвежский NASAMS (оба используют известные ракеты AIM-120 AMRAAM), европейский MICA VL, а также израильский Spyder. Можно ожидать быстрого роста продаж этих ЗРК, которые в ближайшем десятилетии составят немалую долю рынка.
Россия продолжает продвигать на мировой рынок высокоэффективные комплексы малой дальности с командным наведением. Это прежде всего ЗРК серии "Тор" (проданы в КНР, Грецию, Кипр, Египет, Иран), а также уникальные зенитные ракетно-пушечные комплексы семейств "Тунгуска" (поставлены в Индию и Марокко) и "Панцирь-С1" (ОАЭ, Сирия, Алжир).
Создание "Панциря", сразу нашедшего значительный спрос на рынке и принятого также на вооружение ВВС России, стало крупным достижением Тульского конструкторского бюро приборостроения. Причем впервые в российской "оборонке" осуществление такого проекта изначально велось на средства и в интересах инозаказчика (ОАЭ) и, что не менее важно, ознаменовало первый крупный прорыв российских систем ПВО на рынок страны традиционно прозападной ориентации.
Что касается средств ПВО ближнего действия, то сейчас главным направлением здесь стало создание комплексов с пакетными либо турельными пусковыми установками для высокоэффективных ЗУР современных переносных ЗРК. Так, хорошо известные ракеты Stinger используются в массово производящемся и широко экспортируемом американском самоходном ЗРК Avenger на шасси автомобиля HMMWV, а также в целом ряде аналогичных изделий других производителей. Сейчас на рынке представлено большое количество мобильных пакетных комплексов подобного класса.
При этом США в последние полтора десятилетия резко ограничили экспорт своих ПЗРК Stinger, опасаясь, что они попадут в руки террористов или неугодным Белому дому режимам. Эти комплексы фактически поставляются только ближайшим союзникам Вашингтона из числа развитых государств. Американцы отказываются продавать ПЗРК даже наиболее дружественным развивающимся странам, предлагая им только упомянутые самоходные пакетные системы Avenger с использованием ЗУР Stinger.
Россия же, наоборот, широко экспортирует портативные переносные ЗРК серии "Игла". В результате эти отечественные комплексы являются сегодня практически безальтернативным современным предложением среди портативных ПЗРК на мировом рынке (если не брать в расчет китайские или польские ПЗРК, представляющие собой в значительной мере "клоны" "Иглы"). Современные французские (Mistral 2), британские (Starstreak) и шведские (RBS-70 и RBS-90) переносные комплексы не являются в полной мере портативными, это скорее возимые ПЗРК турельного типа. При этом в приобретении портативных ПЗРК заинтересованы страны практически всех политических ориентаций. Наличие же у России "турельных" ("Джигит") и "пакетных" ("Стрелец") предложений с использованием ракет российских переносных ЗРК еще более усиливает наши позиции в данном сегменте рынка.
В целом можно констатировать, что в последнее время Россия после периода некоторой паузы расширяет свою долю мирового рынка ЗРС/ЗРК. Такое положение обусловлено прежде всего высокой конкурентоспособностью российских предложений в сфере ПВО и в первую очередь наличием у России предложений по всему спектру систем всех классов и дальностей - от комплексов серий С-300 и С-400 до переносных ЗРК. Причем в ряде сегментов российские предложения вообще являются уникальными для мирового рынка - например, современные самоходные ЗРК малой дальности на бронированном шасси (серии "Тор") или зенитные ракетно-пушечные комплексы ("Панцирь-С1" и "Тунгуска").
Вторым по значению фактором конкурентоспособности российских систем пока что являются их ценовые преимущества по сравнению с западными аналогами. Хотя следует ожидать, что эти преимущества будут уменьшаться, а то и вовсе исчезнут по мере повышения стоимости издержек и рабочей силы в российском оборонно-промышленном комплексе.
Наконец, третьим плюсом российской стороны является политическая неангажированность ее предложений. Она выражается в готовности отечественных поставщиков продавать самые современные и сложные системы ПВО практически любым государствам без существенных политических ограничений, столь свойственных американской политике экспорта вооружений. Последний фактор делает российские предложения особенно привлекательными, например, в сегменте переносных ЗРК.
Безоговорочно доминируют в объемах поставок в мире комплексы ПВО новой разработки. Поставки бывших в эксплуатации ЗРК носят в общем незначительный характер, хотя ситуация несколько изменяется в связи с началом реализации Германией из наличия комплексов Patriot (экспортированных, в частности, в Южную Корею), а также с поставкой Россией модернизированных вариантов комплексов С-125 и С-300П (последних - Белоруссии и Казахстану).
В то же время настоящий бум переживает и рынок модернизации комплексов ПВО. В первую очередь это связано с высокой стоимостью новых систем, делающей зачастую недоступной их закупку для многих стран и вынуждающей сохранять "до упора" наличные устаревшие комплексы. При этом наибольший спрос существует на модернизацию ряда сохраняющих боевое значение ЗРС/ЗРК советского производства ("Квадрат", "Оса", "Стрела-10", С-125, С-200), в изобилии поставлявшихся СССР своим союзникам по Варшавскому договору и дружественным странам третьего мира. Сейчас здесь российским разработчикам приходится сталкиваться со значительной конкуренцией в предложениях модернизационных вариантов со стороны ряда других постсоциалистических государств - Украины, Белоруссии и Польши. Из западных систем сопоставимой распространенностью обладает только известный американский комплекс средней дальности HAWK, однако к настоящему времени его модернизационный потенциал уже практически исчерпан и совершенствование возможно только в направлении полной замены ракет (в частности на AMRAAM), что по сути сопоставимо по стоимости с приобретением новых ЗРК.
Подводя итоги, можно указать следующие основные тенденции современного состояния мирового рынка наземных зенитных ракетных систем и комплексов:
- значительный рост рынка современных ЗРС/ЗРК всех классов;
- географическая и политическая сегментированность рынка ЗРС/ЗРК;
- предстоящее усиление международной конкуренции;
- доминирование в продажах ЗРС/ЗРК новой техники;
- резкое увеличение рынка модернизационных программ и пакетов;
- значительное увеличение интереса к системам противоракетной обороны и системам объектовой обороны от артиллерийских, минометных и ракетных обстрелов.
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы