Военно-промышленный курьер
3 мая 2006, 10:41
Рывок к пятому поколению
По всем проектам, которые сейчас реализует "Сатурн", заметны серьезные успехи. Это касается и военных программ, и перспективных гражданских направлений деятельности НПО
Разработчику наиболее востребованного сегодня на внешнем рынке российского авиационного двигателя АЛ-31Ф и его модификаций есть что показать: за прошедшие с момента проведения предыдущего салона "Двигатели-2004" два года на "Сатурне" достигнуты определенные успехи как в создании двигателя для истребителя пятого поколения, так и по другим программам.
Напомним, что в конце 2005 г. НПО "Сатурн" и компания "Сухой" объявили об успешном завершении всего цикла наземных и первого этапа летных испытаний прототипа авиационного двигателя пятого поколения, в ходе которых было выполнено порядка 30 полетов. При этом летающая лаборатория Су-27М (бортовой номер 710) пять раз поднималась в воздух с двумя новыми двигателями. Этот мотор, разрабатываемый по теме 117С, имеет тягу 14,5 тонн, а его удельный вес, по словам заместителя генерального директора НПО "Сатурн" по НИОКР Виктора Чепкина, составляет примерно 0,1. Еще одной важнейшей задачей, которую разработчикам необходимо решить в процессе создания этого мотора, является серьезное увеличение ресурса - межремонтного до тысячи часов, а назначенного - до четырех тысяч. По конструкции двигатель, разрабатываемый по теме 117С, в целом похож на АЛ-31Ф и фактически является его глубокой модернизацией, хотя разработчики называют его "практически новым" мотором. Как объяснял Виктор Чепкин в интервью агентству "Интерфакс-АВН", "при его создании взята трансмиссия двигателя АЛ-31Ф, и на нее навешены все аэродинамические, прочностные, металлургические достижения, которые мы имели в двигателе АЛ-41, создаваемом для самолета МФИ".
Серийное изготовление моторов, создающихся по теме 117С, планируется развернуть в Уфимском моторостроительном объединении (УМПО), где уже ведется подготовка производства. В соответствии с планами предприятия, на рубеже 2008-2010 гг. планируется перейти от поставок АЛ-31Ф к поставкам нового двигателя. В настоящее время совместно с НПО "Сатурн" создано 5 экспериментальных комплектов нового двигателя. Всего в рамках проекта планируется выпустить 700 двигателей для 300 самолетов Су-35.
В сфере разработок для гражданских самолетов наиболее перспективным проектом НПО "Сатурн" является программа создания двигателя SaM146 для регионального самолета RRJ. 20 января этого года генеральный директор ОАО "Гражданские самолеты "Сухого" Виктор Субботин и президент компании "ПауэрДжет" Мишель Дешалот подписали окончательное соглашение о поставках SaM146 для RRJ. В этом документе определяются области взаимодействия двух компаний в вопросах разработки, производства и коммерции. Следует признать, что развитие программы создания этого двигателя продвигается успешно. Испытания первого двигателя SaM146 планируется начать уже в мае этого года после завершения испытаний его вентилятора на стенде ЦИАМ. Второй SaM146 будет готов в октябре 2006 г., а каждый последующий, предназначенный для сертификационных испытаний, будет собираться с интервалом в один месяц. Всего для сертификационных испытаний планируется изготовить около 20 моторов этого типа, 8 из них - для установки на четырех опытных образцах RRJ, а 9 - для испытаний на стендах.
В Рыбинске специально под программу SaM146 создается испытательный комплекс, аналогов которому в России не существует. Комплекс будет состоять из открытого стенда "Полуево" и трех закрытых. Состав и технические возможности испытательного комплекса позволяют проводить весь спектр сертификационных и приемосдаточных испытаний двигателей SaM146 по национальному, европейскому и американскому стандартам, а также любых других гражданских ГТД. По информации представителей НПО "Сатурн", открытый стенд "Полуево" по своим техническим и функциональным возможностям не имеет аналогов в Европе и может сравниться лишь с комплексом General Electric. Техническое оснащение стенда ведет французская компания CENCO. На стенде "Полуево" можно снимать параметры работы двигателя при боковом ветре, обледенении, испытывать двигатель на обрыв лопаток и попадание в него птиц, града, воды, снимать акустические параметры, вести контроль эмиссии газов и осуществлять длительные циклические испытания. Технологические возможности закрытых боксов испытательного комплекса позволяют контролировать до 2 тысяч параметров работы двигателя одновременно. Общая сумма затрат на строительство комплекса составляет 57,460 млн. долларов. Еще одним элементом, необходимым для обкатки SaM146, является летающая лаборатория. В ЛИИ им. Громова завершается подготовка самолета Ил-76ЛЛ для испытаний этого двигателя. Летные испытания SaM146 на нем планируется начать в феврале 2007 г., а в сентябре в воздух должен подняться первый RRJ.
Авиадвигатели, естественно, не единственное направление работы НПО "Сатурн". Предприятие осуществляет производство стационарных установок с применением ГТД, а также ведет разработку семейства судовых газотурбинных двигателей. В январе этого года "Сатурн" открыл структурное подразделение в Санкт-Петербурге, которое должно заниматься созданием газотурбинных корабельных агрегатов для ВМФ России, поскольку решением Главкомата ВМФ функции комплексного поставщика газотурбинных агрегатов в интересах флота возложены именно на "Сатурн".
В соответствии с "Концепцией создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ" в настоящее время на НПО "Сатурн" завершаются работы по созданию базовых высокоэкономичных автоматизированных судовых газотурбинных двигателей четвертого поколения. ГТД разработки НПО "Сатурн" М75РУ мощностью 6000-7000 л.с. будет предъявлен на государственные испытания в 2006 г., а ГТД М70ФРУ мощностью 12000-14000 л.с. - в 2007 г. Серийное производство и сервисное обслуживание данных судовых двигателей будут осуществляться в Рыбинске. Кроме того, НПО "Сатурн" совместно с украинским Научно-производственным комплексом газотурбостроения "Зоря-Машпроект" участвует и в создании судового ГТД М90ФР мощностью 27 500 л.с. для фрегатов проекта 22 350. Осенью 2005 г. ГТД М90ФР успешно прошел государственные испытания в составе газотурбинного агрегата М56. Надо напомнить, что в советские времена комплекса "Зоря-Машпроект" являлся монополистом в создании и производстве газовых турбин для кораблей.
По заверениям представителей НПО "Сатурн", проектируемый типоряд судовых ГТД четвертого поколения в различных сочетаниях полностью обеспечит существующие и перспективные потребности ВМФ и пограничных морских частей на ближайшие 10-15 лет в оснащении запланированных к строительству кораблей и катеров, в том числе с динамическими принципами поддержания - на подводных крыльях, воздушной подушке и т. д. По расчетам 1-го ЦНИИ МО РФ, агрегаты на базе ГТД разработки НПО "Сатурн" М75РУ могут быть установлены на 10 проектах, а на базе ГТД М70ФРУ - на 14 проектах кораблей. Эти же двигатели обеспечат строительство всей номенклатуры предлагаемых российской промышленностью на экспорт кораблей и катеров водоизмещением от 100 тонн до 40 000 тонн. Хотя справедливости ради надо отметить, что пока это не более чем проекты, и строящиеся сейчас по индийскому заказу корветы и катера для Вьетнама планируется оснастить турбинами производства "Зоря-Машпроект"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК