Коммерсантъ - Воронеж
16 марта 2006, 11:25
Су-24 развалился в полете
В Воронежской области разбился Су-24М, принадлежавший 105-й смешанной авиадивизии. По официальной версии, причиной аварии стал отказ основной и резервной гидросистем самолета
Экипаж фронтового бомбардировщика Су-24М - майор Владимир Сергеев и капитан Роман Островерхов - выполнял вчера плановый учебный полет с военного аэродрома "Балтимор" под Воронежем. Оба проходят службу в 455-м бомбардировочном полку 105-й смешанной авиадивизии. Около 11.47 самолет пропал с экранов радаров, следивших за ходом полета. На тот момент он находился в 56 км к юго-западу от Воронежа. Жители окрестных деревень Рождествено, Добрино и Кулешовка услышали громкий взрыв. От сильного звука в некоторых домах задрожали стекла. По свидетельствам очевидцев, наблюдавших за катастрофой, в кормовой части бомбардировщика внезапно вспыхнуло пламя, а сам Су-24 начал стремительно падать вниз. При падении от него отваливались куски обшивки. По словам замдиректора Добринской средней школы Юлии Шайкиной, спустя несколько секунд охваченный огнем хвост самолета оторвался от корпуса. Обоим членам экипажа удалось катапультироваться, и они удачно приземлились.
Горящий бомбардировщик, оставив длинный дымный след, упал в поле между поселками Кулешовка и Ильич. Затем прозвучал второй взрыв, тише первого, а над лесополосой, скрывавшей место падения от жителей окрестных деревень, появился столб черного дыма. Как утверждают очевидцы, самолет горел около часа. К месту падения Су-24М подобраться по земле было сложно, так как окрестные поля покрывает слой снега глубиной более полутора метров. Для ликвидации последствий на место аварии вылетели четыре пожарных расчета. По словам спасателей, разбившийся самолет не горел, а только тлел, поскольку его баки были практически пустыми. На борту бомбардировщика, по словам помощника главкома ВВС России Александра Дробышевского, находилась пушка с боекомплектом. Бомбового и ракетного вооружения не было.
Господин Дробышевский сообщил, что около 13.00 экипаж был найден поисково-спасательной группой и доставлен на "Балтимор". После медицинского осмотра состояние Владимира Сергеева и Романа Островерхова было оценено как удовлетворительное. Поисковой группе удалось найти также оба бортовых самописца ("черных ящика"), которые доставили в Воронеж для расшифровки. Для расследования причин аварии в середине дня в Воронеж прибыла комиссия Минобороны РФ и главкомата ВВС. В составе комиссии прилетел главком ВВС, генерал армии Владимир Михайлов, который сразу же после сообщения об аварии приостановил полеты фронтовых бомбардировщиков Су-24 до полного выяснения обстоятельств и причин произошедшего. По факту крушения самолета военная прокуратура Воронежского гарнизона возбудила уголовное дело по статье "Нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее причинение ущерба".
Командир дивизии, генерал-майор Виктор Бондарев отказался дать комментарии по поводу крушения. Главком ВВС Владимир Михайлов, тоже посетивший место аварии, отметил, что действия пилотов были грамотными.
По предварительным данным, авария произошла из-за технической неисправности. "Со слов экипажа, во время полета произошло резкое падение давления в основной и резервной гидросистемах, в связи с чем потерялась управляемость самолетом", - сообщил полковник Дробышевский. Как удалось выяснить "Ъ", падение давления в обеих гидросистемах Су-24М стало следствием разгерметизации и последующего разрушения бомбардировщика в воздухе. Судя по всему, в двигателе произошло возгорание и взрыв, а его осколки, разлетаясь, разрушили обшивку. О том, что самолет развалился в воздухе, свидетельствует и площадь разброса обломков. Различные части СУ-24М и кресла-катапульты оказались разбросаны в радиусе 3 км от места падения бомбардировщика. Хвост самолета после падения отделяло от носа не менее одного километра.
По словам бывшего командира 105-й смешанной авиадивизии, генерал-майора в отставке Николая Патракова, Су-24М достаточно надежный в системе управления. Но при отказе сразу двух гидросистем управлять им становится практически невозможно. "Нынешняя авария - первый случай на моей памяти, когда отказывают сразу и основная, и резервная гидросистемы. Их конструктивные особенности таковы, что при отказе одной, вторая заменяет ее функции и продолжает работать", - отметил Николай Патраков, затруднившись предположить, что могло стать причиной одновременного отказа систем, которые действуют автономно друг от друга и выдерживают давление около 210 атмосфер. Впрочем, господин Патраков отметил, что Су-24М, находящиеся на вооружении 455-го бомбардировочного полка, "уже достаточные старые" и изношенные - им около 25 лет. "Такой стаж для самолета очень большой. Однако у ВВС просто не хватает средств, чтобы заменить самолет на более современные его аналоги", - пояснил Николай Патраков. За последние восемь лет разбилось десять бомбардировщиков типа Су-24. В пяти случаях авиапроисшествия закончились гибелью экипажа. Основной причиной аварий, как правило, назывались технические неполадки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Воронеж». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 16, 2024
Аэрофлот запускает полеты по программе "мокрого" лизинга с авиакомпанией iFly
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 9, 2024
XXIII встреча участников Авиационного пресс-клуба состоялась в Москве