RBC Daily
28 июня 2011, 12:06
"На Западе отсутствует понимание истинного потенциала российских компаний"
Airbus в Ле-Бурже заключил контракты на рекордные 730 самолетов более чем на $70 млрд. Успехи его конкурента Boeing более скромные. Однако глава Boeing International Ш.Хилл говорит, что доволен результатами деятельности американской корпорации
Boeing на Парижском авиасалоне
- Шеп, что вы скажете об итогах Парижского авиасалона-2011 для Boeing?
- Я очень доволен результатами Парижского авиасалона с точки зрения позиционирования Boeing, присутствия и объявленных заказов. В преддверии авиасалона было много спекуляций на тему того, что станет главным событием: заказы Airbus или самолеты, которые продемонстрирует Boeing. Если посмотреть, какое количество зрителей и любителей авиации привлекают наши новейшие самолеты Boeing 747-8 Intercontinental, Boeing 747-8 Freighter, Boeing 777, Boeing 737NG с новым салоном Boeing Sky Interior и, конечно, Boeing 787 Dreamliner, то станет очевидно, что мы представили здесь именно те продукты, которые сейчас наиболее востребованы и интересны.
Что касается России, то я очень рад заказам, которые мы получили от "Аэрофлота" и UTair. Они стали наглядным подтверждением прекрасных отношений, которые сложились у нас с этими авиакомпаниями. Речь идет и о заказе 2007 года на 22 Boeing 787, и о заказе на восемь Boeing 777, размещенном в марте этого года, и, наконец, о самом недавнем заказе еще на восемь Boeing 777, о котором было объявлено уже здесь, в Ле Бурже. Итого "Аэрофлот" заказал 16 Boeing 777 - это просто феноменальный результат с точки зрения нашей совместной работы с авиакомпанией.
Заказ от UTair на 40 Boeing 737NG - это свидетельство того, что Boeing является одним из партнеров и участников процесса развития гражданской авиации и роста авиационного бизнеса в России. Объявленный в октябре 2010 года заказ "Ростехнологий" на 50 Boeing 737NG с опционом еще на 35 самолетов стал еще одним подтверждением качества нашей продукции и качества наших отношений с Россией. Мы полагаем, что эти заказы показывают не только качество нашей продукции и выгодную ценовую политику нашей компании, но и глубину отношений между компанией и Россией. Они также являются подтверждением эффективности нашей международной стратегии, суть которой состоит в том, чтобы не только предоставить самолеты, но и обеспечить добавленную стоимость для каждого заказчика и страны в целом. Масштаб присутствия Boeing в России - конструкторский центр, растущее сотрудничество в области научных исследований и разработок, совместное предприятие в области производства титановых изделий, расширение бизнеса в области авиационных сервисов и продуктов, сотрудничество в области организации воздушного движения - все это способствует развитию авиационно-космической отрасли. Эта стратегия полностью соответствует текущему курсу России на диверсификацию, развитие гражданской авиации и становление ее не только в качестве страны с природными ресурсами, но и страны, располагающей мощным производственным и научно-техническим потенциалом.
Россией прирастать будем
- Насколько российский рынок важен для вас?
- Россия всегда была для нас очень важным рынком как с точки зрения роста ее авиакомпаний, так и с точки зрения дополнительных возможностей для нашей компании. Если посмотреть на объем внутреннего рынка воздушных перевозок и потребность населения в воздушном сообщении и соотнести их, например, со стремлением "Аэрофлота" стать ведущим глобальным поставщиком первоклассных услуг по воздушным перевозкам, то можно с уверенностью констатировать высочайший потенциал для роста нашей компании и продукции в России.
- Вы не один год являетесь членом Совета по международным отношениям и возглавляете иностранный бизнес в Boeing. Скажите, в последнее время насколько изменилось отношение к российскому бизнесу?
- Я могу сказать, что на Западе существует представление о сильных сторонах российского бизнеса и промышленного комплекса и там с уважением относятся к их ключевым компетенциям и возможностям. Но в то же время на Западе отсутствует целостное понимание истинного потенциала российских компаний и предприятий. В качестве примера могу привести наше тесное сотрудничество с ВСМПО. В настоящее время мы активно привлекаем к этой работе поставщиков Boeing, знакомим их с потенциалом этого уникального предприятия мирового класса, демонстрируем конкурентные преимущества такого сотрудничества. И это только один из примеров. Отдельные западные политики все еще думают о России как о стране с большими запасами нефти и других минеральных ресурсов, но все больше из них начинают видеть истинный потенциал страны и все разнообразие ее возможностей и перспектив для роста. Это видение получает все большее распространение как среди деловых кругов на Западе, так и среди политической элиты, которая пока еще отстает в этом вопросе от представителей бизнеса.
- ВСМПО объявила о возможности продажи части своего пакета акций и недвусмысленно намекнула, что может предложить его вам и Airbus. Вас заинтересует такое предложение?
- Мы очень ценим наши существующие партнерские отношения с ВСМПО и заинтересованы в их развитии. Вопрос о том, в каких областях и каким образом Boeing будет расширяться или интегрироваться вертикально в своей цепочке поставщиков, - это всегда вопрос стратегического характера, который решается индивидуально в каждом конкретном случае. Мы инвестируем в развитие нашей цепочки поставщиков, используя самые разные модели и механизмы, и владение всей цепочкой поставщиков далеко не всегда является оптимальным решением с точки зрения конкурентоспособности.
- Так вы заинтересованы или нет?
- Как я и говорил, каждая возможность анализируется индивидуально. Я специально не говорю "да" или "нет", поскольку, повторюсь, все будет зависеть от конкретной ситуации, но, как правило, Boeing не делает существенных инвестиций в приобретение своих поставщиков или пакетов их акций. У нас есть совместное предприятие с ВСМПО - Ural Boeing Manufacturing, и мы полностью довольны таким форматом сотрудничества.
- Насколько я знаю, Airbus является крупнейшим заказчиком российского титана по объему закупаемой продукции, но процент содержания российского титана выше в продукции Boeing. Так ли это?
- На мой взгляд, у нас сложились очень тесные и взаимовыгодные отношения с ВСМПО. Если посмотреть на процентное содержание титана в конструкции Boeing 787 и Boeing 777, если вспомнить о постоянном наращивании темпов выпуска этих самолетов, то можно сказать, что мы являемся если не крупнейшим, то стратегическим заказчиком ВСМПО. Заказчиком и партнером.
- Намерены ли вы расширять линейки продуктов, по которым вы сотрудничаете с ВСМПО? Можно ли ожидать рост заказов на российский титан в связи с увеличением темпов выпуска Boeing 787?
- Мы постоянно изучаем различные варианты расширения сотрудничества с ВСМПО с точки зрения увеличения доли отдельных видов продукции, расширения ее номенклатуры, различных технологических процессов, способных обеспечить необходимые характеристики изделий, их цену и качество. Мы очень тесно работаем с ВСМПО на стратегическом уровне, с тем чтобы обеспечить совместимость их возможностей с нашими требованиями. И это естественным образом приведет к расширению спектра нашего сотрудничества с ВСМПО. Это касается в том числе и "Ростехнологий", с которыми мы активно сотрудничаем в области авиационных сервисов, таких как техническое обслуживание, снабжение запчастями и ОрВД. Говоря об ОрВД, хотелось бы пояснить, что в этой области мы работаем в тесном взаимодействии с российским правительством, чтобы понять их требования, и затем вступаем в диалог с "Ростехнологиями" и другими компаниями, которые способны выполнить эти требования.
- Есть ли уже какие-то договоренности с "Ростехнологиями" в области ОрВД?
- Пока нет, ведутся переговоры.
- Можете ли вы прокомментировать недавние заявления представителей "Аэрофлота" по поводу ухудшения отношений авиакомпании с Airbus?
- Я не стану комментировать отношения между "Аэрофлотом" и Airbus. Я хотел бы только отметить, что в этих заявлениях "Аэрофлот" говорил о том, что он доволен отношениями с Boeing. И мы намерены и впредь укреплять доверие к нашей компании и завоевывать уважение "Аэрофлота", чтобы г-н Савельев и его команда всегда чувствовали себя комфортно в работе с Boeing. Недавние заказы "Аэрофлота", о которых вы уже знаете, это развитие отношений авиакомпании с Boeing, их выход на качественно новый уровень, и мы очень довольны этим событием. Мы приложим все усилия, чтобы "Аэрофлот" был доволен нашей компанией.
- "Аэрофлот" вас любит за то, что вы предоставляете ему 50-процентные скидки?
- "Аэрофлот" любит нас за то, что мы предоставляем ему доступные, инновационные решения, обеспечивающие реализацию его бизнес-плана.
- Какие контракты и сделки вы планируете в России в 2011 году? Скажите, сколько самолетов Boeing будет поставлено в Россию в течение этого года?
- В 2011 году мы планируем продолжать работу не только с авиакомпаниями, с которыми мы уже подписали соглашения о закупке самолетов, но и с "Ростехнологиями" и другими предприятиями российской промышленности. У нас есть детальные, конкретные планы по работе с этими компаниями и предприятиями, обеспечивающие взаимную выгоду и условия для роста. В ходе авиасалона мы уже рассказали о реализации этих планов и последних новостях о деятельности нашей компании в России. Мы продолжим уделять максимум внимания этим планам, продолжим их реализацию с конечной целью расширить наше присутствие в России и обеспечить рост бизнеса как Boeing, так и наших российских партнеров. Мы планируем очень широкое присутствие на МАКС-2011 как с точки зрения уровня руководящих лиц, которые будут присутствовать в нашей делегации, так и экспонатов. Я пока не знаю, какие самолеты мы покажем, но уровень должностных лиц и наша вовлеченность в деятельность юбилейного авиасалона будут самыми масштабными за всю историю нашего участия в МАКС.
- Планируется ли прилет Boeing 787?
- Мы сейчас активно обсуждаем такую возможность, но это будет зависеть от хода летных испытаний и от того, каким будет их график на момент проведения авиасалона.
- Когда заказчики, в том числе и российские, станут получать Dreamliner?
- Уже в конце этого квартала. Срок поставки Boeing 787 Аэрофлоту - 2016 год.
ВТО и глобальная конкуренция
- У Boeing были претензии к Airbus и Евросоюзу по поводу неправомерности поддержки европейского авиастроения. Учитывая ожидаемое вступление России в ВТО, могут ли появиться у вас подобные претензии по поводу поддержки российского авиапрома и проекта Superjet?
- Если Россия будет оказывать стартовую финансовую помощь, которая, совершенно определенно, согласно правилам ВТО, является недопустимой формой поддержки, то да. Многие государства оказывают поддержку научно-исследовательским работам и разработке технологий в области авиации, но такой вид поддержки, как стартовая финансовая помощь, является уникальным по силе своего пагубного воздействия на такой фундаментальный институт, как открытый, справедливый и сбалансированный режим международной торговли. Говоря о России, я настроен положительно, поскольку я не думаю, что, ознакомившись с выводами комиссии ВТО, правительство России будет заниматься подобными вещами.
- Несколько лет назад Airbus, понимая важность китайского рынка, объявил о создании в стране сборочного производства семейства А320. Boeing планирует делать то же самое в Китае и, что более интересно, в России?
- Нет. Объясню почему. Мы полагаем, что мы можем сотрудничать в области сложных авиационных технологий в конкретном регионе, способствуя росту местной промышленности и обеспечивая взаимную выгоду, без создания того, что я бы назвал линией косметической сборки. Мы не собираемся запускать по одной линии окончательной сборки в Китае, России, ОАЭ и Индии только потому, что они представляют собой большие рынки для сбыта нашей продукции. Мы будем сотрудничать с государствами в области высоких технологий другими, более диверсифицированными способами. Бизнес-модель создания 787, 777, 737, на мой взгляд, имеет намного более глобальный характер с точки зрения партнеров и поставщиков, с которыми мы работаем, чем запуск сборочной линии в Тяньцзине.
- Но основные проблемы при реализации программы 787 возникли как раз из-за слишком большого количества аутсорсеров.
- Главный урок, который мы извлекли из этой ситуации, заключается не в том, что нужно отказаться от глобальной цепочки поставщиков, а в том, что нужно внимательно подходить к выбору своих поставщиков и намного плотнее работать с ними над созданием конечного продукта.
- Конкуренция на рынке гражданских самолетов обостряется, появились новые игроки из России, Китая, Airbus активно продает NEO.
- Boeing готов к конкуренции и не боится ее. Конкуренция заставляет тебя стать лучше, применять инновации и разработки, принимать жесткие решения и значительно лучше просчитывать свою бизнес- и продуктовую стратегию. Например, 737 NG, который мы предлагаем уже сегодня, на 2% эффективнее по цене пассажира-километра, чем самолет, который наши конкуренты обещают сделать только к концу 2015 года. И конкуренция подталкивает нас не стоять на месте, а активно искать и внедрять решения по еще более эффективным и комфортным воздушным судам, которые мы будем предлагать нашим заказчикам....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы