О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Экспозиция "Саратовская область в годы Великой Отечественной войны" музея краеведения пополнилась уникальным экспонатом

Киль самоелта Як-1 в настоящее время пополнил раздел экспозиции "Саратовская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг."

4 мая в 15.00 в Саратовском областном музее краеведения состоится акция "Эхо Войны", посвященная Дню Победы.

Летом 2004 года при разборке содержимого сарая во дворе музея был обнаружен необычный предмет - фрагмент хвостового оперения самолета. Состояние предмета было плачевным, но история его уникальна. Оказалось, что это киль первого в стране именного самолета Як-1, подаренного фронту в годы Великой Отечественной войны.

Осенью 1942 г. в период тяжелых боев под Сталинградом развернулось массовое движение среди колхозников за постройку на личные средства боевых эскадрилий в подарок фронту. На одном из собраний в октябре 1942 г. колхозники села Усть-Курдюм Ворошиловского (ныне Саратовского) района Саратовской области обсуждали вопрос, какой подарок лучше подготовить для Армии. Решили на личные сбережения заказать на авиазаводе боевой самолет. Делегация во главе с председателем колхоза П.Д. Лиханиным прибыла в Саратов на авиационный завод. Колхозники ходили по цехам, беседовали с рабочими, сами выбрали самолет.

Самолет Як-1 (N 34104) был подарен Герою Советского Союза Василию Ивановичу Шишкину. Это был опытный пилот, закончивший в 1936 г. военную школу летчиков в Борисоглебске, совершивший к 1942 г. около 130 боевых вылетов, в том числе 65 - на штурмовку войск противника. В своих воспоминаниях В.И.Шишкин писал, что, получив телеграмму от генерал-лейтенанта С.П.Руденко принять в подарок самолет Як-1, он 1 ноября 1942 г. прибыл на завод.

Перед отправкой на фронт самолет был выкрашен в серебристый цвет, в носовой части нарисована стрела, сделана надпись: "Герою Советского Союза майору Шишкину от колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области". Летчик, совершив полет над колхозом "Сигнал революции" и сбросив вымпел, улетел на фронт. К вымпелу была прикреплена записка, которая потом долгие годы хранилась в семье председателя колхоза. Строки из нее: "До свидания, дорогие товарищи-колхозники! Я улетаю сейчас на фронт . Большое вам спасибо за самолет. Ваш летчик Герой Советского Союза Василий Шишкин".

С ноября 1942 г. под Сталинградом, В.И. Шишкин на самолете-подарке совершил 55 боевых вылетов, сбил в воздухе 3 самолета противника, уничтожил на земле 5 вражеских самолетов, 31 автомашину, 45 повозок. С мая 1943 г. В.И. Шишкин сражался на Орловско-Курском направлении, где провел 15 боевых вылетов, сбил 7 самолетов противника. После Орловской операции Шишкин получил приказ сдать самолет, т.к. полк переходил на машины другой системы. Дальнейшего пути своего самолета он не знал, сообщил только, что тот "был в полку гвардии майора Моторного, а потом в полку гвардии майора Макарова".

31 декабря 1944 г. по просьбе ворошиловских колхозников и работников Саратовского областного музея самолет прибыл в Саратов из Бреста, где "по старости" завершил свой боевой путь.

Самолет предполагалось установить в специально выстроенном павильоне во дворе музея, к сожалению, работы по строительству так и не были начаты: сказались тяжелые послевоенные годы. Это пагубно отразилось на состоянии самолета. К тому же некими злоумышленниками была разграблена кабина летчика, снята аппаратура. 25 ноября 1955 г. было получено разрешение на списание самолета и снятие с учета в фондах музея.

Вышеупомянутый фрагмент самолета - киль (неподвижная вертикальная часть хвостового оперения) серебристого цвета с изображением пятиконечных звезд чудом уцелел и в настоящее время вместе с материалами о колхозе "Сигнал революции" пополнил раздел экспозиции "Саратовская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг."....
Авторские права на данный материал принадлежат «Саратовские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка