Время и деньги
11 августа 2010, 09:29
"И трижды плюнем через левое плечо"
Новое соглашение между Татарстаном и ОАК может означать сохранение КАПО как серийного завода
Ту-214 возвращается?
Наконец-то прояснился вопрос с композитами - Правительство РТ, ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) и ее "дочка" - ЗАО "АэроКомпозит" подписали соглашение "по вопросу организации производства изделий из композиционных конструкций на территории" КАПО.
Напомним, 4 июня директор технологического центра ОАК Юрий Тарасов сообщил о том, что корпорация выбрала КАПО местом производства "черных" (то есть сделанных из композиционных материалов) закрылков, а также рулей высоты и направления для самолетов Superjet и МС-21. Тогда же казанский завод осмотрели представители австрийской фирмы по выпуску композитов Fischer Composite, которая, как уже решено, станет не только инвестором, но и будет отвечать за производственную программу. Как рассказал вчера "ВиД" генеральный директор "АэроКомпозита" Анатолий Гайданский, скорее всего, австрийской компании будет принадлежать 49% акций нового предприятия (51% - у "АэроКомпозита"). Помимо всего прочего, Fischer Composite может привлечь в Казань программы Boeing и Airbus. Старт производства назначен на конец 2012 - начало 2013 года.
Но главным событием первого дня АКТО-2010 стало подписание соглашения между Правительством РТ и ОАК по вопросам комплексного развития КАПО. Среди прочего документом предполагается, что после 2011 года объемы выручки КАПО будут расти, и в 2015 году годовая реализация дойдет до 15 миллиардов рублей. Для сравнения: 2009 год КАПО, сдав три Ту-214 и отремонтировав три Ту-160, закончило с 4 миллиардами товарной продукции. Соглашением предусматривается организация в 2010-2012 годах производства агрегатов планера украино-российского Ан-148 с последующим расширением производства под другие программы ОАК. Также корпорация будет продвигать на международном и внутреннем рынках специальные самолеты на базе Ту-214. Предполагается, что с 2012 года объем заказов на такие спецборта будет не менее четырех самолетов в год. Но самое интригующее то, что ОАК берется способствовать реализации ранее заключенных контрактов с авиакомпанией "Трансаэро", а также заключению контрактов на поставку Ту-214 с другими авиакомпаниями!
Напомним, что контракт на поставку в интересах "Трансаэро" пяти Ту-214 с опционом еще на пять машин ОАО "Финансовая лизинговая компания" и КАПО подписали в феврале 2005 года. Три самолета получены, четвертый намеревались сдать к концу 2010-го. Но 13 апреля президент ОАК Алексей Федоров заявил, что из-за нерентабельности производства Ту-214 корпорация решила больше не строить коммерческие самолеты на этой базе, оставив только спецмодификации.
В то же время он заверил, что контракт с "Трансаэро" остается в силе: авиакомпании будет предложена замена - несуществующие в природе Ту-204СМ или МС-21. Но в "Трансаэро", как выяснилось, заинтересованы в Ту-214. В пресс-службе авиакомпании "ВиД" заявили: "У "Трансаэро" четкая позиция: авиакомпания готова в полном объеме выполнить контракт на поставку самолетов Ту-214. Мы неоднократно заявляли, что самолет обладает высокими летными качествами и успешно эксплуатируется на российских и зарубежных маршрутах".
"Туполев" и КАПО - два в одном
И теперь получается, что КАПО не только возобновит производство для "Трансаэро", но и вспомнит о других заказчиках, интересовавшихся Ту-214. Какие такие перемены произошли "в сферах", мы расспросили генерального директора КАПО Васила Каюмова. Ответ был довольно неожиданным.
- Васил Кадымович, получается ОАК пошел на попятную?
- Не думаю, что это можно назвать таким образом. Просто ОАК перерасставляет акценты в рамках созданных в прошлом году бизнес-единиц. Начала прослеживаться такая тенденция: всю туполевскую тематику стягивают на один завод - казанский. Думаю, и наработки по Ту-204 сегодня ближе к Казани. Более того, я не исключаю, что скоро КАПО и фирма "Туполев" станут одним акционерным обществом.
- Но ведь серийные гражданские самолеты - вопрос другой бизнес-единицы ОАК - "Коммерческая авиация", в которую КАПО не входит?
- Должны же быть исключения из правил. Михаил Погосян ведь делает пассажирский самолет. Но пока у нас в программе - только специальные Ту-214.
- А как же претензии в нерентабельности?
- Не могу сказать, что мы "исправились". Этот процесс зависит не только от КАПО. Но мы будем работать изо всех сил.
- В "Трансаэро" говорят, что они регулярно сталкиваются с проблемой отсутствия запасных частей и крупных агрегатов к Ту-214, из-за чего им приходится ставить на рейсы более вместительные "Боинги"...
- Сегодня между КАПО и рядом авиаперевозчиков будет подписано "Генеральное соглашение о принципах эксплуатации и поддержанию летной готовности по системе летного часа". Это, прежде всего, своевременная поставка и установка комплектующих. Наши самолеты могут прекрасно эксплуатироваться, надо просто повернуться лицом друг к другу, перестать думать о мгновенном заработке.
- Каковы перспективы двух опытных Ту-334?
- Мы не оставляем надежду на сотрудничество с авиакомпанией "Татарстан", этот вопрос обсуждался и на крайней встрече Рустама Нургалеевича Минниханова с президентом ОАО "Туполев" Александром Петровичем Бобрышевым. Есть вариант использования обоих Ту-334 в качестве бизнес-джетов ОАК.
- Говорилось о возможности выпуска на КАПО бразильских "Эмбраеров"…
- Совместное предприятие "Эмбраер" с Китаем по производству пятидесятиместного самолета заканчивается, и бразильцам необходимо куда-то пристроить этот не самый передовой проект. Мы на отверточную сборку не согласились, бразильцы сказали: надо посоветоваться. Все на этом.
- Также КАПО посетила делегация австрийской "Даймонд Эйркрафт"…
- Очень сильная компания, надеющаяся на пока свободный в России и СНГ рынок авиации общего назначения. У австрийцев имеются конкретные проекты, им интересно, что у нас есть кадры, предприятия, которые выпускают авиакомпоненты и материалы, плюс - завод с аэродромом в черте города. Но надо определиться, кто, помимо австрийской компании, будет участвовать в проекте. Пока думаем - и мы, и они.
Мечты сбываются…
Интересно, что нынешнее пятилетнее соглашение упраздняет предыдущее, заключенное на АКТО-2008 между Кабинетом министров РТ, ОАК и КАПО о взаимодействии в привлечении дополнительных инвестиционных ресурсов для развития КАПО. Как было сказано Алексеем Федоровым на предыдущей выставке, к концу 2010 года инвестиции в КАПО должны составить 10 миллиардов рублей. Пока мы знаем о четырех с небольшим миллиардах. Что еще? "Мы рассматриваем вопрос запуска здесь Ту-334 - в первую очередь машин для государственного заказчика, а также бизнес-версий. Техническое перевооружение мы будем осуществлять в соответствии с планами производства", - сказал тогда президент ОАК. Ни Ту-334, ни перевооружения. Тогда же было заявлено, что стратегия технологического развития ОАК предусматривает для КАПО роль производителя крыльев для всех гражданских предприятий корпорации. В итоге получили закрылки. Тогда же глава ОАК заявил, что реализация программы развития КАПО позволит предприятию увеличить выручку в 5-7 раз. Без комментариев… Конечно, в таком сверхсложном деле, как авиастроение, к тому же в столь непростое время трудно говорить о четком выполнении планов, но все-таки хотелось бы, чтобы на этот раз "предсказания" сбылись.
А примером успешной работы вполне может служить презентованный в рамках выставки в Международном аэропорту "Казань" украинский Ан-158. Намерение приобрести семьдесят Ан-158 уже выразили авиаперевозчики из России, Украины, стран Азии, Африки и Латинской Америки. Заинтересованность отчасти объясняется и успешным запуском в эксплуатацию Ан-148.
В заключение отметим, что АКТО-2010 (завершится 13 августа) проводят Кабинет министров РТ и Министерство промышленности и торговли РФ. В выставке участвует сотня предприятий и организаций из России, Украины, Австрии, Германии. Выставочный день 12 августа будет посвящен 70-летию Казанского вертолетного завода. В рамках выставки проходит V международная научно-практическая конференция "Современные технологии и материалы - ключевое звено в возрождении отечественного авиастроения"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время и деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов