О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Большие планы "Толмачево"

Новосибирский аэропорт "Толмачево" стал стартовой площадкой для апробации нового механизма сотрудничества государства и бизнеса

Новосибирский аэропорт "Толмачево" стал стартовой площадкой для апробации нового механизма сотрудничества государства и бизнеса. Недавно у нас была презентована крупнейшая в Сибири инвестиционная программа, успех которой определит перспективы развития всего российского транспорта.

Большие перспективы

Инвестиционная группа "Промышленное развитие" объявила о своем намерении вложить 280 млн. долларов в развитие авиатранспортного узла. Эти деньги пойдут на строительство пассажирского и грузового терминалов, гостиницы, выставочного комплекса, логистического центра.

К окончанию первого этапа стратегии развития "Толмачево", принятой советом директоров авиационного предприятия, к концу 2006 г. будет сдан грузовой терминал (3,5 тыс. кв. м), закончена реконструкция и переоборудование существующего аэропортового комплекса, построена трехзвездочная гостиница.

На втором этапе до 2009 г. будут построены и оборудованы вторая взлетно-посадочная полоса, пассажирский терминал для внутренних и международных авиаперевозок (40 тыс. кв. м), четырехзвездочный отель на 600 мест, крытая парковка, а также проложена автодорога, соединяющая два аэровокзальных комплекса. В соответствии с международным статусом аэропорта рядом будет располагаться Экспоцентр-1(34 тыс.кв.м.), логистический центр (60 тыс.кв.м.),грузовой терминал класса А для фидерного сообщения (20 тыс.кв.м.).

Третий этап инвестиционной программы завершиться в 2012 году. К этому времени планируется сдача в эксплуатацию второго Экспоцентра на 50 тыс. кв. м, логистического центра (60 тыс. кв. м), цеха бортпитания (3 тыс. кв. м).

За ближайшие пять лет в "Толмачево" будет создана новая мощная инфраструктура, способная принимать в год до 5,5 миллионов пассажиров и 150 тыс. тонн авиационных грузов. Она обеспечит все потребности Новосибирска в аэропортовых услугах с запасом прочности до 25 лет. При этом "Толмачево" будет самым крупным авиационным узлом за Уралом. Хотя уже сегодня он привлекает международных перевозчиков. Так заместитель руководителя Росавиации Геннадий Чернов объявил, что уже 10 крупных авиакомпаний США изъявили желание летать через аэропорт Новосибирска.

Частное партнерство

В стратегии транспортного развития до 2020 года предусматривается альянс частных инвесторов и государства. В качестве приоритетного направления Министерством транспорта распределено создание национальной сети аэропортов-хабов. В числе наиболее крупных проектов государство выделяет комплексную реконструкцию аэропорта "Толмачево", которая и должна стать первым примером реализации механизма государственно-частного партнерства.

Однако реализация проекта оказалась бы проблематичной, если бы новосибирские власти и руководство "Толмачево" не помогли инвесторам договориться с государством, как одним из собственников имущества аэропорта.

Стратегический объект, от которого полностью зависит дальнейшее развитие "Толмачево", - это новая вторая взлетно-посадочная полоса (ВПП). Проблема в том, что ВПП аэропортов, как стратегические объекты, являются собственностью государства. А его в свою очередь требовалось убедить в необходимости выделения средств, как на реконструкцию первой полосы, так и на строительство второй, без чего инвестиционная программа развития "Толмачево" осталась бы не реализованной. Ее строительство при поддержке государства планируется закончить в 2008 году. Цена вопроса - 1,4 миллиарда рублей.

Здесь и пригодился уже опробованный в мировой практике, но практически впервые используемый в России механизм государственно-частного партнерства. Его важность, выступая на семинаре Всемирного банка, отметил Министр транспорта Игорь Левитин. "Оно уже давно зарекомендовало себя во всем мире как эффективный и гибкий механизм привлечения частных инвестиций к финансированию общественно значимых капиталоемких объектов с государственной или муниципальной формой собственности" - объяснил Игорь Левитин.

В рамках реализации Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (на 2002-2010 годы)" в "Толмачево" было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве между органами власти, аэропортом и частными инвесторами. Согласно этого документа администрация Новосибирской области берет на себя обязательства содействовать в решении в федеральных органах власти вопросов своевременного финансирования строительства второй взлетно-посадочной полосы. Аэропорт "Толмачево" обеспечивает благоприятные условия для инвестирования средств в развитие предприятия.

В перспективе на основе механизма государственно-частного партнерства до 2009 года будет создан авиатранспортный комплекс, способный удовлетворить растущий уровень пассажирских и грузовых перевозок на ближайшие 20-25 лет. По словам генерального директора ОАО "Аэропорт "Толмачево" Алексея Чертенкова, государство берет на себя строительство и развитие аэродромной структуры: аэродром, перрон, система аэронавигации, светосигнальное оборудование, а инвесторы берут на себя обязательство по развитию прилегающей территории с передачей ее в управление частному бизнесу. При этом, по мнению Алексея Чертенкова, сумма первоначальных частных инвестиций порядка 280 млн. долларов, может оказаться только первоначальной и в будущем может быть увеличена.

Кроме того, это будет являться наглядным примером эффективного взаимодействия бизнеса и государства. По словам генерального директора ОАО "Московское речное пароходство" Романа Троценко, пример "Толмачево" уникален и идеален для государственно-частного партнерства, поскольку партнеры могут легко и взаимовыгодно разграничить сферы деятельности: государство достраивает вторую полосу, бизнес инвестирует деньги в строительство нового аэропортового комплекса. При этом полоса остается в собственности государства и приносит в казну арендные платежи, а частный собственник окупает свои инвестиции за счет операционной деятельности аэропорта.

В дальнейшем удачный пример новосибирского сотрудничества государства и бизнеса может быть применен, как в других проектах в сфере авиации, так и в инвестиционных программах развития отечественного транспорта в целом. Государство в ситуации дефицита финансовых ресурсов будет брать на себя минимально обязательные инвестиции в стратегические объекты, и создавать условия для роста экономики, за счет привлечения внебюджетных инвестиций, обещая прозрачные и открытые отношения....
Авторские права на данный материал принадлежат «ОАО "Аэропорт Толмачево"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка