Независимая газета
10 марта 2006, 11:49
Авиапром подхватит единый финансовый поток
Основными целями создания ОАК специалисты называют необходимость слияния всех финансовых потоков в рамках развития авиации в единое целое и их оптимальное перераспределение по перспективным направлениям
Объединение ведущих авиационных производителей намечено провести в две стадии. На первом этапе в состав ОАК войдут шесть из них, расположенных в Москве: ОАО АХК "Сухой" (100%), ОАО "МАК "Ильюшин" (86%), ОАО "Туполев" (90,8), ВЭО "Авиаэкспорт" (15%), ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (38%) и ОАО "Финансовая лизинговая компания" (58%). Из предприятий, находящихся за пределами столицы, в новое авиационное объединение будут включены Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина (25,5%), нижегородский авиастроительный завод "Сокол" (38%) и Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова (25,5%). После проведения мероприятий по акционированию к ним должны присоединиться ФГУП "РСК "МиГ" и ФГУП "Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова". Их акции будут переданы в уставный капитал ОАК в обмен на дополнительную эмиссию акций корпорации. В соответствии с проектами нормативных актов ФГУП "МиГ" и ФГУП "КАПО" в ближайшее время должны стать акционерными обществами.
Основными целями создания ОАК специалисты называют необходимость слияния всех финансовых потоков в рамках развития авиации в единое целое и их оптимальное перераспределение по перспективным направлениям. В качестве второй задачи выступает необходимость сужения продуктового ряда создаваемой и производимой авиатехники с целью исключения оставшейся в наследство от СССР практики дублирования работ и неоправданного расходования средств. Кроме того, новая структура должна обеспечить исключение внутренней конкуренции авиационных производителей за счет перераспределения зон ответственности и направлений работ.
И, главное, о чем пекутся идеологи и пропагандисты новой структуры, создание оптимальных условий для притока частных капиталов как из внутренних источников, так и зарубежных. Сегодня, когда государство планирует контролировать 75% финансовых потоков в самой прибыльной сфере авиационного бизнеса - военной - и более половины - в транспортной, желание зарубежного и отечественного капитала включиться в этот процесс остается под вопросом. В ОАК планирует войти "Иркут" - абсолютно частное акционерное общество, которое, кстати, было одним из инициаторов создания корпорации. Однако на этапе зарождения идей предполагалось, что доля государства в данной структуре не будет превышать 25%. Теперь, когда установлены четкие финансовые правила игры на авиационном поле, желание частного капитала вкладывать "длинные деньги" в авиапром достаточно трудно предсказуемо.
Сегодня не существует биржевой цены акций всех входящих в ОАК предприятий, за исключением "Иркута", который прошел все биржевые формальности и продал 10% своих акций европейской аэрокосмической корпорации EADS. Объединяющимся предприятиям придется пройти длительную процедуру оценки своих активов и регистрации на бирже.
По некоторым данным, новая корпорация будет включать четыре функциональных компонента: "Военная авиация", "Транспортная и специальная авиация", "Гражданская авиация" и "Производство узлов и компонентов". Долевое участие государства в военном секторе будет составлять 75%, в транспортную и специальную авиацию оно вложит 51% своих активов, а в гражданской авиации госпакет не будет превышать 25%.
Сегодня всеми идеологическими и административными аспектами формирования ОАК, разработкой единой политики развития, подготовкой активов к объединению занимается "Объединенный авиастроительный консорциум", имеющий юридический статус некоммерческого партнерства. В законодательный корпус этой структуры, в так называемый наблюдательный совет, входят все главы объединяющихся предприятий. Административная составляющая партнерства представлена правлением, председателем которого является вице-президент ОАО "НПК "Иркут" Валерий Безверхий. В состав правления входят директора направлений, эксперты и советники. Общая численность правления составляет около 30 человек.
Представители ВВС не в большом восторге от появления ОАК. В лице ОАК в России появится новый монополист, что приведет к устранению конкуренции, увеличению цен и снижению качества продукции. Военные утверждают, что опыт взаимодействия некоторых авиационных компаний с зарубежными партнерами показал, что иностранный капитал обеспечивает решение только собственных задач и не заинтересован в возрождении потенциального конкурента. Вдобавок роль Минобороны как главного заказчика авиационной техники практически не определена.
Многие эксперты затруднились ответить на такие вопросы, как стоимость предстоящих преобразований, реальные сроки их осуществления и наиболее вероятные результаты введения новшеств. По словам специалистов, все будет определяться тем, как главам ведущих предприятий удастся договориться о разделении финансовых полномочий и кто реально встанет у рулей управления новой корпорацией. Что произойдет с остальными предприятиями отрасли, когда государство прекратит их финансировать, тоже остается не совсем ясным. "Скорее всего, их просто закроют, и они прекратят существовать", - заявил один из экспертов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В РФ испытали сочетающий возможности вертолета и самолета дрон "Аделикс-10"