Коммерсантъ
22 февраля 2006, 11:26
Деньги уходят в небо
Официально объявлено, что президент В. Путин подписал указ "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация"
Решение о создании объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на базе крупнейших конструкторских, авиастроительных и лизинговых фирм России было принято 22 февраля 2005 года на заседании президиума Госсовета РФ в подмосковном Жуковском. Планировалось, что проект соответствующего указа президента будет готов в течение двух месяцев. Создание ОАК предполагалось вести на принципах частно-государственного партнерства, при этом госдоля в АО должна была составить от 25,5 до 51%.
Однако подготовка и согласование документов затянулись, и проект указа об ОАК появился на сайте Минпромэнерго только в ноябре. Главным его отличием от февральского проекта стало то, что планируемая доля государства в корпорации увеличилась до как минимум 75% от величины уставного капитала. По словам владельца крупного пакета акций в одной из частных самолетостроительных компаний, именно "такое изменение планируемого участия государства в ОАК стало главной проблемой формирования корпорации, резко изменив отношение к ОАК частников". При таких условиях последние готовы вообще отказаться вносить свои пакеты в ОАК.
Подписанный 20 февраля Владимиром Путиным указ отличается от ноябрьского черновика более мягкими формулировками. Вместо пункта о "принятии в качестве вклада негосударственных акционеров в уставный капитал ОАО ОАК в порядке оплаты ими размещаемых этим обществом акций находящихся в их собственности акций акционерных обществ" появился вариант: "До 1 апреля 2007 года правительству РФ осуществить мероприятия, обеспечив в установленном порядке определение состава негосударственных акционеров ОАО ОАК и размеров их долей в уставном капитале акционерного общества".
По неофициальной информации, подписание указа затянулось и из-за того, что администрацию президента не устроила кандидатура главы Роспрома Бориса Алешина, предлагавшегося на должность руководителя ОАК.
Теперь, по словам источника Ъ в правительстве, появился новый кандидат: "Руководить процессом создания ОАК будет поручено помощнику председателя правительства РФ по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса. На этот пост реально могут претендовать двое - глава госкомпании "Сухой" Михаил Погосян и глава госкорпорации "МиГ" Алексей Федоров. Предполагается, что в будущем году помощник премьера и возглавит ОАК".
Назначение господина Федорова, в отличие от господина Погосяна (в возглавляемом им холдинге "Сухой" 100% акций принадлежит государству), может положительно сказаться прежде всего на формировании позитивного имиджа ОАК в глазах частных совладельцев предприятий авиапрома, таких как "Авиастар-СП", ИФК, "Таганрогская авиация". "Известно, что господин Федоров владеет крупнейшим пакетом акций корпорации "Иркут", в которой государству принадлежит лишь 14%. До сих пор было непонятно, захотят ли частные владельцы того же "Иркута" войти в ОАК. Если же ОАК возглавит господин Федоров, он будет вынужден внести в ОАК свой пакет, показав пример другим",- предположил вчера источник Ъ в Минпромэнерго.
Однако создание такой мощной структуры, как ОАК, скорее всего, не обойдется без делегирования в его руководящий состав "комиссара", который будет присматривать за всем происходящим. По мнению источника Ъ, хотя назначение главы ОАК формально осуществляется премьером по согласованию с администрацией президента, решение по конкретным кандидатурам будет принимать лично Владимир Путин. И пока невозможно предположить, кого он выберет.
Наконец, формирование ОАК без предварительно проведенной реструктуризации отрасли может привести к отрицательному результату. Прежде всего потому, что попавшие в ОАК отстающие предприятия будут существовать за счет эффективно работающих, замедляя темпы развития как последних, так и всей ОАК. По мнению собеседника Ъ, отрицательно скажется на формировании ОАК и ее построение сверху при прописанной в указе доле государства не менее 75% от величины уставного капитала. Ведь при этом будет потеряны транспарентность и инвестиционная привлекательность ОАК. Этого можно избежать, если предприятия ОАК не будут свалены в общий котел, а встроятся в дивизионы-субхолдинги - "Боевая авиация", "Транспортная авиация" и "Гражданская авиация" с долей государства 75,5%, 51% и 10-25% соответственно. Именно так, кстати, сейчас структурирована европейская EADS.
Участники рынка и профильные чиновники пока отказываются подробно комментировать указ об ОАК. Глава Роспрома Борис Алешин заявил Ъ, что "формирование ОАК позволит сконцентрировать ресурсы в авиапроме, будет способствовать исключению внутренней конкуренции и созданию стройной корпоративной структуры". Гендиректор "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов считает, что с подписанием указа появилась определенность. По его словам, отсутствие подвижек беспокоило и инвесторов, и кредиторов предприятий отрасли. Впрочем, вопросы остались по поводу того, кем и как будут реализованы стратегические замыслы. По словам господина Рубцова, "успех ОАК будет зависеть от соблюдения баланса интересов между государством и частным капиталом, а также от соотношения объемов инвестиций". А замгендиректора ООО "Сирокко Аэроспейс" (совладелец ульяновского ЗАО "Авиастар-СП") Егор Зенков выразил надежду, что государство сможет финансировать отрасль в соответствии со своей мажоритарной долей в ОАК.
Что государство внесет в ОАК
В соответствии с указом президента в уставный капитал ОАО ОАК будут переданы 100% акций ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" (Москва), 86% акций ОАО "Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин" (Москва), 65,8% акций ОАО "Туполев" (Москва), 58% акций ОАО "Финансовая лизинговая компания" (Москва), 38% акций ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (Москва), 38% акций ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", 25,5% акций ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиапроизводственное объединение имени Гагарина", 25,5% акций ОАО "Новосибирское авиапроизводственное объединение имени Чкалова", 15% акций ОАО "Внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт" (Москва). После преобразования в ОАО ФГУП РСК "МиГ" и ФГУП "Казанское авиапроизводственное объединение имени Горбунова" 100% акций каждого из этих предприятий также будут переданы в уставный капитал ОАК. Кроме того, дополнительно в уставный капитал ОАО ОАК могут быть переданы акции ЗАО "Авиастар-СП" (Ульяновск), ОАО "Авиакомплекс имени Ильюшина" (Москва), ОАО "Внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт" (Москва), ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (Москва), ОАО "Финансовая лизинговая компания" (Москва), ОАО "Туполев" (Москва), ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", ОАО "НПК "Иркут" (Москва), ОАО "ОКБ имени Сухого" (Москва), ОАО "ОКБ имени Яковлева" (Москва), ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева" и ОАО "Таганрогская авиация".
Крупнейшие объединенные самолетостроительные корпорации мира
Lockheed Martin (США) производит истребители, бомбардировщики, транспортные самолеты, системы ПВО, космические комплексы, баллистические ракеты. Компания основана в 1912 году, нынешнее название приобрела в 1995 году после слияния Lockheed Corporation и Martin Marietta. 95% дохода дает военная продукция. Выручка за 2004 год - $35,5 млрд, чистая прибыль - $1,3 млрд. Показатели за 2005 год - $37,3 млрд и $1,8 млрд соответственно.
Boeing Company (США) производит гражданские и военные самолеты, вертолеты, ракетные и космические комплексы, спутники. Основана в 1916 году. В 1997 году Boeing объединился с другой крупной авиакорпорацией - McDonnell Douglas. Выручка за 2004 год - $52,5 млрд, чистая прибыль - $1,9 млрд. В 2005 году выручка возросла на 5% - до $55,08 млрд.
Northrop Grumman Corporation (США) производит военные самолеты, спутники и системы ПВО. Компания основана в 1912 году, нынешнее название получила в 1994 году в результате слияния Northrop и Grumman. Выручка за 2004 год - $29,9 млрд, чистая прибыль - $1,1 млрд. В 2005 году показатели достигли $30,7 млрд и $2,6 млрд соответственно.
BAE Systems (Великобритания) выпускает военные и гражданские самолеты. Образована в 1999 году в результате слияния British Aerospase и Marconi Electronic Systems. Выручка за 2004 год составила £13,5 млрд, чистая прибыль - £0,5 млрд. За первое полугодие 2005 года выручка £6,8 млрд, чистая прибыль - £0,6 млрд.
European Aeronautic Defence and Space Company (EADS, Европейская аэрокосмическая корпорация) образована в 2000 году французской Aerospatiale-Matra, германских Dornier Flugzeugwerke и DaimlerChrysler Aerospace AG и испанской Construcciones Aeronauticas SA. Подразделениями EADS являются французские компании Dassault Aviation (истребители) и Eurocopter (вертолеты), германская Eurofighter, производящая истребитель Typhoon и европейская Airbus, выпускающая пассажирские лайнеры (у EADS везде по 80% акций). Выручка за 2004 год составила €31,8 млрд, за 2005 год - €33 млрд, из них военное производство - €8,5 млрд.
Hindustan Aeronautics Limited (HAL, Индия) - объединенный авиастроительный концерн, создан в 1942 году. Нынешнее название получил в 1964 году в результате слияния Aeronautics India и Aircraft Manufacturing Depot. Производит военную и гражданскую авиационную технику. Выручка за 2005 год - $1,2 млрд, прибыль - $101,5 млн.
Aviation Industries of China (AVIC, КНР) - производитель военной и гражданской авиации. Основан в 1951 году. В 1999 году разделен на две госкомпании. AVIC I производит самолеты (военные и гражданские), а AVIC II - вертолеты и вспомогательную технику. Общий оборот компаний в 2004 году - $7 млрд, чистая прибыль - $0,17 млрд....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали