Бизнес-Online
26 августа 2015, 09:29
МАКС-2015: за какой самолет болеет Рустам Минниханов
Выставочный "Ансат" продали "достаточно высокопоставленной персоне"
Хранящиеся в Казани еще советские заделы по Ту-160 будут использованы, но воспроизводство ракетоносца решено начать с совершенно нового "железа", узнала на открывшемся вчера в подмосковном Жуковском авиасалоне МАКС-2015 корреспондент "БИЗНЕС Online". Осмотрев стенды казанских компаний, мы выяснили, на какой пассажирский самолет надеется Татарстан, что предлагает разведке "Эникс" и "светит" ли КВЗ новое производство амфибии Ми-14.
Без Украины и Израиля
Накануне в подмосковном Жуковском стартовал традиционный МАКС, который, как обещали организаторы еще перед открытием авиасалона, не будет ни в чем уступать прошлым годам и, быть может, установит новый рекорд по численности посетителей. Несмотря на эти заявления, с логистикой на форуме явно провал. Бесплатные автобусы, которые должны забирать гостей от ст. Отдых, с задачей не справлялись, в итоге, - очередь, давка и потрепанные нервы от своего рода квеста "как залезть в автобус". Например, корреспонденту "БИЗНЕС Online" это удалось сделать только с четвертой попытки.
Но если по количеству посетителей, возможно, рекорд и будет установлен, то на числе участников, естественно, отразились санкции. В этом году прибыли порядка 600 российских и 150 иностранных компаний, но некоторые традиционные участники все-таки в этом году решили отказаться от МАКСа, например, Украина и Израиль. Тем не менее. ожидается, что мероприятие посетят делегации более чем 80 стран. Некоторые высокопоставленные зарубежные гости появились в Жуковском уже в первый день: вице-президент Ирана Сорена Саттари и наследный принц Абу-Даби, заместитель верховного главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ Мухаммед Аль Нахайян. Компанию им составил президент РФ Владимир Путин, в нетерпеливом ожидании которого гости и участники МАКС-2015 проводили утренние часы под уже палящим солнцем. Неизвестно, кого же всем хотелось увидеть больше: живого президента или же экспозиции павильонов, которые, опять же по традиции, до осмотра высоких гостей были закрыты. Поэтому оставалось глазеть на статическую экспозицию, чем немедленно и занялась корреспондент "БИЗНЕС Online".
Ту-160: "машина достаточно закрыта"
Несмотря на санкции и тревожную внешнеполитическую ситуацию, Airbus не стал отказывать себе в удовольствии представить новый лайнер. Если двумя годами ранее компания презентовала А380, то в этом году на стоянке красовался А350 XWB, вызывавший неподдельный интерес у всех гостей и участников авиасалона. Впрочем, по "спросу" ему нисколько не уступал ветеран Ту-144: на осмотр этотго красавца тоже скапливалась очередь.
Естественно, хорош был Ту-160, о возобновлении производства которого идет все больше разговоров, хотя никаких официальных документов на сегодня нет. Однако, как уже писал "БИЗНЕС Online" со ссылкой на источник в авиапроме, "движение началось". Первый заместитель директора программы - главный конструктор самолета Ту-160 и его модификаций Максим Минашкин также подтвердил в беседе с нашим корреспондентом, что официальных документов пока нет, причем он сразу предупредил, что "поскольку машина достаточно закрыта", то и рассуждать им позволено только в общих чертах. "Есть только проекты документов, надеюсь, что-то будет известно в ближайшее время, потому что от этого зависит время проекта, - отметил он. - Конкретную дату назвать не могу, потому что не знаю". Впрочем, по его словам, "Туполев" уже начал работу по конструкторской документации. В данный момент планируют выпустить новый самолет, а вот по заделу еще советских времен, который находится на заводе (предположительно, это две машины), будет принято отдельное решение, что с ним делать дальше. "Ту-160 - самолет, который никто не переплюнул, аналогов в мире в принципе нет, - заверил Минашкин. - У него есть боевые возможности, которые до сих пор не использованы, но мы планируем их использовать". Собирать самолет в случае окончательного одобрения проекта правительством, естественно, будут в Казани.
Ту-324 взамен "Суперджета"
Еще один, скажем так, самолет из возможного будущего - Ту-324, который собираются возрождать по инициативе и на средства Татарстана. Его фото, макет и описание красовались, как ни странно, на стенде ЗАО "Эникс". "Так как Рустам Нургалиевич очень болеет за этот самолет, то просил и его поставить на наш стенд", - пояснил директор компании Валерий Побежимов.
Напомним, в апреле этого года врио президента Татарстана Рустам Минниханов в интервью "Российской газете" призывал вернуться к проекту регионального самолета Ту-324. С ним согласен начальник штатного отдела группы управления созданием самолета Ту-324 Павел Назаров, который уверен, что самолет составит достойную конкуренцию "Суперджету" и даже превзойдет его: "Это чисто российский самолет, нет иностранных агрегатов, частей и приборов - это первое. Второе - его проектирует "Туполев", который всегда производил пассажирские самолеты, и они были одними из лучших в мире. Для "Сухого" пассажирский самолет - новинка, я бы даже сказал диковинка. Они сейчас их понаделали, а они стоят у стенки, их почти никто не берет. Он дорогой, весь иностранный, по-моему, на 90-95 процентов, а на Ту-324 - все наше".
Назаров добавил, что Ту-324 призван заменить как Ту-134 и Як-40, так и "Суперджет". Он полагает, что степень готовности проекта такова, что самолет можно было бы начать производить уже через 2-3 года: "Для него все есть: двигатели, авионика, производство оснастки и деталей на казанском авиазаводе начиналось". Готовы уже три двигателя Аи-22, разработанных совместно Россией и Украиной, при этом санкции и напряженная международная обстановка, по словам Назарова, на проекте никак не сказываются. В том, что спрос на Ту-324 будет, он даже не сомневается, тем более этот самолет на порядок дешевле "Суперджета".
Беспилотники с электродвигателями
Но вернемся к стенду "Эникса". Побежимов посоветовал корреспонденту "БИЗНЕС Online" обратить внимание на беспилотники, которые могут доставляться в район ведения разведки любыми вертолетами, самолетами или внутри снаряда реактивной системы залпового огня "Смерч": "Если раньше аппарат, размещаемый в снаряде, оснащался пульсирующим или поршневым двигателями, то сейчас - электродвигателем, то есть он может 4 часа находиться в воздухе. Например, десантникм теперь не надо носить такие комплексы с собой, их можно запускать непосредственно перед операцией. Он в дежурном режиме ждет или прилетает в назначенную точку, где высадились десантники, а у них - только планшеты для управления". Вот только электродвигатели, которые "Эникс" использует в своих беспилотниках, не отечественные, а зарубежные: "Мы покупаем готовые электродвигатели в любой стране, в Китае, например, но это неважно", - заверил директор компании.
Напомним, на прошлом МАКС-2013 "Эникс" заключил с минобороны контракт на поставку 17 комплексов с беспилотниками "Элерон-3СВ". Побежимов рассказал, что контакт уже выполнен, и сегодня есть другие далекоидущие планы по сотрудничеству с минобороны. "На следующий где-то в пять раз больше будет контракт", - заявил он. Однако разработками "Эникса" интересуется не только отечественное оборонное ведомство, есть и другие иностранные заказчики, информацию о которых Побежимов раскрывать не стал: "Есть иностранные заказчики, которым мы и поставляем, и обучаем, просто это конфиденциальные сведения. Страны нельзя называть, так в договоре написано".
"Ансат" для высокопоставленной персоны
На МАКС-2015 также отличились "Вертолеты России". Большую часть машин холдинг выставил на статплощадке, зато отдельно вынесли две машины, которые, можно сказать, работали на контрасте: вызывающе яркий красно-бело-черный Ми-38 и серый с оттенком металлик "Ансат". Хотя на прошлом МАКСе как раз "Ансат" был призван привлекать внимание гостей авиасалона и потенциальных заказчиков своей раскраской "под зебру". Однако спокойной окраске "Ансата" было разумное объяснение: по словам первого заместителя гендиректора ПАО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ) Игоря Бугакова, это даже не выставочный образец, а уже проданный: "У этого вертолета уже есть заказчик, он фактически законтрактован, то есть не выставочный образец, а можно сказать, проданный. Я не могу сказать имя. Это достаточно высокопоставленная персона". Впрочем, "виповская" версия "Ансата", в отличие от пассажирской, еще не прошла сертификацию, но на КВЗ полагают, что до конца года этот вопрос удастся решить. Как рассказал Бугаков, к вертолету проявляют интерес такие страны, как ЮАР и Китай. и это, по его словам, не удивительно - ни в одном западном аналоге пять человек "с простором разместиться не смогут". "По заказу можно маленькое джакузи поставить", - пошутил первый замгендиректора КВЗ.
Ми-38 пока не сертифицирован. "Этот вертолет проходит сертификацию и планируется до декабря на транспортный вариант ее получить", - заметил Бугаков. Сообщалось, что стартовым заказчиком машины может стать минобороны, но замгендиректора КВЗ говорил об этом уклончиво, сообщив, что в настоящий момент вертолет проходит сертификацию по нормам гражданской авиации, однако оборонное ведомство интерес проявляет. "Вполне возможно в 2016 году они, может быть, закажут этот вертолет, такие обсуждения идут, но я не уполномочен говорить о вероятности этого события", - отметил он.
Еще один перспективный проект - возрождение производства амфибии Ми-14, о чем официально было заявлено в июле на VII Международном военно-морском салоне. Тем не менее, по словам Бугакова, о конкретных планах по рестарту говорить рано: "Решение пока формируется, скажем так. Если оно будет принято, то вертолет будет производиться на КВЗ".
МВ-500 должен был летать на МАКС-2015
Еще одна татарстанская компания - МВЕН привезла на МАКС сельхозсамолет МВ-500. "Мы начали сертификацию МВ-500 на тип сельхозсамолета - это этап, до которого многим тяжело достучаться по времени и по деньгам, - рассказал "БИЗНЕС Online" заместитель директора по качеству Бахыт Сейткулов. - А мы выросли до этого. Сертификация на тип идет очень долго, но надо понимать, что получение этого сертификата подразумевает соответствие всем требованиям авиационных правил". Производить МВ-500 планируют в Казани, однако рассматривают и предложения отверточной сборки в других государствах. "Интересуются самолетом многие, но еще рано говорить об этом, преждевременно, был горький опыт", - осторожничал Сейткулов. Руководитель по науке МВЕН Татьяна Феленина добавила, что в будущем этот самолет можно даже переоборудовать в беспилотник.
В МВЕН сожалеют, что правительство в программы субсидирования покупки сельхозтехники не включает самолеты, которые, по мнению компании, более эффективны при обработке полей: "Мы не состоим в реестре сельхозтехники, которая попадает под субсидирование, - отметил Сейткулов. - Нужно чиновникам объяснить, что самолет - это специализированная сельхозтехника. Для них сельхозтехника та, что пашет, сеет, бороздит. А то, что летает, для них не сельхозтехника". Гости и участники МАКС могли бы воочию увидеть МВ-500 в действии, но... "Мы должны были летать, но не вошли в программу полетов", - рассказала Феленина.
Руководитель по науке МВЕН Татьяна Феленина
Еще один перспективный проект МВЕН - легкий самолет "Мурена" была в этом году представлен исключительно на картинке. По словам Сейткулова, в настоящее время идет производство опытного образца, и первый полет планируют уже в 2016 году. "Самолет уже на выходе", - заверила Феленина.
От американцев - только "алсибовцы"
И все-таки главным событием стало выступление Путина. Владимира Владимировича по традиции начали ждать загодя. Кто-то говорил, что он откроет салонв 12.00, другой делал ставку на 13.00, а особо пессимистичные не ждали его раньше 15 часов. Тем не менее, около 13:40 президент вышел на сцену. Все ждали громких заявлений, но их, ко всеобщему сожалению, не последовало. Путин был краток. Он уверенно порассуждал о том, что, несмотря на "международную политическую конъюнктуру", авиасалон, как всегда, станет эффективной площадкой для экспертного общения, кооперации, поиска новых партнеров, заключения соглашений. Причем, о соглашениях на покупку "нашего современного" "Суперджета" Путин решил сказать особо: "Соответствующие контракты будут подписаны с участием Государственной транспортной лизинговой компании, авиакомпании "Ямал" и казахстанской авиакомпании "Скат".
Путин особо хотел подчеркнуть, что Россия - это не какая-то отсталая технологически страна, а государство, продолжающее наращивать космический потенциал и укреплять лидирующие позиции по производству военной авиационной техники. Про гражданскую авиацию он такого очевидно сказать не мог, разве что пообещал активнее продвигать российские самолеты на внутреннем и внешнем рынке. Не обошлось, конечно, без ободряющих цифр: "В 2014 году, скажу для справки, объем промышленного производства в авиапроме России вырос на 20 процентов. Состоялось 38 пусков ракет-носителей, в том числе два пуска "Ангары", выведено на орбиту 80 космических аппаратов". Напомнил президент и о космодроме Восточный. А еще Путин не мог не рассказать о совместном перелете российских и американских летчиков "Аляска - Сибирь-2015": "Летчики из России и Соединенных Штатов Америки на самолетах времен Второй мировой войны пролетели по этому длинному и небезопасному маршруту (знаменитый Алсиб - ред.), в те годы связавшему наши страны, и теперь находятся здесь, в Жуковском" (и эти летчики были единственными представителями США на авиасалоне).
На этом Путин откланялся и скрылся со своей свитой за сценой. Началась хоть и укороченная, но захватывающая спецпрограмма авиашоу. Например, порадовали зрителей поднявшиеся в паре отреставрированный "МиГ-3" и "МиГ-35", круживший над полем с покачиванием крыльев "Суперджет", раскрасивший голубое небо розовым дымом Як-130, захватывающий дух "колокол" Су-30СМ, виражи и "кобра" истребителя пятого поколения Т-50. Естественно, особое внимание заслужили пилотажные группы. Так, "пирамидой" пролетела самая молодая пилотажная группа на Як-130 - "Крылья Тавриды", пронеслись прославленные "Стрижи" на МиГ-29 со скоростью 800 км в час и на высоте 200 метров, а "Русские витязи" на Су-27 во время роспуска устроили салют в честь первого дня работы МАКС-2015....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов