Коммерсантъ FM
5 сентября 2014, 11:06
"У нас есть преимущество перед Boeing и Airbus с точки зрения стоимости"
Jet Expo-2014 открывается во Внуково. Компания "Гражданские самолеты Сухого" представит в рамках салона новый Sukhoi Superjet 100 в VIP-версии. Председатель Совета директоров компании Михаил Погосян ответил на вопросы Константина Эггерта
- Мы вот сидим в салоне самолета Sukhoi Superjet бизнес-класса, как я понимаю, первого, да, такого самолета, выпущенного в России? Поправьте меня, если я не прав.
- Ну, действительно, это первый самолет, который подготовлен для поставки заказчикам.
- Заказчик — "Рособоронэкспорт"?
- Заказчик первый - "Рособоронэкспорт", "Ростехнологии", которые начнут эксплуатировать этот самолет до конца этого года.
- Звук кондиционера, который мы слышим сейчас, создан на базе, собственно, вашего главного продукта Sukhoi Superjet, на сегодняшний день главный опыт его эксплуатации, наверное, такой довольно интенсивной - это Мексика, компания Interjet, правильно? Какие элементы этой, может быть, эксплуатационной истории позволили вам сделать вывод, что Sukhoi Superjet - это также хороший вариант для бизнес-самолета?
- Ну, в общем-то, требования, которые предъявляют регулярные авиалинии и которые предъявляет бизнес-авиация, несколько отличаются. Конечно, для регионального самолета, который эксплуатируется на регулярных линиях, дальность полета в районе 4 тыс. км вполне приемлема. Для самолета бизнес-класса нужна большая дальность. Но в основном, значит, расход топлива и те характеристики, которые были подтверждены в процессе эксплуатации самолета, говорят о том, что этот самолет имеет возможность модифицироваться и, собственно, модификация, которую мы сегодня можем представить рынку, это как раз модификация, направленная на использование этого самолета в интересах бизнес-авиации. Я считаю, что очень хорошая площадка Jet Expo, я здесь хотел поблагодарить и организаторов, и "Росавиацию" за то, что у нас появилась такая возможность представлять новые продукты не где-то на зарубежных салонах, а здесь у себя на специализированной выставке, которая связана как раз с этим сегментом авиации.
- На зарубежные салоны тоже повезете?
- Безусловно, мы будем продвигать этот продукт, но бизнес-авиация такой особый сегмент, и, как правило, самолеты этого класса демонстрируют не на "Фарнборо" и "Ле-Бурже", а их демонстрируют на специальных салонах бизнес-авиации.
- Тот самолет, который представляете вы, это большой бизнес-джет так называемый, то есть это все-таки еще более узкий сегмент в рамках вообще всего сегмента бизнес-авиации. В мире, я так понимаю, что это довольно небольшое число самолетов поставляется, сколько там, в год что-то самолетов 25-30, наверное, во всем мире?
- Думаю, что больше поставляется самолетов такого класса. Я думаю, эталоном является здесь Boeing, Airbus. Наверное, наиболее массовый самолет такого класса это Boeing 737 и А320. Они, конечно, имеют несколько большие дальности полета, но это, в общем, по уровню комфорта самолет, который ближе к вот этим магистральным бизнес-джетам, построенным на базе магистральных машин, по сравнению с самолетами специализированными, как самолеты бизнес-класса.
- Ну вот возьмем такие компании как Lineage, Boeing, Airbus, которые будут являться вашими главными конкурентами в этом сегменте рынка больших бизнес-самолетов, что вы видите как основные конкурентные преимущества?
- У нас, по сравнению с Boeing и Airbus, есть преимущество с точки зрения стоимости этого самолета при том, что уровень комфорта очень близок к этим самолетам, поперечное сечение, высота пассажирского салона, близкий к самолетам этого класса, чуть меньше, но близкий. По сравнению с Lineage, значит, я хочу сказать, что у нас существенно более высокий уровень комфорта и более низкая цена, что тоже дает нам возможность выйти на рынок с конкурентным предложением.
- Каковы эти конкурентные предложения? Сколько вы планируете потратить времени на развитие этого проекта, чтобы он был уже достаточно известен в мире, и сколько вы надеетесь делать самолетов в год, ну, скажем через 5 лет?
- Ну, я думаю, что, в этом году мы поставляем первый самолет, в следующем году мы планируем на этот рынок поставить 3-4 самолета, и это самолеты как для государственных заказчиков, так и для экспортного рынка. Я думаю, что производство 4-5 самолетов в год это, в общем, соответствует объемам рынка, ну, может быть, если спрос будет больше, то мы будем рассматривать возможности и увеличения количества самолетов, которые могут быть поставлены на рынок.
- Мы сидим в салоне, я напоминаю, что у вас 3 комплектации есть потенциально для подобного рода или 3 модификации вот этого Sukhoi Superjet, так сказать, бизнес, это корпоративный, это VIP и это правительственный, да? Я так понимаю, что VIP самый, так сказать, высокий уровень, меньше всего пассажиров, насколько я понимаю, соответственно, дальше дальность и так далее. Мы сейчас в каком находимся самолете?
- Мы находимся в варианте VIP, который рассчитан на 18 пассажиров, и, собственно, дальность этого самолета после его оснащения дополнительными топливными баками будет больше 7 тыс. км. Значит, варианты корпоративные, они не предусматривают такой дальности полета, они предусматривают дальность на уровне 5 тыс. км.
- Насколько я понимаю, особенно в варианте корпоративном для бизнес-самолетов, один из главных вопросов, может быть, это цена. Не так часто компании возят 30 с лишним человек куда-то, считается иногда это даже неэкономным, проще купить 30 билетов бизнес-класса и отправить людей куда-то. Как вы думаете, будут распределяться сейчас заказы: больше будет правительственных, больше будет VIP или больше будет корпоративных?
- Я думаю, что более популярной версией этого самолета будет корпоративный вариант, который будет часть салона предусматривать для верхнего уровня руководства, а часть для сопровождающих лиц. Ну, я думаю, что примерно соотношение между вариантами VIP, в котором мы присутствуем, к корпоративному будет примерно 1 к 2, по крайней мере, так мы сегодня оцениваем рынок.
- Отделка целиком российская внутри салона?
- Да, здесь все материалы, ну, материалы используются разные, но это целиком российское производство, и собственно для меня значит тоже является очень важным, что у нас есть уже современный уровень технологий, который позволяет выходить на уровень качества, соответствующий современному мировому уровню.
- В проспекте к этому самолету написано, что он создан совместно с итальянской компанией Alenia Aermacchi, каков вклад иностранных компаний?
- Это вообще весь проект Sukhoi Superjet развивается совместно c Alenia Aermacchi и, собственно, наши итальянские коллеги участвуют и в производстве, и в дизайне интерьера, и в частности мексиканский самолет, оборудованный вариантом интерьера, который разработан нашими итальянскими коллегами. Они участвуют в организации систем послепродажного обслуживания, значит, я хочу сказать, что участвуют в продвижении самолета на мировой рынок, в частности работа с Interjet это полностью ответственность нашего совместного предприятия. Поэтому, ну и в варианте бизнес-джет тоже мы предусматриваем совместную работу с итальянскими коллегами.
- Вы работаете над Sukhoi Superjet и вот теперь уже над бизнес его вариантом с итальянской компанией Aermacchi, но я не могу не задать этот вопрос, вы не опасаетесь, что в нынешней ситуации вашим иностранным партнерам будет, скажем так, сложнее с вами работать?
- Я хочу сказать, что рынок гражданской авиации - это очень интернациональный рынок, и не только мы зависим от наших зарубежных поставщиков, но и ведущие мировые производители зависят от поставок из России. Ну, такой наиболее известные, значит, поставки титана Boeing, Airbus из Верхней Салды из России, поэтому я считаю, что здесь есть общая заинтересованность в том, чтобы все-таки сохранять ту долгосрочную международную кооперацию, которая формировалась в течение длительного периода времени.
- Вы планируете уже какие-то уже, очевидно, поставки на ближайшие годы или, по крайней мере, изучение рынка, скажем так, в каких регионах вы видите наибольшую перспективу для Sukhoi, для его "бизнес-джетов", я имею в виду для бизнеса?
- Для бизнес-джетов, я считаю, что в первую очередь мы смотрим на российский рынок, где есть потребность и у крупных компаний в самолетах такого класса, и у государственных организаций, которые осуществляют перевозки в рамках тех задач, которые они решают. Ну, я считаю, что рынок есть и в юго-восточной Азии для самолетов такого класса, есть рынок и в Латинской Америке, успешный опыт эксплуатации в Мексике дает нам хорошие основания для того, чтобы рассчитывать на то, что и бизнес версия этого самолета найдет спрос.
- Михаил Александрович, вот вы будете уговаривать российских бизнесменов купить такой самолет, они же могут, вот за окном тут и Gulfstream, Dassault, чего только не стоит?
- Уровень комфорта здесь намного выше, чем в Gulfstream и в Dassault, поперечное сечение самолета существенно больше, оно дает возможность объема, комфорта для пассажиров.
- Потолок, я вижу, тут двухметровый, человек здесь может войти…
- Да, существенно выше, в Gulfstream нет такой высоты, сечения, поэтому здесь есть свои преимущества, кроме этого и по оценке стоимости самолет мы тоже даем конкурентную цену.
- Вы знаете, тогда, наверное, последний вопрос, а сколько стоит вот этот дворец, летающий, в котором мы сейчас сидим?
- Я хочу сказать, что это зависит от конкретного заказчика, потому что…
- Ну, вот этот конкретно?
- Это предмет коммерческой тайны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2024
Аэрофлот запустит дополнительные транзитные рейсы из Москвы в города Дальнего Востока
Ноябрь 14, 2024
На сахалинском острове Итуруп завершена реконструкция участка дороги Курильск - аэропорт Буревестник
Ноябрь 14, 2024
Ректор МАИ стал лауреатом общенациональной премии "Лидер высшего образования"
Ноябрь 14, 2024
Эксперт - о банкротстве авиакомпаний: все упирается в деньги