Маркер
2 ноября 2011, 16:56
Топливозаправщики пожаловались Игорю Сечину на "Газпром" и владельцев аэропортов
"Поручения правительства, направленные на решение проблем в сфере поставок авиатоплива, блокируются", - жалуется в письме вице-премьеру Игорю Сечину руководство компании "Аэрофьюэлз Групп"
О создании альтернативных ТЗК в российских аэропортах на уровне правительства заговорили еще в середине 2008 года, когда резко выросли цены на авиационный керосин: с осени 2007 года они поднялись примерно на 70%. Тогда его стоимость в аэропортах Западной Европы оказалась даже ниже, чем в России. Так, в июне 2008 года средняя цена авиатоплива в России составляла около $1,5 тыс. (31,5 тыс. рублей) за тонну, а на биржевых площадках ЕС - $1,42 тыс. за тонну. Федеральная антимонопольная служба (ФАС), указывая на то, что российские нефтяники поставляют топливо на внутренний рынок по более высоким ценам, чем на экспорт, возбудила в июне 2008 года дело о нарушении закона "О защите конкуренции".
В начале июля 2008 года вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в правительстве энергетику, потребовал (от Минтранса, Минэнерго и ФАС) в течение двух месяцев избавиться от монополистов на рынке авиакеросина. В частности, он предложил создавать в крупных аэропортах альтернативные ТЗК - не менее двух на один аэропорт, дабы обеспечить конкуренцию. Поручения правительства нашли отражение в ряде документов: в ноябре того же года была утверждена Транспортная стратегия, а в мае 2009-го - программа развития конкуренции. В них также говорилось о создании не менее двух ТЗК в крупных аэропортах.
С того момента мало что изменилось. В конце лета 2011 года снова возник дефицит авиатоплива в московских аэропортах Шереметьево, Внуково, Домодедово и в екатеринбургском - Кольцово. Росавиация не исключила даже приостановку обслуживания самолетов. И на этот раз одной из ключевых проблем, вызвавших напряженность с поставками топлива в аэропорты, называлась монополизированность данного рынка. Об этом говорил в сентябре этого года и Сечин: "В большинстве российских аэропортов деятельность осуществляется одним топливозаправочным комплексом, который единолично доминирует на этом рынке, и, по сути, авиаперевозчикам уже безальтернативно предоставляются эти услуги".
По итогам правительственного совещания, состоявшегося в сентябре этого года, были даны предписания ряду ведомств (Минэнерго, Минтрансу, Минэкономразвития и Минрегиону) и нефтяным компаниям обеспечить необходимые мероприятия для создания альтернативных ТЗК в аэропортах, где годовое обслуживание пассажиров превышает 2 млн человек.
На то, что решения правительства по созданию альтернативных ТЗК блокируется, пожаловались владельцы компании "Аэрофьюэлз Групп" вице-премьеру Игорю Сечину. Группа компаний "Аэрофьюэлз" - один из крупнейших операторов аэропортовых топливозаправочных комплексов в России - владеет сетью из 15 ТЗК, оказывая услуги по топливообеспечению воздушных судов в 26 аэропортах.
Как стало известно "Маркеру", в письме компания докладывает о ситуации в аэропорту Толмачево, где "Аэроджет Толмачево", дочерняя структура "Аэрофьюэлз Групп", еще в 2007 году построила ТЗК. Сертификаты соответствия на топливозаправочную деятельность компанией получены в 2008-м. "Однако на протяжении трех лет новый ТЗК, который в Толмачево является альтернативным, так и не введен в действие", - говорится в письме Сечину. Сегодня в аэропорту работает один ТЗК, владельцем которого является компания "Газпромнефть-Аэро Новосибирск" (через "Газпромнефть" она принадлежит "Газпрому").
Поводом к запрету работы альтернативного ТЗК стал отказ аэропорта от обучения сотрудников топливозаправочной компании правилам движения на перроне аэропорта и, соответственно, от выдачи им и на спецтехнику необходимых для работы пропусков, пояснили "Маркеру" в "Аэрофьюэлз Групп". Из-за позиции аэропорта страдают другие нефтяные компании. "Закрыт допуск на рынок сбыта авиатоплива Новосибирска компании "Роснефть" и ее дочерней структуры "РН-Аэро"", - отмечают в "Аэрофьюэлз Групп".
Представители аэропорта Толмачево, в свою очередь, заявляют, что требование провести обучение своих сотрудников в "Аэрофьюэлз Групп" долгое время игнорировали. Кроме того, своих емкостей для хранения авиатоплива у компании "Аэроджет Толмачево", которой принадлежит альтернативный ТЗК, нет. Взять его можно в топливной компании, расположенной в 3 км от границ аэропорта, указывает собеседник. "Однако топливозаправочные машины не имеют разрешения покидать территорию авиапредприятия", -отмечает он.
В "Аэрофьюэлз Групп" с такой трактовкой не согласны. В компании отмечают, что есть согласованный с Госавтоинспекцией МВД России маршрут движения топливозаправщиков: "С учетом этого маршрута Росавиация выдала сертификат на осуществление услуги заправки в аэропорту Толмачево". В августе 2011 года аэропорт и владелец ТЗК все же заключили договор на обучение специалистов. В настоящий момент аэропорт не согласовал даже графика его проведения, говорят в "Аэрофьюэлз Групп".
Основное препятствие для развития конкуренции на рынке обеспечения воздушных судов топливом - отказ аэропортов, аффилированных с уже функционирующими ТЗК, в допуске на перрон новых игроков, подчеркивают участники отрасли. Из более чем 300 аэропортов альтернативные ТЗК имеют всего 12....
Авторские права на данный материал принадлежат «Маркер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 17, 2024
Аэрофлот впервые в истории перевез 1 млн пассажиров на воздушной линии Москва - Владивосток - Москва
Декабрь 17, 2024
Участники программы "Аэрофлот Бонус" смогут оформлять за мили билеты на рейсы "Победы"
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый