Новая газета
28 июня 2010, 14:31
Самолеты сядут на балкон
Крупнейшую в России авиабазу строят в черте Воронежа
Про авиабазу их никто не спрашивал. Просто год назад приехал в Воронеж главнокомандующий ВВС России Александр Зелин и договорился с губернатором Алексеем Гордеевым, что на основе аэродрома Воронеж-Б ("Балтимор") надо создать одну из крупнейших авиабаз ВВС в России - в интересах обороноспособности страны. Заодно и Воронежский авиационный университет (ВВАИУ) станет площадкой для обучения персонала базы. Аэродром решено укрупнить: довести авиапарк с 60 до 200 самолетов, а рядом с уже существующей взлетно-посадочной полосой в 2,5 километра построить еще одну, длиной в 3,5 километра и шириной 80 метров; она позволит принимать любые самолеты. Новая взлетная полоса запланирована вообще в сотнях метров от жилья.
Строительство началось недавно, но боевые самолеты уже сегодня взлетают и заходят на посадку днем и ночью. Если их количество вырастет втрое, можно догадаться, сколь комфортной станет жизнь в этой части Воронежа. Инициативная группа для начала собрала четыре тысячи подписей и отправила их в Минобороны, Совет Федерации, Главную военную прокуратуру. Съездили в Москву, в приемную президента. Там вроде бы удивились и обещали сделать запросы во все инстанции.
В июне жители, не дождавшись реакции, принялись митинговать. Собралось, по разным подсчетам, от тысячи до двух тысяч человек. Решили собирать подписи против авиабазы по всему городу и отправить их председателю правительства Путину с требованием перенести объект за пределы Воронежа. Потому что по российским законам такие объекты должны располагаться не ближе десяти километров от крупных населенных пунктов.
Кстати, выяснилось, что на принятом в декабре 2008 года Генеральном плане Воронежа вообще нет никакого военного аэродрома - на том месте запланирован жилой микрорайон.
Этот аэродром построен еще в 1953 году. С тех пор Воронеж заметно вырос. С одной стороны "Балтимора" - плотная городская застройка, с другой - дачные кооперативы, в которых дачники пытались привыкнуть к самолетному реву со дня посадки первых яблонь в садах. Теперь, с резким обострением обороноспособности страны, авиабазу слышно и в центре города, а тема ее строительства стала одной из самых обсуждаемых в интернете и в письмах к чиновникам, которые в ответ регулярно сообщают, что все по закону.
В одном из ответов из областного управления по взаимодействию с административными и военными органами жителям предложены такие варианты решения авиационных проблем: смена места жительства, установка современных многокамерных окон, применение индивидуальных средств защиты "беруши".
Начальник ВВАИУ Геннадий Зибров заявил, что авиабаза даст городу много плюсов, а те, кто против грандиозных планов, преследуют коммерческий интерес.
По поводу интереса… Можно посмотреть и послушать, как живется гражданам возле "Балтимора" (vrntube.ru/video/4098/). На Большом воронежском форуме (u-antona.vrn.ru/forum) тема авиабазы собрала уже больше ста страниц обсуждения!
"В новостях официально заявили о расширении "Балтимора" в 10 раз, он станет самым большим военным аэродромом в России… Жить здесь будет невозможно физически, и переехать не получится, потому как цена на жилье упадет ниже плинтуса".
"…Три часа укачиваете хнычущего ребенка. Ему спать хочется, а он только глаза закрывает, пролетают эти монстры, и опять сначала.
И так почти каждый день".
"…Стекла дребезжат, орут сигнализации и сходят с ума собаки во дворе, самолеты делают проход прямо над моим домом, до взлетки около километра...".
"Шум от реактивных двигателей значительно превышает допустимые санитарные нормы. Можно обратиться в Роспотребнадзор с просьбой провести замеры во время полетов. Потом в суд, апелляция, Верховный суд РФ, Европейский суд по правам человека. Как-то так".
Основные аргументы тех жителей, кто за строительство (их довольно много!): мы уже привыкли, ничего страшного. А по поводу опасности катастроф: "На дорогах гибнут тысячи людей, но однако ж мы не боимся переходить улицы или ездить".
Другие жители продолжают собирать подписи против расширения аэродрома и верят, что скоро к ним присоединится население всего Воронежа. В редких комментариях начальства они ловят надежду. Приводят, например, слова Михаила Чубирко, руководителя Воронежского управления Роспотребнадзора, о том, что нужно бы делать в этой ситуации: "На определенное расстояние убрать, вернее, размещать эту базу и делать шумозащитные мероприятия, которые в принципе от авиатехники довольно сложно сделать. Без совета с жителями, без открытых карт для жителей, я думаю, такие вещи не должны приниматься ни под каким предлогом".
Однако времена референдумов и прочих общественных мнений прошли. Один из "строительных" чиновников мэрии на просьбу прокомментировать тему коллективных писем граждан против расширения авиабазы выразился так: что от них толку-то? Решение уже принято. И 21 июня на встрече с воронежским губернатором Гордеевым главком ВВС Зелин еще раз заявил: аэродром будет достроен, несмотря на недовольство жителей. А еще он обещал разобраться, откуда рядом с аэродромом "возникли дома". Так и сказал: "…Я не понимаю, как дома там могли появиться".
Справка "Новой"
Последние авиакатастрофы в черте проживания "мирного населения"
- 6 декабря 1997-го. После взлета из аэропорта Иркутска на жилые кварталы упал военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", погибли 72 человека - 4 на борту и 68 в жилом пятиэтажном доме, на который упал хвост самолета.
- 27 июня 2000-го. Су-24М при посадке упал прямо на аэродроме "Балтимор". Пилот успел катапультироваться. Жертв нет.
- 15 марта 2006-го. В 56 км от Воронежа во время учебного полета рухнул в поле фронтовой бомбардировщик Су-24М.
- 18 декабря 2008-го. Фронтовой бомбардировщик Су-24М упал в Каширском районе, в 40 км от Воронежа, в поле. На месте падения - воронка глубиной 8 метров и диаметром около 16, из которой торчала задняя часть бомбардировщика.
- 16 августа 2009-го. Во время подготовки к салону МАКС над Жуковским столкнулись истребители. Погиб командир группы Игорь Ткаченко, еще двое пилотов попали в больницу. Один из самолетов упал на дачный поселок Сосны. Авиатопливо взорвалось мгновенно, в поселке полностью сгорели три дома и одна машина. Многие жители получили ожоги первой и второй степени.
Второй Су-27, который повредил крыло, упал в поле в нескольких километрах от поселка. Пилот успел увести машину от жилых домов и катапультировался.
- 29 мая 2010-го. В Липецкой "учебке" ВВС РФ разбился новенький учебно-тренировочный самолет Як-130. Оба пилота катапультировались. На земле жертв и разрушений нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 7, 2025
В Москве завершился шахматный фестиваль "Аэрофлот Опен 2025"
Март 6, 2025
Аэрофлот запустил бессрочный элитный уровень программы "Аэрофлот Бонус"
Март 7, 2025
Пензенский аэропорт опубликовал летнее расписание на 2025 год
Март 7, 2025
Рособоронэкспорт готов реализовать программу модернизации Су-30МКИ ВВС Индии