Газета
14 марта 2006, 12:57
Борис Алешин: "С директорами, которые не контролируют предприятие, мы будем расставаться"
Цели и механизм реструктуризации оборонно-промышленного комплекса разъясняет руководитель Федерального агентства по промышленности Б. Алешин
- Предполагается, что объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), указ о которой в феврале подписал президент, будет получать основные доходы от продаж самолетов фронтовой авиации. Значит ли это, что ОАК будет управляться как часть оборонного комплекса?
- Действительно, в настоящее время доля фронтовой авиации в общем объеме продукции ОАК превышает 75%. ОАК, как и любая другая компания, производящая продукцию военного предназначения, будет управляться по принципам и правилам, общим для всех предприятий ОПК. Объединенная авиастроительная корпорация создается в виде акционерного общества, следовательно, управление компанией будет вестись в соответствии с законом РФ "Об акционерных обществах" и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими эту сферу.
Следует заметить, что концепция создания ОАК предусматривает концентрацию производства фронтовой авиации в отдельной бизнес-единице. Создание ОАК также предусматривает смешанное участие государственного и частного капитала в компании, для чего потребуется разработка некоторых новых регламентов и правил.
- Можно ли обеспечить эффективную производственную кооперацию в авиапроме и вообще в "оборонке" на основе экономических стимулов или для этого все же необходимы административные меры?
- Эффективная производственная и другая кооперация может основываться только на рыночных механизмах и быть экономически целесообразной. Иногда появление самого факта кооперации может быть инициировано административными мерами, например, в тех случаях, когда форма предприятий, такая как ФГУП, предусматривает прямое участие государства в управлении ими. Для авиационной промышленности целевая модель предусматривает создание системы кооперации, основанной на экономических механизмах. В то же время, в переходный период административные механизмы могут применяться именно для внедрения экономических отношений.
- После завершения создания объединенной авиастроительной корпорации какие проекты создания холдингов в "оборонке" сегодня на повестке дня?
- В прошлую пятницу на конференции по проблемам судостроения в Москве обсуждались наши предложения по созданию нескольких концернов: по строительству надводных и подводных кораблей, по ремонту судов. Мы предлагаем объединить предприятия, где имеются государственные активы, и конструкторские бюро. А научной базе флота - Центральному научно-исследовательскому институту имени академика А.Н. Крылова придать особый статус. Цель создания судостроительных и судоремонтных холдингов - это консолидация всех государственных активов, которые есть в отрасли. Сегодня государственные пакеты акций разбросаны по разным предприятиям - и даже управляются по-разному. Где-то голосование госпакетом акций идет по директивам правительства, где-то - по указаниям Росимущества. Понятно, что такая распыленность активов и странная система их управлением не способствует эффективности. В том числе и не способствует эффективному выполнению контрактов по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) и выполнению гособоронзаказа.
Кроме того, нынешнее положение втягивает предприятия в ненужное соперничество за государственные заказы и контракты по ВТС. При этом настоящая конкуренция в действительности невозможна - поскольку все управленческие решения принимаются государством - и оно же является собственником значительной доли активов предприятий.
- Какие предприятия будут выбраны в качестве базы для объединения в новые холдинги?
- Базой в холдинге надводного кораблестроения будут не предприятия, а госсобственность. Вообще мы не занимаемся структурной перестройкой или конструированием холдингов. Мы только создаем условия и обозначаем вектор движения.
У нас нет каких-либо категорических суждений. Дверь для обсуждения наших предложений не закрыта. Я готов выслушивать замечания и предложения в любых форматах. В частности, условия создания холдингов будут обсуждаться в ближайшие дни на межведомственной комиссии. Кроме того, планируется, что на заседании правительства 4 мая 2006 года программа реструктуризации частично будет вынесена на рассмотрение министерств и ведомств.
На сегодня при планировании работы мы исходим из очевидных соображений. Во-первых, консолидация кораблестроительных предприятий - это мировая тенденция, которая имеет место, в частности, в континентальной Европе и Великобритании. Во-вторых, ни государство, ни контракты ВТС не смогут обеспечить загрузку тех избыточных производств, которые остались после советских времен. В связи с этим перед предприятиями сама жизнь поставила задачу избавления от избыточных или непрофильных активов.
- Вы не боитесь появления монополий в судостроении и неизбежного при этом необоснованного завышения цен?
- На мой взгляд, вопрос роста цен и роста издержек предприятий не связан с так называемым монополизмом головных предприятий, осуществляющих финишную сборку продукции. Настоящий монополизм появляется только тогда, когда в концерн пытаются упаковать не одни только головные сборочные предприятия, а буквально всех - включая и второй, и третий уровень кооперации.
В частности, в один из оборонных холдингов предлагается включить все предприятия, производящие и обрабатывающие специфические материалы - такие как, например, титанообрабатывающие производства. На мой взгляд, это неправильно. Да и невозможно с экономической точки зрения. Производство материалов или комплектующих отличается от выпуска готовых изделий военной техники - это совершенно другой бизнес.
Это раньше, в советское время, головное оборонное предприятие старалось обзавестись всей технологической цепочкой производства комплектующих и материалов для готового изделия - буквально от руды до готового продукта. Но сегодня такое невозможно.
Если же попытаться воспроизвести старые структуры, то мы неизбежно получим неконтролируемый рост цен. То же самое титановое производство в случае включения его в холдинг будет загружено только на 2-3%. И в этом случае цены на его продукцию будут заоблачными, поскольку будут включать все издержки, связанные с содержанием избыточных мощностей.
- Как предполагается решать вопрос банкротства оборонных предприятий? Ведь пока директора знают, что государство не даст заводу утонуть, неизбежно будут расти долги предприятий, а также цены на его продукцию.
- Проблема банкротства стратегически важных предприятий ОПК действительно очень сложная. Мы сейчас активно ищем пути ее решения. В этой работе кроме Роспрома участвуют Федеральная налоговая служба, Минэкономразвития, Минпромэнерго, Росимущество. Надеюсь, что мы найдем разумное решение, которое будет включать, в том числе, и дополнительные возможности для санации предприятий.
- В качестве одного из способов борьбы с "накручиванием издержек" в оборонном комплексе предлагается фиксация цен на основные виды продукции…
- Зафиксировать цены для предприятий практически невозможно. Думаю, что это не очень разумное решение.
- Тогда для контроля ситуации в отрасли остается только режим ручного управления предприятиями. И оно фактически возложено на ваше агентство?
- Конечно.
- Были сообщения о производстве контрафактной продукции на территории режимных оборонных госпредприятий. Насколько эти факты заслуживают внимания? Или это просто отголоски межведомственных разногласий?
- Проблема действительно существует. И не только в области нелегального производства аудио-видео продукции. Проблема, на мой взгляд, шире. Дело в том, что целый ряд директоров государственных предприятий превратились в комендантов хоздворов. И эти директора не контролируют ситуацию на своих предприятиях. А раз не контролируют, то значит с ними надо будет расставаться.
- Критики неэффективности управления гособоронзаказом часто приводят сравнение России с другими странами. Например, у России и Индии сопоставимые оборонные бюджеты, но Индия закупает в десятки раз больше военной техники, чем Россия. Причем не у своих предприятий, а в рамках экспортных контрактов. Откуда такая разница?
- Каждая страна определяет потребность в закупке вооружения и военной техники, исходя из принятой военной доктрины и финансовых средств, выделяемых в оборонном бюджете на данные цели.
Из открытых источников можно сделать вывод, что финансовые средства, выделяемые Россией и Индией на закупку вооружения и военной техники примерно сопоставимы, однако структура этих закупок разная.
Представляется целесообразным по вопросу разъяснения структуры закупок вооружения и военной техники Вооруженными силами России обратиться непосредственно в Минобороны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 24, 2024
22 декабря Президент России открыл обновленный международный аэропорт Чебоксары
Декабрь 24, 2024
От винта! В Самаре планируют построить новый аэропорт