Ведомости
3 мая 2006, 11:14
Бизнес призовых миль
Air Canada стала первой в мире авиакомпанией, которая в прошлом году вывела на фондовую биржу свою программу постоянных пассажиров - Aeroplan LP
Проект стал частью необычной стратегии председателя совета директоров Air Canada Роберта Милтона, который пытается реформировать авиакомпанию и одновременно опровергнуть старое мнение о неизбежной убыточности авиабизнеса. Милтон уверен, что, хотя полеты на больших авиалайнерах и составляют его основу, на самом деле сопутствующий бизнес "намного лучше". Aeroplan - лишь одна из компаний, отпочковавшихся от Air Canada. И их показатели не только привлекают инвесторов, но и приносят прибыль самому перевозчику. Созданный Милтоном зонтичный холдинг АСЕ Aviation Holdings, в который вошли все эти фирмы, в 2005 г. стал одной из немногих прибыльных авиакомпаний в Северной Америке: при выручке $8,6 млрд ее чистая прибыль достигла $226,5 млн.
За семь лет работы над реализацией своего плана Милтон - ему сейчас 45 - преодолел попытку враждебного поглощения, сам приобрел своего главного конкурента, вывел Air Canada из банкротства и выслушал массу критики от клиентов и профсоюзов. Помимо Air Canada активы АСЕ включают компанию техобслуживания Air Canada Technical Services (ACTS) и мажоритарные пакеты в Aeroplan и региональном перевозчике Jazz Air. Рыночная стоимость принадлежащих АСЕ акций холдинга уже превысила капитализацию самого АСЕ. Впрочем, акции Air Canada рынок по-прежнему не интересуют, несмотря на чистую прибыль в $6,1 млн, полученную в 2005 г. Милтон признает, что ему еще предстоит убедить инвесторов в том, что старый авиаперевозчик не только сможет выжить, но и добьется настоящего процветания.
Прибыль достается другим
Выбранная Air Canada стратегия иллюстрирует парадокс современного авиабизнеса. Несмотря на уверенный рост пассажиропотока, отрасль несет миллиардные убытки. Между тем компании, выполняющие заказы авиаперевозчиков, - производители самолетов, поставщики топлива, аэропорты, техслужбы - регулярно получают солидные прибыли. "Мы должны быть участником цепи, которая отъедает прибыль у авиакомпаний", - говорит Милтон. По его мнению, такая тактика позволяет сохранить выгодный бизнес, созданный вокруг перевозчиков.
Милтон родился в Бостоне и, по его словам, мечтал руководить авиакомпанией с детства, которое провел с родителями в постоянных перелетах из США в страны Европы и Азии. Ему нравилось проводить время в аэропортах и изучать расписания полетов.
Устроившись на работу в Air Canada в 1992 г, выпускник университета Georgia Tech взялся за повышение эффективности компании, приватизированной в 1988 г. Например, он предложил увеличить число рейсов без увеличения штата пилотов. Когда персонал выступил против, он тянул время с окончательным решением вплоть до последней минуты, когда было уже поздно менять расписание и нанимать новых сотрудников. Интрига удалась, но Милтон заработал репутацию врага профсоюзов.
В 1999 г, когда Милтон занял должность гендиректора Air Canada, его команда активно обсуждала идею выделения наиболее прибыльных подразделений в самостоятельные компании, чтобы защитить их от аппетитов профсоюзов Некоторые авиалинии, например American Airlines, Lufthansa и Singapore Airlines, уже создали подобные холдинги, но у них не было стратегии вывода этих дивизионов на фондовый рынок.
Покупка авиакомпании по кредитной карте
Между тем в августе 1999 г канадский фонд прямых инвестиций Оnех и контролирующая American Airlines корпорация AMR предприняли попытку враждебного поглощения Air Canada. В то время AMR принадлежала также треть акций Canadian Airlines, основного конкурента Air Canada. Милтон, только что занявший кресло гендиректора, нанес ответный удар: он решил поглотить Canadian. Источником финансирования сделки стала программа кредитных карт, выпущенных банком Canadian Imperial Bank of Commerce (CIBC) и привязанных к программе постоянных пассажиров Aeroplan.
Команда Милтона подсчитала, что карты Aeroplan Visa являются значимым активом для СIВС и помогают банку привлекать новых клиентов. Милтон отправил тогдашнему главе CIBC письмо с вырезанной из газеты рекламой карт Canadian Airlines Visa, выпускавшихся банком-конкурентом. Эта реклама должна была напомнить руководству CIBC, что он потеряет, если Опех и AMR поглотят Air Canada. CIBC немедленно перечислил $176 млн в счет оплаты будущих призовых миль. В результате Air Canada отбилась от Опех и в конце 1999 г. купила Canadian за $81 млн.
"Когда мы увидели, как много значит Aeroplan для CIBC, мы вдруг осознали истинную ценность этой программы", - вспоминает Кейлин Ровинеску который тогда работал в Air Canada внештатным юристом. В эпоху интернет-бума любые новые бизнес-модели казались осуществимыми и вскоре Ровинеску занял в Air Canada должность вице-президента по стратегии. Он составил план выделения Aeroplan в отдельную компанию.
Руперт Дачесне, бывший консультант по менеджменту, возглавивший Aeroplan, вспоминает, что в новой компании царил полный бардак. Запросы пассажиров бессистемно обслуживали 11 саll-центров. В среднем клиенты тратили час, ожидая ответа оператора, а некоторые и 10 часов. Дачесне говорит, что одна женщина даже прислала в компанию свою фотографию с привязанной к голове телефонной трубкой, поскольку дозванивалась в Aeroplan всю ночь.
"Это был очень плохо управляемый бизнес, потому что это вообще был не бизнес", - говорит 46-летний Дачесне. Он хотел навести в компании порядок за шесть месяцев. Но это удалось лишь через два года. Сложности возникли, когда Дачесне попытался определить финансовую стоимость призовых очков программы. Банки обычно платили за призовые мили у авиакомпаний, стимулируя клиентов расплачиваться их пластиковыми картами. Авиакомпании зарабатывали за счет разницы между платежами банков и теоретически низкой стоимостью перевозки пассажиров. Доход увеличивался, если пассажиры не пользовались своими милями. Авиакомпании никогда особенно не вдавались в финансовую составляющую этих программ, считая их рекламой. Средняя цена за милю составляла $0,005. Однако Дачесне подсчитал, что реальная себестоимость этой мили достигала $0,013, а значит, Air Canada теряла деньги на программе Aeroplan, поэтому первым делом были подняты цены. К 2002 г. бизнес Aeroplan обрел устойчивость, появилось три саll-центра.
Кошмар 2002 г.
Зато Air Canada стала испытывать трудности. Ее профсоюз ссорился с профсоюзом поглощенной Canadian Airlines, и оба - с командой Милтона. Сервис ухудшался, и пассажиры окрестили компанию Air Monopoly. Экономический рост снижался, интернет-пузырь лопнул, террористы атаковали Нью-Йорк, а Air Canada несла колоссальные убытки. Милтон решил продать 35% акций Aeroplan той же самой Опех за $215 млн. Сделка должна была закрыться 31 марта 2002 г, но в середине марта началась эпидемия атипичной пневмонии, в Торонто умерло несколько человек. Аэропорты опустели, а перевозки Air Canada упали на 40%. "Разверзся ад", - вспоминает Милтон. Сделка была аннулирована.
Терять было нечего, и компания занялась экспериментами. Для защиты от профсоюзов Air Canada объявила о банкротстве. Его итогом стало появление в сентябре 2004 г. прибыльного холдинга АСЕ, а заявки на акции Aeroplan в июне 2005 г. превысили предложение в шесть раз. Впрочем, профсоюзы и пассажиры по-прежнему ругают компанию. Позиция начальника отдела жалоб в Air Canada свободна. Милтон уверяет, что зарплаты в компании выше, чем у конкурентов, а уровень сервиса позволяет сохранять низкие цены на билеты. "Если бы я вдруг начал слишком близко к сердцу принимать критику, у меня могли бы возникнуть реальные проблемы", - говорит Милтон....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК