О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Все остается в силе

Несмотря на катастрофу SuperJet 100, сокращения портфеля заказов фирмы Сухого на этот лайнер не предвидится

Катастрофа лайнера SuperJet 100, который во время демонстрационного полета врезался в гору Салак в предместьях Джакарты, не должна помешать экспансии российской авиатехники на мировой рынок.

Несмотря на истерику, устроенную западными СМИ c подачи рейтингового агентства Fitch, ни один из покупателей самолетов фирмы Сухого не намерен отказываться от их приобретения. Напомним, аналитики Fitch Ratings спустя всего несколько часов после трагедии с SuperJet 100 выступили с заявлением, смысл которого сводился к следующему: катастрофа нанесет тяжелый удар по имиджу фирмы Сухого, ее ожидает резкое падение заказов в краткосрочной перспективе, что негативно отразится на сроках окупаемости всей программы. Но уже сейчас ясно, что эти прогнозы беспочвенны и сбыться им не суждено. И вот почему.

Нет ни малейших оснований считать, что причиной катастрофы мог стать отказ техники или неисправность. Глава ОАК Михаил Погосян, срочно прибывший на место трагедии, публично подтвердил, что лайнер был полностью исправен и перед полетом прошел все необходимые технические процедуры. Никаких жалоб на технику не поступало от экипажа и во время полета. Это подтверждают не только данные со средств объективного контроля, но и диспетчеры аэропорта Джакарты.

А вот рассматривать в качестве одной из основных версий трагедии так называемый "человеческий фактор", оснований, наоборот, предостаточно. Хорошо известно, что экипаж SuperJet 100 отклонился от заранее согласованного маршрута. Что побудило пилотов изменить план полета, можно только гадать. Но за несколько минут до столкновения с горой экипаж SuperJet 100 запросил у диспетчера в Джакарте разрешение снизиться с 3,3 км до 1,6 км и получил согласие на этот маневр. И опять-таки непонятно почему. Норматив по минимуму высоты в этом горном районе превышает 3 км, и диспетчер просто не должен был разрешать в этой ситуации снижение. Вот что по этому поводу говорят местные авиационные власти. "Для облета мощных дождевых облаков сверху самолету пришлось бы набрать большую высоту, взлетев до 11 км, - говорит представитель Национального агентства по безопасности на транспорте Индонезии Томас Джамалуддин. - В такой ситуации экипаж будет искать возможность облететь облака слева, справа или снизу. Поэтому просьба снизиться до 1,8 км выглядит вполне разумно, если другого выхода нет". Так это или нет, предстоит установить специальной комиссии, занимающейся расследованием катастрофы. Очевидно, что сделать это можно будет только после расшифровки бортовых самописцев лайнера и сопоставления этой информации с записями разговоров на диспетчерской вышке в Джакарте. Поэтому все разговоры об отказах авиакомпаний от приобретения SuperJet 100 лишены даже теоретических оснований. Более того, такой шаг чреват прямыми убытками. В соответствии с мировой практикой в случае отказа от приобретения самолета авансовый платеж, составляющий около 2% от стоимости лайнера, покупателю не возвращается.

Сейчас портфель заказов "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) насчитывает 168 лайнеров на сумму более 5 млрд долларов. Из них почти четверть приходится на две индонезийские авиакомпании - Kartika Airlines и Sky Aviation, чьи сотрудники погибли в авиакатастрофе. Первая из них заказала 30 лайнеров почти на 1 млрд долларов, а вторая - 12 самолетов на сумму около 250 млн долларов. Чиновники Минпромторга уже провели серию встреч с руководителями этих компаний, в ходе которых было принято решение о том, что все контракты остаются в силе. "Никаких изменений не произошло. Kartika Airlines и Sky Aviation получат 42 самолета в оговоренные сроки", - заявила глава пресс-службы Минпромторга Екатерина Рыжая.

Не изменились планы Индонезии и в отношении другой продукции фирмы Сухого - истребителей Су-30. Сумма этой следки составляет 470 млн долларов. И она также будет выполнена в полном объеме. "Не надо думать, что крушение SuperJet 100 как-то повлияет на решение о закупке Су-30 для ВВС. Оно уже, по сути, принято, остается согласовать лишь технические вопросы между правительством и парламентом Индонезии, - говорит зампред комиссии по обороне Хайоно Исман. - Что же касается самой трагедии, то она могла произойти абсолютно с любым самолетом, прежде всего из-за недостаточно высоких стандартов безопасности, касающихся авиатранспорта в Индонезии"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка