О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нелетный климат

Прошлый год в истории российского авиализинга оказался противоречивым

Прошлый год в истории российского авиализинга оказался противоречивым. С одной стороны, Минпромзнерго выделило из госбюджета 6 млрд руб. на увеличение капитализации основных лизинговых компаний - "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) и Финансовой лизинговой компании (ФЛК), а с другой, Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении менеджмента ИФК и арестовала пакеты акций компании, принадлежащие Национальной резервной корпорации и Внешэкономбанку.

Шесть миллиардов на двоих

В прошлом году государство продолжило наращивать капитализацию двух компаний, отобранных им в 2001 году для реализации проектов в сфере производства и продаж отечественной авиационной техники. В федеральном бюджете 2005 года на это было предусмотрено 6 млрд руб. В июне глава Минпромэнерго Виктор Христенко подписал приказ, согласно которому 2,752 млрд руб. из этой суммы пошло на увеличение уставного капитала ИФК, 3,247 млрд руб. - ФЛК. Процедуры корпоративного одобрения допэмиссии акций обоих АО продолжались весь год, и только в декабре компании наконец получили предназначенные им деньги.

В 2005 году объем поставок ИФК составил пять самолетов. Четыре среднемагистральных Ту-204-300 производства ульяновского завода "Авиастар-СП" получила авиакомпания "Владивосток Авиа", один дальнемагистральный Ил-96-300 Воронежского акционерного самолетостроительного общества - кубинская Cubana. Еще один Ил-96 кубинцы получили в начале марта. ФЛК поставила только два среднемагистральных самолета Ту-214 - для "Красноярских авиалиний" и "Дальавиа". Всего с 2001 года ИФК построила восемь воздушных судов, ФЛК - пять. Еще два Ту-214 от ФЛК проходят сейчас процедуру приема-передачи. В первом полугодии по одной машине должны получить "Трансаэро" и "Дальавиа".

В это же время парк российских авиаперевозчиков куда более динамично пополнялся подержанными иностранными лайнерами. Так, авиапредприятие "Пулково" в 2005 году получило четыре Boeing 737-500 в рамках лизингового соглашения с компанией Jetscape. "Сахалинские авиатрассы" взяли в лизинг у компании ITC Boeing 737-200. Авиакомпания "Сибирь" пополнила парк восемью самолетами Boeing 737-500 и четырьмя A310. "КД авиа" (Калининград) довела парк самолетов Boeing 737 до шести единиц. Авиакомпания "Трансаэро" ввела в эксплуатацию несколько Boeing 747-200.

Таким образом, нынешние темпы строительства самолетов далеки от того, чтобы отечественное авиастроение было экономически эффективно. Однако в обеих лизинговых компаниях говорят о финансово-экономических достижениях своего бизнеса. "В 2005 году произошло качественное изменение структуры источников финансирования лизинговых сделок, - отмечают в ИФК. - Объемы привлекаемых заемных средств стали сопоставимы с объемами собственных, направляемых на финансирование строительства самолетов, что соответствует принятым во всем мире экономическим моделям авиационного лизинга". Сумма привлеченных заемных средств достигла 6,19 млрд руб. В частности, были получены долгосрочные и краткосрочные кредиты в Сбербанке, Росэксимбанке, Национальном резервном банке и ВЭБе в размере около 1,8 млрд руб., еще 2,5 млрд руб. принесла вексельная программа.

"Мы надежный кредитор, без проблем получающий финансирование в российских банках, - говорят в ФЛК. - Программа прошлого года (завершение строительства двух Ту-214.- BG) осуществилась только благодаря внебюджетным кредитным ресурсам. Также разработана финансовая стратегия компании. Мы надеемся, что в ближайшие два месяца будут выпущены кредитные ноты, мы активно готовим компанию к выходу на евро-бонды". Планируемый размер выпуска евронот - $150 млн. В качестве партнеров готовы выступить "Еврофинанс", группа "Ингосстрах" и МДМ-банк.

То взлет, то посадка

И все-таки весь прошлый год и ИФК, и ФЛК работали скорее на перспективу. У ИФК, например, появилась надежда на реанимацию контракта по поставке крупнейшей авиакомпании России "Аэрофлоту" партии из шести самолетов Ил-96-300. Стороны не могли согласовать условия сделки с 1999 года и в середине прошлого года наконец обо всем договорились. 29 июля совет директоров ОАО "Аэрофлот" одобрил сделку по приобретению авиакомпанией на условиях финансовой аренды (лизинга) шести новых воздушных судов Ил-96 и вынес ее на заочное голосование акционеров. Государство, как сторона заинтересованная (Росимуществу принадлежит 38% акций ИФК и более 51% акций "Аэрофлота"), в голосовании не участвовало. Менеджмент, контролирующий около 10% акций перевозчика, судя по количеству голосов, отданных за (29, 256%, что примерно соответствует размеру пакета бумаг "Аэрофлота", контролируемых Национальной резервной корпорацией, НРК), сделку саботировал, но в итоге она признана одобренной. Ежемесячная лизинговая ставка составит $319 тыс. (без учета НДС и расходов на техническое обслуживание самолетов), общая сумма лизинговых платежей по каждому борту в течение 15 лет - $57,4 млн.

Однако реализация контракта вновь грозит затянуться. Собрание акционеров прошло как раз после ЧП в отечественной гражданской авиации, случившегося в августе. Тогдашний глава Ространснадзора Александр Нерадько предложил Роспрому и перевозчикам, имеющим в парке самолеты типа Ил-96-300, приостановить их эксплуатацию "в связи с отсутствием со стороны организаций промышленности разработки и внедрения мероприятий по предотвращению инцидентов из-за отказов агрегатов системы торможения колес и гидросистем". Предложение фактически оказалось запретом на полеты 13 самолетов "Аэрофлота", "Красноярских авиалиний", "Домодедовских авиалиний" и ГТК "Россия".Юридически это было официально оформлено в виде приказа Ространснадзора от 5 сентября. Впоследствии оказалось, что приостановление эксплуатации Ил-96 прежде всего реакция на инцидент с бортом президента, не вылетевшим из финского Турку. Владимиру Путину тогда пришлось пересаживаться на резервный Ил-62. Тем не менее запрет продлился почти полтора месяца, а "Аэрофлот" воспользовался ситуацией, чтобы потребовать от ИФК дополнительных гарантий надежности планируемых к поставке лайнеров. ИФК согласилась обеспечить устранение практически всех 28 дефектов из списка, составленного Роспромом и Ространснадзором, однако "Аэрофлот" так и не начал авансовые платежи по контракту. Отметим, правда, что покупка Ил-96 фигурирует в недавно представленном совету директоров проекте программы развития самолетного парка "Аэрофлота" до 2010 года. Документ не принят и отправлен на доработку. Более реальным представляется выполнение контрактов ИФК с авиакомпаниями "Атлант-Союз" и "Волга-Днепр" (поставки четырех грузовых Ил-96-400 в 2007-2008 годах).

Начало 2005 года оказалось обнадеживающим и для ФЛК. В феврале гендиректор авиакомпании "Трансаэро" Ольга Плешакова и гендиректор ФЛК Евгений Зарицкий подписали договор лизинга десяти Ту-214. Контракт был подписан после того, как Минэкономразвития потребовало от перевозчика исполнить обязательства по покупке отечественных воздушных судов - на таких условиях "Трансаэро" несколько лет назад получила право на беспошлинный ввоз иномарок. "Трансаэро" берет Ту-214 в финансовый лизинг на 15 лет, первые поставки запланированы на этот год (три машины). Цена сделки - $600 млн с учетом лизинговых платежей.

Нештатная ситуация

В 2005 году деятельность обеих лизинговых компаний проверила Счетная палата России. В первую очередь проверяющие указали на то, что частные учредители ФЛК неправомерно размещали принадлежащие им пакеты акций общества в коммерческих структурах, имеющих дебиторскую задолженность перед компанией, сравнимую по объему со стоимостью размещаемых пакетов. "В результате неэффективное использование бюджетных средств составило 749 млн руб.", - говорится в материалах СП. Во-вторых, Счетная палата пришла к выводу, что бывшее Минимущество приобрело несколько лет назад акции ИФК на 2, 52 млрд руб, но в уставный капитал общества от сделки поступило всего 212 тыс. руб. Аудитор Михаил Бесхмельницын признал, что бюджетные деньги ИФК "налево потрачены не были" (оставшаяся часть суммы была проведена в бухгалтерской отчетности по статье "добавочный капитал". - BG), но уточнил, что тем не менее это серьезное нарушение.

Претензии, схожие с аудиторскими, легли в основу уголовного дела в отношении гендиректора ИФК Александра Рубцова, возбужденного Воронежской областной прокуратурой. И хотя акционеры ИФК уже устранили недочеты в распределении капитала, а судебные инстанции подтвердили необоснованность возбуждения дела, оно до сих пор не закрыто. Кроме того, не снят арест с 36% акций ИФК, контролируемых Национальной резервной корпорацией депутата Госдумы Александра Лебедева, и 16-процентного пакета ВЭБа. Это уже привело к тому, что, не найдя помощи ни в правительстве, ни в администрации президента, НРК отказалась оплачивать свою долю в рамках допэмиссии, связанной с внесением в уставный капитал ИФК бюджетных средств.

Будущее российского авиализинга пока под вопросом. Руководитель Роспрома Борис Алешин недавно публично высказался за сохранение одной лизинговой компании в рамках АО "Объединенная авиастроительная корпорация", в которое государство планирует объединить отечественные конструкторские и авиастроительные активы. Причем, по словам чиновника, речь идет скорее о ФЛК. ИФК же отводится роль маркетинговой структуры, предполагается, что она также займется техническим обслуживанием российских гражданских самолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка