Газета.Ru
12 января 2011, 16:42
Главком ВВС нарушил стерильность
МАК обнародовал отчет о катастрофе Ту-154 под Смоленском
В среду Межгосударственный авиационный комитет (МАК) передал окончательный отчет о расследовании катастрофы под Смоленском уполномоченному представителю Польши Эдмунду Клиху и выступил с презентацией итогов расследования. "Технической комиссией установлено: самолет перед вылетом из Варшавы был исправен. Отказов самолета, двигателей, его систем в полете не было. Пожара, взрыва, разрушения самолета в воздухе до столкновения с препятствиями не было", - сказала на пресс-конференции в "Интерфаксе" председатель МАК Татьяна Анодина. Она отметила, что в отчете проанализированы все недостатки инфраструктуры аэродрома Северный - состояние светосигнального, радиотехнического, метеорологического оборудования, наземных средств контроля, но ни один из этих факторов не явился причиной катастрофы. Действия группы управления полетами - диспетчера и руководителя зоны полетов - тоже не вызвали у МАК нареканий.
Техническая комиссия пришла к выводу, что пилоты под давлением высокопоставленных чиновников приняли неверное решение "сесть во что бы то ни стало".
Решение экипажа не уходить на запасной аэродром (Ту-154 можно было посадить в Витебске или Минске) стало непосредственной причиной катастрофы, говорится в отчете. На пресс-конференции в среду МАК представил отчет - "беспрецедентный", по словам председателя комитета Анодиной, - с видеореконструкцией полета Ту-154 в российской воздушной зоне. Как сообщалось ранее, в кабине пилота помимо членов экипажа находились посторонние: основываясь на записях переговоров, специалисты МАК полагают, что это были директор дипломатического протокола МИД Польши Мариуш Казана и главком ВВС Польши Анджей Бласик. Они и убеждали пилотов совершить посадку, оказывая на них психологическое давление, считает комиссия.
Кроме того, в крови главкома ВВС Бласика было обнаружено 0,6 промилле этилового спирта.
О сложных метеоусловиях на подлете к аэродрому Северный экипажу сообщил с земли руководитель полетами, а также коллеги - польские пилоты Як-40, которые посадили там самолет незадолго до снижения Ту-154. В частности, экипаж Як-40 проинформировал второго пилота самолета Качиньского о том, что видимость на аэродроме - 400 метров, позже сообщив об ухудшении этого показателя до 200 метров. Однако КВС (командир воздушного судна) все равно продолжил снижение. Решение было принято под давлением, уверены в МАК. По словам Анодиной, специалисты МАК после случившегося под Смоленском пришли к выводу о необходимости на международном уровне разработать запрет на нарушение "стерильности кабины" - нахождение в кабине пилотов посторонних лиц: "Мы считаем целесообразным запрет на нахождения в кабине экипажа посторонних лиц и закрепления этого положения на законодательном уровне".
Принять окончательно решение о посадке или заходе на второй круг первый пилот Аркадиуш Протасюк должен был на высоте 100 метров. Диспетчер с земли дал ему разрешение на снижение, добавив: "Посадка дополнительно". Это означает, что разрешение на посадку в таких метеоусловиях с аэродрома не давалось, отметил Морозов на презентации в среду. Столкновение с землей произошло в тот момент, когда пилоты полагали, что находятся на допустимой высоте и смогут уйти на второй круг: по словам представителей МАК, штурман докладывал о показаниях высотомера без учета рельефа местности. "Существенные недостатки в части подготовки формирования экипажа" участники расследования считают одной из системных причин катастрофы.
Замечания польской стороны, которая раскритиковала выводы МАК в конце прошлого года, "не носят технический характер", отмечают в комитете.
"Они в основном не носят технический характер, а направлены на выяснение ответственности и вины отдельных лиц и сторон, что не входит в сферу технического расследования. Целью технического расследования является выяснение обстоятельств, факторов и причин авиационного происшествия", - сказал глава технической комиссии Морозов.
Напомним, что президентский Ту-154 разбился утром 10 апреля на подлете к аэродрому Смоленск-Северный. На борту находились 96 человек: 8 членов экипажа и 88 пассажиров - высокопоставленные чиновники правительства, в том числе президент страны Лех Качиньский, генералы, депутаты и священники. Польская делегация должна была принять участие в мемориальных мероприятиях, посвященных 70-летию расстрела польских офицеров в Катыни. Также в Смоленск летели члены организации "Катынские семьи" - дети и внуки расстрелянных военных....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 23, 2025
Аэрофлот украсит 10 самолетов символикой 80-летия Победы
Апрель 23, 2025
Аэрофлот успешно разместил новый выпуск биржевых облигаций
Апрель 22, 2025
Цифровые испытания: как Китай смог организовать ускоренную сертификацию авиационных беспилотников
Апрель 25, 2025
В аэропорту Елизово установили интерактивную инсталляцию