RBC Daily
3 марта 2006, 10:56
У государства в "Оборонпроме" должен быть контрольный пакет - Денис Мантуров
Интервью с генеральным директором ОПК "Оборонпром"
- На каком этапе находится создание вертолетного холдинга?
- На завершающем. Все юридические процедуры закончены, и мы занимаемся вопросами администрирования. Параллельно этому доля "Оборонпрома" в акционерном капитале ряда предприятий доводится до контрольного пакета. Рынок ограничен, так как крупные пакеты акций находятся у менеджмента. Это отчетливо видно на примере Казанского (КВЗ) и Ростовского ("Роствертол") вертолетостроительных заводов. У "Оборонпрома" есть договоренность с руководством обеих компаний по приобретению акций, но сама процедура - обмен или выкуп - сейчас обсуждается. В любом случае, вопрос о приобретении акций будет решаться с руководством компаний. У нас с менеджментом нет противоречий: обсуждается цена акций и сроки их продажи. Та же ситуация и с "Роствертолом". Мы планируем завершить процесс до конца 2006 года. В этом году мы начнем создавать 100%-ную дочернюю управляющую компанию под условным названием "Вертолеты России". В эту структуру будут переданы все консолидированные "Оборонпромом" пакеты акций вертолетостроительных предприятий. К концу текущего года все организационные моменты должны быть завершены. В 2007 г., после включения в состав холдинга оставшихся вертолетных активов - в том числе и акций ФГУП "Кумертауское авиационное производственное предприятие" (КумАПП, единственное предприятие России, специализирующееся на производстве вертолетов с соосной схемой несущего винта. - RBC daily), мы планируем завершить формирование интегрированной структуры.
- Не так давно вы купили у Сергея Недорослева пакет акций Улан-Удэнского авиазавода (УУАЗ). Вы можете раскрыть стоимость пакета? Был ли он продан дешевле с гарантией того, что холдинг будет управляться представителями менеджмента "Каскола"?
- Я бы не хотел обсуждать подробности по цифрам, так как эта информация составляет коммерческую тайну. Что касается присутствия "касколовского" менеджмента в "Оборонпроме", то я уже говорил, что мы с Виктором Григорьевым (бывший президент группы "Каскол", в настоящее время - первый заместитель гендиректора ОАО "ОПК "Оборонпром"". - RBC daily) давно знакомы, и его назначение обсуждалось с ним не один месяц. В то же время это не было неожиданностью и для Сергея Недорослева. Естественно, с человеком приходит определенная команда, но она невелика: Виктор Григорьев привел с собой двух человек. Хочу подчеркнуть, что сделка по вертолетным активам и переход топ-менеджмента из "Каскола" не связаны друг с другом.
- Сейчас перед "Оборонпромом" стоит вопрос подбора кадров для создаваемого холдинга. Как он решается? Когда можно ждать новых назначений?
- Что касается структуры управления вертолетного холдинга, то она сформирована. Сейчас речь идет об оптимизации кадров с учетом вхождения в "Оборонпром" "Камов-холдинга". Понятно, что постоянно идет ротация, совершенствуется структура, в команду приходят новые люди.
- Какой пакет акций останется у государства после создания вертолетостроительного холдинга, а какой будет у частных акционеров? Как будут распределяться акции, известны ли пропорции конвертации?
- В дополнение к уже переданным в корпорацию пакетам акций планируется передать 100% акций КумАПП, 49% акций "Камова", которые находятся в управлении РСК "МиГ", федеральный пакет в 3,4% акций в "Роствертоле". Это план на 2006 год. ФГУП "Производственное объединение "Стрела"" не входит в круг наших интересов, так как завод уже включен в состав НПО машиностроения. Тем более что предприятие находится в 150 км от Кумертау и производит абсолютно схожую продукцию. В этом плане остро стоит вопрос об ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс"" (ААК). Горячего желания брать на себя ответственность за будущее этого актива у нас нет: предприятие находится на Дальнем Востоке, производство ниже точки рентабельности, речь идет о реанимации завода. Не стоит думать, что у "Оборонпрома" не хватает производственных площадей. Тем более что сейчас ААК специализируется не на вертолетной тематике, а на производстве морских ракет. Но если будет принято политическое решение по ААК, мы будем этим заниматься. О снижении доли государства речи не идет, скорее, можно говорить об увеличении его доли. У государства в такой структуре, как наша, должен быть контрольный пакет.
- На какой стадии находится вхождение в состав холдинга "камовской" кооперации? Когда будет получено разрешение на эту сделку от ФАС?
- Сделка уже состоялась, акции находятся на лицевом счете "Оборонпрома". Корпорация уже вошла в управление "Камова" и "Камов-холдинга". В соответствии с законодательством ФАС была заранее уведомлена о предстоящей сделке. Задержка в получении разрешения связана с достаточно большим объемом документов от всех участников холдинга, который процедурно необходим ФАС для оформления разрешения. Мы находимся в диалоговом режиме с ФАС и оперативно предоставляем запрашиваемые документы. Надеюсь, в ближайшее время антимонопольная служба выдаст свое разрешение на сделку.
- А как вы относитесь к тому, что с покупкой "Камова" в России в лице "Оборонпрома" появляется новая монополия?
- Я убежден в том, что если бы разрозненность предприятий продлилась еще какое-то время, если бы не был подписан указ президента, то и объединять было бы уже нечего - можно было бы смело переходить на продукцию компаний Sikorsky и Eurocopter! Российский вертолетостроительный бизнес находился практически у "точки невозврата". Доля отечественных вертолетов на мировом рынке постоянно снижалась: если в конце 80-х - начале 90-х годов мы контролировали 25% рынка, то сейчас только 5-7%. Как показывает опыт последних пятнадцати лет, самостоятельные предприятия в состоянии содержать себя, но о развитии, а тем более о прорыве, не может быть и речи. Поэтому, конечно, в определенной мере создание единого вертолетостроительного холдинга можно назвать монополией - в том смысле, что вне рамок этой структуры в России практически не будет существовать независимых от холдинга отечественных производителей и разработчиков вертолетов. Однако создание холдинга ни в коей мере не ограничивает зарубежных производителей вертолетов в продаже их техники у нас в стране. Кроме того, нет ограничений на создание производств зарубежных вертолетостроителей в России, если они сочтут это для себя интересным. То есть конкуренция на внутреннем рынке сохранится. Мировой, да и советский опыт показывают, что только при наличии мощного финансирования, причем в основном государственного, можно рассчитывать на стабильное развитие такой наукоемкой отрасли, как авиастроение. В большинстве индустриально развитых стран уже практически существуют монополии в авиастроении - Boeing в США, Airbus в Европе. При этом новые разработки, как правило, финансируются за счет госбюджета, а продвижение авиатехники осуществляется при мощной лоббистской поддержке всего государственного аппарата.
- Может ли объединение двух конструкторских бюро - "Камова" и "Миля" - означать, что победит одна из школ, или они будут существовать параллельно?
- Безусловно, они будут существовать параллельно. У каждого из КБ своя ниша. Например, "Миль" не занимается проектированием и созданием вертолетов по морской тематике - это прерогатива "Камова". Вертолет Ка-32, который хорошо зарекомендовал себя в трелевке леса, востребован в лесной отрасли.
- Планируется ли сотрудничество "Оборонпрома" с ведущими мировыми вертолетостроительными корпорациями, например Eurocopter и Sikorsky?
- А такое сотрудничество уже имеет место. Например, наши предприятия уже изготавливали некоторые конструктивные элементы для вертолетов Sikorsky. С Eurocopter был опыт создания совместного вертолета Ми-38, но его окончательный вариант остался российским. Что касается перспектив сотрудничества, то речь, на мой взгляд, может идти не о производстве каких-то элементов, а о реализации глобальных проектов по созданию машин. Тем более что по многим показателям мы являемся лидерами. Например, у нас нет конкурентов в области подогрева лопастей. Именно в таком ключе мы готовы говорить о сотрудничестве с западными компаниями.
- Не так давно "Оборонпром" взял на себя обязательство разработать в течение 2006 года программу развития УУАЗа. Вы уже можете сказать, что в ней будет содержаться?
- Мы серьезно занимаемся вопросами загрузки производственных мощностей УУАЗа, учитывая градообразующий статус этого предприятия и его роль в наполнении доходной части бюджета Бурятии. Один из элементов разрабатываемой нами программы - запуск производства новой машины Ка-60 с модификациями Ка-62 и Ка-65. В этом направлении "Оборонпрому" и менеджменту предприятия предстоит большая работа. На запуск программы будут затрачены как корпоративные, так и государственные средства.
- Как будет строиться стратегия "Оборонпрома" на международном рынке вооружений? Какие разработки планируется предлагать иностранным заказчикам? Какие "прорывные" продукты есть у российского вертолетостроения?
- Очевидно, что мы будем предлагать потенциальным покупателям всю имеющуюся на сегодня гамму вертолетной техники. Но уже сейчас ясно, что через пять лет мы не сможем выходить на рынок с сегодняшними вертолетами. Любой вертолет, как и любая другая техника, создается не за год и не за два. Если мы говорим о создании вертолета "с нуля", то это 7-10 лет. Нужно использовать опыт и "Камова", и "Миля" для создания прогрессивной вертолетной техники. Мы не настолько богаты кадровыми ресурсами, чтобы распылять их при создании новых машин. Поэтому, возможно, какие-то модели вертолетов будут разрабатываться совместно двумя КБ. Но уже сейчас можно сказать, что будет продолжена работа по перспективному вертолету Ка-62, который будет производиться на УУАЗе. Среди других приоритетов - средний вертолет Ми-38, боевой вертолет Ми-28, разработка КВЗ "Ансат". Мы также учитываем наработки по боевой машине Ка-50, которая в ее нынешнем облике может быть востребована иностранными заказчиками. Как перспектива - создание боевой машины нового поколения, которая должна прийти на смену Ми-28 и Ка-50. Скорее всего, мы будем заниматься перспективными разработками техники грузоподъемностью 11-13 тонн, сейчас в мире эта ниша свободна. В рамках холдинга начата разработка программы реструктуризации производства и оптимизации типомодельного ряда. Учитывая деликатность вопроса, мы не будем форсировать этот процесс и надеемся завершить его как минимум года через два.
- Интеграция вертолетостроения идет более активно, чем объединение самолетостроительной отрасли. Почему?
- Дело в том, что вертолетостроительная отрасль исторически была более компактна, количество заводов значительно меньше, чем в самолетостроении. Механизмы кооперации, взаимодействия у вертолетостроителей также исторически были более упорядочены.
- "Оборонпром" - государственная корпорация. Планируется ли ее выход на IPO?
- Мы рассматриваем такую возможность. Но это можно будет реализовать не раньше 2008 года. Пока рано говорить о схеме, по которой это будет происходить. Возможно, выход на рынок капитала будет осуществлять создающаяся управляющая компания "Вертолеты России", о которой я уже говорил. Для нас как государственной корпорации главное, чтобы привлечение капитала в компанию отвечало государственным интересам.
- Как строятся отношения с "Рособоронэкспортом", который является совладельцем "Оборонпрома"?
- Конструктивно. Мы работаем с "Рособоронэкспортом" по всему спектру производимой предприятиями нашей корпорации техники военного назначения - вертолетам, системам ПВО. Одновременно, в соответствии с указом президента, идет процесс оформления лицензии "Оборонпрома" на право поставки за рубеж запчастей, проведение ремонта и технического обслуживания ранее поставленной техники. В этой связи мы готовим программу по созданию целой сети центров технического обслуживания за рубежом, в том числе в кооперации с "Рособоронэкспортом"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 27, 2024
Аэрофлот обновляет меню в классе Бизнес
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали