О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Инфляцией по графику

Подрядчики все чаще не успевают в срок завершить работы по
реконструкции аэродромов

Строительная компания "Стройновация", выполняющая реконструкцию аэродромной инфраструктуры "Храброво" в Калининграде, отстает от намеченного ранее графика. В компании связывают это с удорожанием строительных материалов, слова строителей подтверждают эксперты. О проблеме осведомлен заказчик - подведомственное Росавиации Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)". В его пресс-службе уверяют, что тесно работают с исполнителем по этому вопросу, а также и по вопросу реконструкции аэродрома во Владикавказе, которая также завершена подрядчиком не до конца. Эти случаи - не единственные в этом году примеры отставания подрядчиков по срокам строительства и модернизации аэродромной инфраструктуры.

Южные переделы

"Стройновация" получила подряды на реконструкцию своих объектов в 2014 году. Тендер на реконструкцию инфраструктуры во Владикавказе компания выиграла в июне прошлого года, цена контракта составила 1,7 млрд рублей. Помимо "Стройновации", заявки подавали еще четыре строительные компании, однако по результатам рассмотрения заявок (согласно данным на портале госзакупок) они не были допущены к участию в конкурсе.

Согласно утвержденному графику, "Стройновация" должна была завершить работы в четвертом квартале 2014 года. Они начались в середине сентября, и уже в следующем месяце руководство аэропорта очень оптимистично смотрело на перспективы открытия реконструированной гавани. В середине октября агентство "Интерфакс" сообщало, что генеральный директор "Международного аэропорта Владикавказ" Лев Газзаев говорил главе республики Таймуразу Мамсурову, что аэропорт возобновит работу 1 ноября. Эти планы так и не стали реальностью: грянул кризис, подорожали строительные материалы. "Российской газете" Т.Мамсуров рассказывал об этом в ноябре.

Первые регулярные рейсы прибыли во Владикавказ в декабре - к этому моменту аэропорт получил положительное заключение от Росавиации и Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Самолеты садились на асфальтобетонную полосу, заруливая на реконструированные места стоянок по реконструированным рулежным дорожкам.

В сентябре 2015 года - спустя почти год после завершения работ - вопрос реконструкции аэропорта во Владикавказе вновь подняли новые региональные власти: выяснилось, что в аэропорту не сдано светосигнальное оборудование. О проблемах с светосигнальным оборудованием сообщалось еще в ноябре 2014 года, тогда СМИ отмечали, что оно было задержано на чешской таможне. Пресс-служба министерства промышленной и транспортной политики Северной Осетии 23 сентября 2015 года распространило релиз, где сообщило, что в аэропорту в срочном порядке прошло совещание, посвященное этой проблеме. Новый губернатор Северной Осетии Тамерлан Агузаров занял пост 13 сентября (Т.Мамсуров был освобожден от должности еще летом) и сразу же "поставил вопрос жестко": на совещании было принято решение о завершении установки оборудования до 25 сентября. Дело было поставлено на личный контроль ВрИО Министра промышленной и транспортной политики Бориса Албегова (29 октября назначен на пост главы Владикавказа).

Несмотря на жесткую постановку вопроса, оборудование все еще не введено в эксплуатацию в полном объеме: аэропорт Владикавказа не готов принимать воздушные суда круглосуточно и без ограничений, сообщил "АвиаПорту" один из авиационных чиновников. "Стройновация" это не подтверждает. "Все строительно-монтажные работы в аэропорту завершены", - говорят в компании, упоминая и светосигнальное оборудование. Источники "АвиаПорта" во Владикавказе рассказывают, что в конце октября аэропорт посещала комиссия МАК, которая рассматривала вопрос о его готовности к работе в круглосуточном режиме, однако не обладают сведениями о решении комиссии. Во ФГУП АГА(А) знают об этой проблеме, но в пресс-службе предприятия уточняют, что снятие ограничений с аэропорта состоится "в ближайшее время".

В Калининграде без перемен

График реконструкции аэродрома совместного базирования в Калининграде также не в полной мере соответствует ранее заявленному плану. Об этом сообщают в пресс-службе ФГУП АГА(А). На предприятии отказались уточнять точные сроки, заверив "АвиаПорт" в том, что тесно сотрудничают со "Стройновацией" и совместно ищут выход из проблемной ситуации. В строительной компании согласны с тем, что отставание имеет место, но сообщают, что "оно будет устранено до конца года".

История реконструкции аэродрома в Калининграде сопровождалась громким коррупционным скандалом, связанным с конкурентом "Стройновации" по объявленному тендеру - строительной компанией "Камдорстрой" (сейчас она реконструирует аэродром "Гумрак" в Волгограде). В августе 2014 года Приволжская транспортная прокуратура обвинила совладельца одного из субподрядчиков "Камдорстроя" в хищении 250 млн рублей на реконструкции аэропорта в Казани. Источники газеты "Коммерсантъ" связывали потерю "Камдорстроем" контракта на реконструкцию "Храброво" больше с ценовым фактором ("Стройновация" просила меньшую сумму), однако не исключали, что отказ мог быть связан и с уголовным делом.

Контракт между ФГУП АГА(А) и "Стройновацией" был заключен в августе 2014, сумма сделки составила 3,17 млрд рублей.

Казалось, все идет по плану, но летом в Калининграде начались проверки: сначала регионального, а затем и федерального уровня. В начале июня аэропорт посетил губернатор области Николай Цуканов. Он "обратил внимание на некоторое отставание от графика", как пишет пресс-служба "Храброво", а также пообещал проинспектировать объект в ближайшее время. В июле власти региона сообщили РИА-Новостям об отставании подрядчика от графика на восемь месяцев, а уже в августе Н.Цуканов был в аэропорту вместе с министром транспорта Максимом Соколовым - чиновники вновь обратили внимание на сроки реконструкции, пообещав дать указания строителям больше не выходить из графика.

В октябре источники "АвиаПорта" сообщили, что отставание все еще не ликвидировано. Это подтвердили в пресс-службе министерства развития инфраструктуры Калининградской области.

"Стройновация" подтверждает проблемы, связывая это с кризисом: высокая волатильность национальной валюты привела к тому, что поставщики просто отказывались продавать стройматериалы. Во ФГУП АГА(А) осведомлены о росте цен на сырье: предприятие уже направило в Минтранс предложение об увеличении стоимости контракта.

По данным Росстата, стоимость основных строительных материалов в 2014 выросла в среднем на 2-3% относительно уровня прошлого года. Однако для материалов, закупаемых за рубежом, такой рост цен не актуален: курс национальной валюты с января 2014 по октябрь 2015 года обвалился почти в два раза: с 32,6 до 64,3 рублей за доллар США (по курсу ЦБ РФ).

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко говорит, что процедура увеличения стоимости контракта очень сложна: "94-ФЗ (федеральный закон, регулирующий процедуру госзакупок - "АвиаПорт") направлен на борьбу с коррупцией, и для увеличения стоимости уже подписанного контракта нужны веские обоснования. По моей информации, подрядчик сейчас именно этим и занимается, документируя возможные пути поставки инертных материалов на стройплощадку в "Храброво" и изменение их стоимости с осени прошлого года. Механизм есть, но это долгая процедура, тем более - в кризис", - говорит эксперт. "В этом году в федеральном бюджете на эти цели средств нет точно, да и в следующем, вероятно, придется "отрезать" от других проектов", - заключает он.

Несмотря на сложности, в "Стройновациии" уверены, что завершат работы в срок. О переносе сроков ничего не говорят и в "Администрации гражданских аэропортов (аэродромов)": по словам пресс-службы, дедлайн остается прежним - 30 ноября 2016 года.

Всероссийская недостройка

Реконструкция "Храброво" - не единственный проект Федеральной целевой программы по развитию транспортной системы, где задерживается строительство. Летом этого года инжиниринговая корпорация "Трансстрой" заявила, что завершила реконструкцию ВПП в "Международном аэропорту Краснодар". В нем оговаривалось, что компания ведет "дополнительные работы, возникшие в связи с корректировкой заказчиком планового положения периметра аэродрома". На следующий день ФГУП АГА(А) прямо обвинила генподрядчика в затягивании сроков строительства. В июле аналогичное заявление сделал глава Минтранса М.Соколов: "Меня удивляет, что со стороны подрядчика были безответственные действия в части срыва графика работ", - приводит его слова пресс-служба краснодарского губернатора.

Конфликт разрешился в суде: иск Росавиации к подрядчику о взыскании 1,3 млрд рублей не был удовлетворен Арбитражным судом - он постановил, что срыв сроков контракта произошел по вине заказчика. В октябре Верховный суд подтвердил это решение. Подрядчиком остается "Трансстрой". В ответах на запрос "АвиаПорта" в компании продолжают настаивать на том, что реконструкция полосы завершена, уточняя, что сейчас она вводится в эксплуатацию. Заказчик никак не реагировал на решение суда в официальных сообщениях.

В Саранске, как и во Владикавказе, на строительство аэропорта обратили внимание региональные власти. В августе этого года на совещании глава Мордовии Владимир Волков "выразил озабоченность" тем, что отставание от графиков составляет полтора месяца. "Аэропорт - ключевой объект подготовки к мировому футбольному первенству, до которого остается всего два года. Поэтому реконструкция аэропортового комплекса должна быть ускорена", - приводит слова губернатора его пресс-служба.

Строительная компания "Аэродор", выступающая генподрядчиком по первому этапу реконструкции, согласно сведениям Росавиации выполняет работы за 615 млн рублей (такие цифры ведомство озвучивало "АвиаПорту" в июне этого года). Подрядчик пока никак не отреагировал на заявления В.Волкова. В компании не смогли предоставить оперативный комментарий.

"Перенос сроков связан с корректировками проектов, которые инициирует не заказчик, а региональные власти", - говорит "АвиаПорту" источник, знакомый с ситуацией в отрасли. Однако он уточняет, что все сдвиги строительства всегда согласовываются на всех уровнях, а также не исключает перенос сроков из-за объективных причин. "После начала строительства выясняется, что при проектных работах не были учтены особенности ландшафта или почвы - естественно, с этой проблемой приходится справляться уже по ходу работ", - говорит он.

События на строительстве ВПП-3 в "Шереметьево" разворачивались куда стремительнее. По мнению Росавиации подрядчик "Инжтрансстрой" не выполнил свои обязательства по контракту. Компания в свою очередь заявила, что заказчик корректировал контракт по ходу строительства, и потребовала в ходе досудебного разбирательства 4,1 млн рублей на завершение работ, однако получила отказ. Подрядчик судится с ведомством. Строительство полосы было почти на месяц приостановлено. Правительство решило определить подрядчика без конкурса: по словам источников РБК, на его проведение не оставалось времени. 15 октября премьер Дмитрий Медведев своим указом отдал подряд "Трансстроймеханизации".

Эксперты с оптимизмом смотрят в будущее инфраструктурных проектов. "Безусловно, непростая экономическая ситуация оказала влияние на строительную отрасль в стране в целом, и на строительство транспортной инфраструктуры в частности, - говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Ухудшились условия привлечения заёмных средств, выросли цены на товары и услуги, которые используют в своей работе строительные компании, значительные валютные колебания также негативно сказались на них". Эксперт, однако, не сомневается, что все начатые проекты будут завершены. По его словам, это в интересах и самих подрядчиков, и заказчиков, и всей авиационной индустрии в целом. "Стороны в состоянии урегулировать все конфликты, найти компромисс и сдать все эти объекты в эксплуатацию", - заключает он.

В части реализации проектов с аналитиком УК "Финам Менеджмент" согласен и А.Крамаренко: "В Калининграде и "Шереметьево" проекты точно будут завершены, так как по-своему застрахованы своим участием в Чемпионате мира по футболу 2018. Если получится увеличить стоимость контракта, то его завершит действующий подрядчик, если нет - заказчик проведет новый конкурс (с большей стоимостью, разумеется), и выберет нового подрядчика. Понятно, что второй путь займет время, но до ЧМ-2018 его достаточно", - говорит сотрудник НИУ ВШЭ.

А строит кто?

Строительные организации, исполняющие Федеральную целевую программу, тесно связаны с приближенными к политической элите бизнесменами. "Стройновация" входит в группу "Сумма" дагестанского бизнесмена Зиявудина Магомедова: в 1994 году он закончил экономический факультет МГУ одновременно с первым заместителем председателя правительства Аркадием Дворковичем. В 2012 году З.Магомедов говорил "Ведомостям", что они поддерживают теплые отношения.

"Камдорстрой", по информации Business-Online, связан со столичным вице-мэром Маратом Хуснуллиным (курирует строительную политику Москвы). "Трансстрой" до 2014 года был подконтролен владельцу "Базового элемента" Олегу Дерипаске, который продал его своему однокурснику - бизнесмену Егору Андрееву. "Трансстроймеханизация" ранее принадлежала сыну Аркадия Ротенберга Игорю, однако в апреле этого года перешла под контроль НПФ "Благосостояние" - совет фонда возглавляет глава РЖД Олег Белозеров.

"Трансстроймеханизация" имеет опыт успешной реализации инфраструктурных проектов: с 2011 она сотрудничала с "Шереметьево" по развитию аэродромной инфраструктуры (основной объем работ по проекту завершен в феврале). Компанией уже сданы объекты в Уфе, Геленджике, Сочи и Владивостоке (их финансирование входит в ФЦП). Кроме того, компания строит новый аэропорт "Южный" в Ростове-на-Дону. Пресс-служба "Администрации гражданских аэропортов (аэродромов)" отмечает, что строительство идет с опережением графика. Пресс-служба подрядчика уверяет, что компания уже приступила к устройству искусственных покрытий, а также ведет строительство других объектов.

"Трансстроймеханизация" работает и в Нижнем Новгороде, где сейчас идет укладка покрытия ВПП и строительство контрольно-диспетчерского пункта. Все работы в компании намерены завершить в срок. Там отмечают, что ведут переговоры с поставщиками сырья с целью оптимизации своих расходов.

Строительная компания "Аэродор" зарегистрирована в Москве в 2010 году с уставным капиталом 15 тысяч рублей (здесь и далее - данные ЕГРЮЛ). Контрольный пакет (51%) принадлежит Александру Львовичу Бобовникову, который зарегистрирован как индивидуальный предприниматель в городе Прокопьевск Кемеровской области. Полный тезка этого человека по крайней мере в 2003 году был совладельцем компании "Прокопьевскуголь" (в данный момент эти активы входят в холдинг "СДС-Уголь"). В 2007 году Александр Бобовников, ранее связанный с "Прокопьевскуглем", исполнял обязанности замглавы администрации Ненецкого автономного округа. В дальнейшем след этого человека теряется. Согласно данным на официальном сайте СК "Аэродор", по заказу ФГУП АГА(А) она проводила реконструкцию ВПП в Минеральных Водах, однако исходя из информации на сайте ФГУП, генеральным подрядчиком по этому объекту был "Камдорстрой". В 2013 году Минераловодская межрайонная транспортная прокуратура возбудила уголовное дело о хищении 3 млн рублей на строительстве ВПП в Минводах, однако оно так и не дошло до суда. В "Аэродоре" не отвечают на письменные запросы "АвиаПорта"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка