Коммерсантъ - Воронеж
1 июля 2016, 10:43
"Электроприбор" вооружает авиацию лазерами
На тамбовском заводе "Электроприбор" началось создание единственного в России крупносерийного производства бортовых инерциальных навигационных систем (БИНС) на базе лазерных гироскопов
О создании в Тамбове базового центра по производству навигационных систем заявлялось еще в начале 2010-х, но подробностей ни в обладминистрации, ни на заводе никогда не разглашали. На днях были опубликованы документы компании, из которых следует, что завод должен стать главной производственной базой в России для серийного выпуска БИНС (в частности, блоков БИИ-5-1) на базе лазерных гироскопов. Разработку отечественных лазерных БИНС ведет другая структура КРЭТ - подмосковное АО "Раменский приборостроительный завод", на котором, как и на тамбовском предприятии, уже организовано опытное производство. Но в России "не хватает мощностей для серийного выпуска лазерных гироскопов, систем управления и навигации на их базе, лазерных дальномеров и систем целеуказания", констатируют на тамбовском предприятии. Организацию серийного производства лазерных БИНС в КРЭТ называют своим крупнейшим инвестпроектом, в который планируется вложить 12-14 млрд руб.
Изначально в "Ростехе" рассматривали несколько вариантов размещения серийного производства лазерных БИНС - обсуждалась его организация на базе опытного производства раменского завода, в ОАО "Московский институт электромеханики и автоматики" и ОАО "Казанский оптико-механический завод". В итоге было решено использовать последние два предприятия для производства отдельных компонентов лазерных БИНС. Перевооружение раменского и тамбовского заводов началось лишь в 2013-2014 годах. В 2014 году тамбовский завод вложил в модернизацию около 250 млн руб., в 2015-м в приобретение 312 единиц оборудования было вложено более 576 млн руб. Полностью завершиться обновление предприятия должно в 2020 году, но производство первых систем может начаться уже в 2017-м.
БИНС на базе лазерных гироскопов во всем мире приходят на смену навигационным системам на базе "классических" механических гироскопов, которые не удовлетворяют современным требованиям по времени готовности, ресурсу, надежности и точности. Инерциальные навигационные системы используются прежде всего в военной сфере и либо комбинируются со спутниковыми системами (так, в частности, работает БИНС-СП2 на истребителе Су-35С), либо заменяют их: системы спутниковой навигации менее точны, неэффективны в космосе и в условиях сложного рельефа, а также легко подавляются средствами радиоэлектронной борьбы.
Первые российские лазерные БИНС применяются в военной и гражданской авиации - на самолетах и вертолетах четвертого поколения и выше, на беспилотных летательных аппаратах комплексов наземного, морского и авиационного базирования, а также в ракетной технике. В частности, блоки БИИ-5-1 предназначены для оснащения и модернизации учебно-боевых Як-130, стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160, военно-транспортных Ан-70 и Ил-76 и других самолетов. Пока раменский завод производит небольшое количество приборов, а их потребность на тамбовском заводе оценивают в "тысячи штук каждого вида". Параллельно с выпуском БИНС для авиатехники "Электроприбор" развивает производство бортовых систем ракетной техники на базе трехосных лазерных гироскопов МТ-401М: предприятие уже производит 60-70% подобной авионики в России (остальное приходится на московское ОАО "НИИ "Полюс" им. М.Ф.Стельмаха").
Лазерные устройства завод также использует в другой своей продукции - системах управления оружием для новой бронетехники. Речь идет о системах управления АБ-90М (завод является единственным их поставщиком в России), лазерных целеуказателях-дальномерах и системах наведения и стабилизации прицелов для боевых машин пехоты и десанта (в частности, для БМД-4М с модулем "Бахча-У"), а также о системах целеуказания для применения высокоточных боеприпасов авиации, неуправляемых и управляемых артиллеристских боеприпасов. Кроме того, предприятие планирует своими средствами разработать измерительные приборы на основе собственного малогабаритного лазерного гироскопа.
Именно на выпуск инновационной продукции на основе лазерных технологий тамбовский завод планирует почти полностью перейти в ближайшие годы. Сейчас с учетом опытного производства БИНС максимальная проектная мощность предприятия составляет 18,7 тыс. изделий в год, при обычной двухсменной работе загрузка мощностей составляет около 60%.
Источник "Ъ" в оборонной отрасли считает, что тамбовский завод в составе КРЭТ сможет получить и выполнить весь объем заказов: "На фоне остальных холдингов "Ростеха", в которых в последнее время меняется руководство - так произошло, к примеру, в "Швабе", в "Росэлектронике", - КРЭТ считается одним из наиболее эффективных в выполнении инновационных работ. Этой точки зрения придерживается и руководство "Ростеха", в частности - ныне являющийся индустриальным директором по авиационному кластеру Анатолий Сердюков". По словам еще одного источника "Ъ" в оборонно-промышленном комплексе, системы БИНС с лазерными гироскопами устанавливаются на каждый новый российский боевой самолет, а в год Россия производит их более ста - в частности 140 в 2015 году и 124 в 2014-м. По его мнению, тамбовский завод - "наиболее подходящий под массовое производство лазерных БИНС" и "может получить весь объем заказов за исключением небольшого числа образцов, изготавливаемых в Раменском".
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов затруднился оценить необходимые объемы поставок систем для ВКС России, но также считает, что тамбовский завод и КРЭТ в целом "при отсутствии форс-мажоров в состоянии закрыть всю потребность Вооруженных сил в подобных приборах". "До недавнего времени у российских производителей была налажена кооперация с Францией по теме лазерных гироскопов. Очевидно, что теперь настало время для импортозамещения", - отметил главный редактор отраслевого журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Воронеж». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы