О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сокол" поджимает крылья

Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" решился на редевелопмент промышленной площадки. По предварительной концепции, предприятие освободит и продаст порядка 40% территории, а на оставшихся площадях будут построены новые корпуса

Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию; ОАК) решился на редевелопмент промышленной площадки. По предварительной концепции, предприятие освободит и продаст порядка 40% территории, а на оставшихся площадях будут построены новые корпуса. Руководство завода объясняет такое решение необходимостью оптимизации производства, а эксперты полагают, что освободившиеся участки будут востребованы прежде всего для переоборудования в торговые площади рыночного типа.

О том, что авиазавод "Сокол" намерен провести редевелопмент промышленной площадки в Нижнем Новгороде, вчера на годовом собрании акционеров рассказал директор завода Александр Карезин. Правление "Сокола" уже утвердило концепцию реструктуризации площадки завода и ее разделения на зоны отчуждения и очереди реализации, разработанную для завода Нижегородским центром научной экспертизы (окончательно утверждать концепцию будет совет директоров предприятия). Как пояснил "Ъ" господин Карезин, в результате реализации концепции предприятие планирует освободить более 40% занимаемой территории. На оставшихся площадях предполагается разместить новые цехи, которые позволят втрое увеличить объем продукции при снижении трудозатрат. Пока в собственности завода - лишь здания и сооружения, а порядка 108 га территории под промплощадкой завод арендует в основном у региональных властей, пояснили "Ъ" на предприятии. Сейчас "Сокол" приватизирует эти земельные участки, процесс начался еще год назад. После получения земли в собственность авиазавод намерен продать порядка 40-45% промплощадки вместе с находящимися на ней объектами недвижимости.

Реструктуризацией промышленной площадки "Сокол" занялся одновременно с техническим перевооружением производства, на которое руководство рассчитывает направить 3,8 млрд руб. до 2014 года включительно. Основной объем инвестиций придется на 2013-2014 годы: в прошлом году на эти цели завод потратил всего 290 млн руб., в этом году вложит еще 234 млн руб. При этом 60% средств на модернизацию завод получит из федерального бюджета через ОАК по целевой программе развития оборонно-промышленного комплекса, а 40% инвестирует сам. Собственные средства предприятие рассчитывает обеспечить за счет привлечения банковских кредитов и увеличения уставного капитала путем допэмиссии акций. Необходимость инвестиций в оборудование назрела давно - сейчас уровень износа основных средств предприятия составляет свыше 50%.

Оптимизировать использование активов "Сокол" толкают финансовые трудности. На заводе не скрывают снижения экономических показателей по итогам 2011 года и большую закредитованность предприятия. По итогам прошлого года завод на 9,25% сократил выручку до 3,55 млрд руб., хотя чистый убыток предприятия также снизился на 11,2% - до 1,62 млрд руб. На безубыточность завод рассчитывает выйти в 2015 году прежде всего за счет реализации программы техперевооружения и дальнейшей интеграции с ОАО РСК МиГ. Господин Карезин говорит, что интеграция с РСК, на которую рассчитывает нижегородский завод, даст "Соколу" более дешевые кредитные ресурсы и расширение кооперации с остальными площадками РСК. В частности, в ходе интеграции нижегородский авиазавод рассчитывает перейти от поставки агрегатов для МиГ-29М/М2 и МиГ-29К/КУБ к частичной или полной сборке этих самолетов на нижегородской площадке (предприятие уже оборудовало линию для производства фюзеляжей самолетов серии МиГ и в этом году планирует изготовить первый фюзеляж). Пока после завершения в июне прошлого года госконтракта на поставку учебно-боевого самолета Як-130 для Минобороны основной работой для "Сокола" является модернизация и капремонт самолетов МиГ-31 для ВВС. В прошлом году завод не успел выполнить госзаказ, так как госконтракт до 2018 года был заключен только в третьем квартале, сетуют на предприятии.

Избавиться от лишних площадей, серьезно увеличивающих себестоимость продукции, авиазаводу следовало давно, а освободившаяся площадка будет востребована прежде всего для размещения торгового объекта, полагают эксперты. Уменьшение производственной территории позволит "Соколу" значительно сократить налоговые отчисления и расходы на обслуживание. "Как показал пример реструктуризации площадок других заводов, держаться за старые стены нецелесообразно, так как это оказывает серьезное давление на экономику предприятия", - отмечает руководитель аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Освободившиеся площади оптимально будет использовать под размещение торговых объектов рыночного типа, полагает директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. "Как показала многолетняя практика в разных городах России, использование подобных площадок для размещения торговых объектов другого формата, офисных объектов или других производственных объектов нецелесообразно, так как требует слишком больших вложений в переоборудование строений", - говорит аналитик. Даже для переоборудования старых заводских помещений под торговый объект рыночного типа девелоперу придется вложить $150-500 на 1 кв. м, а для организации другого производства в старых стенах завода объем инвестиций превысит стоимость строительства нового здания. Использование площадки в логистических целях также нецелесообразно, так как рентабельность подобных складских помещений будет в три-четыре раза ниже торговых, заключил аналитик.

Что включает программа техперевооружения ОАО НАЗ "Сокол"

Авиазавод намерен провести реконструкцию летно-испытательного комплекса (объем инвестиций составит 790 млн руб.), и реконструкцию аэродромной базы "Сормово" (710 млн). Кроме того, компания вложится в модернизацию гальванического, термического и литейного производства. Также авиазавод подготовил инвестпроект "Реконструкция и техническое перевооружение действующего производства" и совместно с РСК МиГ разработал план мероприятий по созданию объединенной промышленной площадки.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Нижний Новгород». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка