Коммерсантъ
4 декабря 2012, 11:00
Алжирские "МиГи" вылетели за срок давности
Вчера стало известно о прекращении уголовного преследования бывшего первого заместителя главы Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" Сергея Цивилева и его заместителя Олега Фадеева
Уголовное дело по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), фигурантами которого стали Сергей Цивилев и Олег Фадеев, следственное управление ФСБ возбудило еще в 2009 году. По версии следствия, господа Цивилев и Фадеев "подписывали договоры с коммерческими организациями на восстановление свойств и приобретение по существенно завышенным ценам комплектующих изделий, которые относятся к категории неисправных вне зависимости от их технического состояния, а также утверждали акты сдачи-приемки работ без замечаний при наличии очевидных нарушений со стороны исполнителя работ".
К таковым следствие отнесло контракты между РСК МиГ и посредником - ЗАО "Волга-Авиасервис", которое в августе 2006 года поставило "восстановленные после длительного хранения 23 комплекта автоматов запуска двигателя (АПД-88) по цене 18 млн руб., 13 комплектов систем автоматического управления самолетом (АРУ-29-2) за 13,9 млн руб., пять комплектов МПЧ-29-2 за 989 тыс. руб. и т. д.". Всего, как подсчитало следствие, РСК МиГ получила от "Волги-Авиасервиса" непригодных комплектующих на 34,2 млн руб., что повлекло неправомерное расходование корпорацией "значительных финансовых средств", а также последующую поставку в Алжир "некачественной продукции в нарушение условий международного контракта".
Контракт с Алжиром на общую сумму $1,3 млрд был заключен в марте 2006 года во время визита в эту страну президента РФ Владимира Путина и предусматривал поставку 28 боевых МиГ-29СМТ и шести учебно-боевых МиГ-29УБ, а также комплектующих к ним. Однако в мае 2007 года, получив первые 15 "МиГов", алжирская сторона заявила о том, что выявила на них некондиционные комплектующие. В октябре того же года Алжир жестко поставил перед Москвой вопрос о возврате самолетов и уплаченных за них денег, заявив, что в противном случае он откажется от своих обязательств по другим сделкам. В 2008 году стороны договорились о таком возврате, и самолеты вернулись в Россию, поступив в вооруженные силы страны.
ФСБ предъявила обвинение господам Цивилеву и Фадееву по ст. 201 УК РФ, однако следственные действия затянулись настолько, что по ним вышел предельный шестилетний срок давности. В такой ситуации следствие даже не стало предъявлять фигурантам обвинение в окончательной редакции, знакомить их с материалами и направлять дело на утверждение прокурору, решив прекратить их уголовное преследование по нереабилитирующим их основаниям. Господа Цивилев и Фадеев с решением следствия согласились, хотя так и не признали своей вины.
"Вы знаете, это уже дело минувших дней, поэтому мне не хотелось бы об этом говорить. У следствия вообще не было предмета для расследования, и прекращение дела тому подтверждение",- сказал "Ъ" господин Цивилев. По его словам, он уже давно не связан с РСК МиГ и занимается своим собственным бизнесом. Каким именно, он уточнять не стал.
Напомним, что прекращенное дело стало следствием другого скандала вокруг РСК МиГ, разразившегося в 2006 году. Он был связан с попыткой продажи польскому Министерству обороны партии старых, бывших в употреблении и контрафактных запчастей к истребителям МиГ-29 на 18 млн руб. Как тогда установило следствие (на заключительной стадии расследованием занималась прокуратура на Московском метрополитене), Сергей Цивилев в 2005 году подписал договор с гендиректором ООО "АТК Авиаремснаб" Мусаилом Исмаиловым на поставку для корпорации вычислителей управления, блоков датчиков линейных ускорений и угловых скоростей, которые предназначались для дальнейшей поставки в Польшу. Обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) устоялось тогда только в отношении поставщика некачественных комплектующих. С господина же Цивилева прокуратура Москвы обвинение сняла, посчитав его "преждевременным". В июле 2009 года Мусаил Исмаилов и его заместители Александр Кутумов и Валерий Дорыкин были приговорены Савеловским райсудом Москвы к 5,5 года лишения свободы. В рамках первого уголовного дела выяснилось, что ООО "АТК Авиаремснаб" Мусаила Исмаилова помимо поставок левых запчастей для польских ВВС активно принимало участие и в алжирском контракте на $1,3 млрд. По новому обвинению в мошенничестве тот же Савеловский суд добавил ему в 2011 году к прежнему сроку еще два года. В свою очередь, по приговору, вынесенному Мосгорсудом в 2012 году, гендиректор "Волги-Авиасервиса" Михаил Жевагин отделался штрафом 500 тыс. руб.
Получить комментарии в РСК МиГ "Ъ" вчера не удалось.
Кто такие Сергей Цивилев и Олег Фадеев
Досье
Цивилев Сергей Викторович родился 12 июля 1961 года в Красноуфимске Свердловской области. В 1983 году окончил Иркутский политехнический институт, в 1996 году - Институт современного бизнеса Академии международного бизнеса (Москва) и бизнес-школу Университета Западного Онтарио (Канада). В 1998-2000 годах - первый вице-президент ЗАО "Компания ФТК". С 2001 года - вице-президент по корпоративной экономике и финансам, с 2002 года - старший вице-президент по корпоративным финансам и информационным системам управления корпорации "Иркут". С 2004 года - первый заместитель генерального директора - генерального конструктора ФГУП "РСК МиГ". В декабре 2006 года был заподозрен в попытке продажи в Польшу партии контрафактных запчастей к истребителям МиГ-29. Тогда ему предъявили обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупных размерах в составе организованной группы) и ч. 3 ст. 327 (подделка документов). Позже обвинения были сняты, и он стал свидетелем по делу. С октября 2007 года по январь 2008 года исполнял обязанности гендиректора - генконструктора МиГа. В июле 2008 года ушел из корпорации и до 2010 года возглавлял совет директоров ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР"". В марте 2010 года стало известно, что господин Цивилев является фигурантом возбужденного ФСБ в 2009 году уголовного дела о поставках некачественных комплектующих для истребителей МиГ-29СМТ, которые Россия в 2006-2007 годах безуспешно пыталась продать Алжиру.
Фадеев Олег Анатольевич родился 13 июля 1960 года. Долгие годы проработал в самолетостроительной корпорации МиГ. В 2008 году упоминался в СМИ как заместитель гендиректора по материально-техническому обеспечению. В 2009 году также был заподозрен в попытке продать Алжиру контрафактные комплектующие для истребителей. С 2010 года нигде не работал, как сообщалось, по причине болезни....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов