24.kg
18 января 2013, 11:55
Маленький "Манас" в большой политике
Президент Кыргызстана еще раз заявил, что не намерен отказываться от своих слов. Центр транзитных перевозок по истечении срока договора в 2014 году будет закрыт
Помощник госсекретаря США по странам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк, посетивший республику с целью переубедить Алмазбека Атамбаева, уехал ни с чем. Он дипломатически заверил, что США с пониманием относятся к решению властей Кыргызстана создать в международном аэропорту "Манас" вместо авиабазы сил коалиции крупнейший центр логистики. Впрочем, очевидно, что официальный Вашингтон руки не опускает и предпримет попытки договориться с Бишкеком на иных условиях.
Роберт Блейк это косвенно подтверждает. "Мы продолжаем переговоры о дальнейшей судьбе американской авиабазы в международном аэропорту "Манас", - сообщил он журналистам в Бишкеке. - Сейчас Кыргызстан и США находятся в процессе дискуссии по Центру транзитных перевозок, но я не хотел бы спекулировать на возможных результатах этой дискуссии".
Официальный представитель Госдепа не скрывает озабоченности Белого дома: база является очень важным логистическим центром для сил антитеррористической коалиции в Афганистане. Штатам важно ее сохранить.
А тем временем
Алмазбек Атамбаев демонстрирует не только решительность принятого решения. Накануне 2013 года в Бишкек прибыла большая представительная делегация из России. Стороны, как чуть позже сообщило Министерство транспорта и коммуникаций КР, приступили к разработке вопроса о создании центра логистики в международном аэропорту "Манас".
По данным наших чиновников, состоялся первый этап консультаций с коллегами из Минтранса РФ. Уточняется, что российская делегация, в составе которой были представители Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса, отдела воздушных сообщений "Росавиации", ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", ЗАО "Авиакомпания "Полет", авиакомпании "Волга-Днепр", уже посетила "Манас", где ознакомилась с инфраструктурой объекта.
"Центральная Азия становится все в большей степени значимым регионом для международной гражданской авиации, обеспечивающей пассажирские и грузовые перевозки", - поясняют чиновники Минтранса КР. По их мнению, "Манас" должен стать крупным центром международной логистики и активизировать грузовые авиаперевозки между развитыми рынками стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии через Кыргызстан, что сократит расстояние при создании так называемого "южного маршрута".
"По своему географическому расположению Кыргызстан можно считать самым оптимальным местом для создания современного грузового транзитного воздушного комплекса, - пояснили в Минтрансе КР. - Приоритетные взаимоотношения КР и Китая, работа на территории аэропорта "Манас" безналоговой свободной экономической зоны будут способствовать благоприятному инвестиционному климату".
Напомним, сейчас грузовой комплекс в "Манасе" рассчитан на обработку около 200 тысяч тонн грузов в год.
Ранее в Минтрансе КР отказались отвечать на вопрос, связана ли эта активизация с созданием центра логистики в международном аэропорту "Манас" с решением властей закрыть Центр транзитных перевозок в 2014 году.
Однако теперь это, похоже, уже не секрет.
Чем подкупить Атамбаева?
Большая часть экспертного сообщества предполагает, что в США переформатируют переговорную площадку и, возможно, сделают ставку на увеличение всевозможной помощи Кыргызстану, где, что скрывать, культ доллара более чем высок.
Вот и помощник госсекретаря Барака Обамы, общаясь с журналистами, напомнил, что за 20 лет США оказали Кыргызстану помощь в $1,3 миллиарда, не считая средств, которые вложены в экономику транзитным центром "Манас". Астрономическая сумма. По его словам, только в 2012 году Кыргызстан получил $40 миллионов. Вклад транзитного центра в 2012-м составил $200 миллионов.
При более чем плачевном состоянии бюджета страны обещания получить новые вливания могут пошатнуть уверенность Алмазбека Атамбаева, полагают иные аналитики.
По мнению политолога Марата Казакпаева, Алмазбек Атамбаев "много раз давал большие обещания и фактически принял личное твердое решение об окончании сроков действия Центра транзитных перевозок "Манас" после окончания соглашения в 2014 году. Если база останется, в буквальном смысле это потеря авторитета самого президента, потому что он сам лично (никто его не заставлял) говорил, что базы не будет".
Нужно хорошо и давно знать Алмазбека Атамбаева, который не страдает зависимостью от навязанного мнения. Скорее, он сам может переубедить оппонента. Но в случае с базой "Манас" вопрос стоит в иной плоскости.
Президент Кыргызстана сделал ставку на Россию. И вряд ли Вашингтон его перекупит.
Что предпримет Обама?
Активизация всевозможных так называемых неправительственных проектов практически во всех уголках Кыргызстана - и это тоже не секрет - происходит не без помощи американских налогоплательщиков. Скорее всего, США увеличат пакет финансирования для подобных и будут приветствовать создание новых проектов.
В республике выросло целое поколение, впитавшее американскую культуру и поклоняющееся ее ценностям. Молодые кыргызстанцы, работающие для Кыргызстана и в Кыргызстане, но за счет иностранных грантов, возможно, станут той движущей силой, которая выйдет на площади с митингами и лозунгами оставить базу. Все эти сценарии отработаны и не раз использовались.
Как отмечает Марат Казакпаев, возможны различные варианты. Однако он более оптимистичен. "Нужно сказать, что американская сторона заранее объявила, что желает провести официальные переговоры. Конечно, в этих рамках американская сторона хочет, чтобы авиабаза "Манас" осталась. В настоящее время основная цель США по базе - это, конечно, сохранить ее в обмен на какие-то привилегии", - поясняет он.
Вашингтон, помимо обещания увеличить ассигнования, может держать в другой руке и кнут. И присылать официальному Бишкеку аналитические записки с прогнозами дестабилизации ситуации, например, на юге республики. Почва там благодатная. Ведь взорвать юг - это не более чем один из имеющихся у супердержав инструментов. И стоить будет недорого.
Осознает ли Алмазбек Атамбаев всю коварность большой мировой политики? Уверен ли он, что в союзе с Россией Кыргызстан сможет противостоять "внешним угрозам", о которых охотно говорят как проамериканские политологи, так и пророссийские?
А пока очевидно, что Россия активизировала свою внешнеполитическую работу в Центральной Азии и, в частности, в Кыргызстане. Списание многомиллионного долга, выделение не менее крупной суммы денег на поддержание кыргызстанского бюджета, приход в энергетическую отрасль в качестве крупнейшего инвестора - первые шаги Кремля.
Пусть сами решают
Судьба базы "Манас" в очередной раз в центре внимания. По ту сторону границ пристально наблюдают за развитием ситуации. А в околополитических кругах Кыргызстана делают ставки - кто на Вашингтон, кто на Кремль.
Есть и те, кто не исключает, что Алмазбек Атамбаев предложил Вашингтону напрямую договариваться с Москвой по данному вопросу. Если это так, то совсем скоро мы об этом узнаем.
...Напомним, авиабаза сил антитеррористической коалиции открыта в международном аэропорту "Манас" в декабре 2001 года. Ее назначение - поддержка операции "Несокрушимая свобода" на территории Афганистана. Первоначально на ней базировались военнослужащие и техника из нескольких стран антитеррористической коалиции, однако в последнее время костяк группировки составляют силы ВВС США. В 2009 году авиабаза переименована в Центр транзитных перевозок. "Манас" неоднократно становился предметом торга.
Четвертый по счету президент Алмазбек Атамбаев, заявив о прекращении срока договора и подчеркивая, что военному присутствию в гражданском аэропорту не место, выступает за создание в "Манасе" международного транспортного хаба и центра логистики.
База "Манас" со дня своего открытия являлась предметом торга на международном рынке большой политики. Маленький аэропорт в самом сердце Центральной Азии вновь в эпицентре принятия стратегических решений. Или стратегических спекуляций?...
Авторские права на данный материал принадлежат «24.kg». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться