Известия
4 мая 2006, 10:35
Самому маленькому пассажиру было несколько месяцев
При заходе на посадку упал в море аэробус A320 авиакомпании "Армавиа", следовавший из Еревана в Адлер. Все погибли. У катастрофы две версии - отказ техники и ошибка пилота
Аэробус A320 компании "Армавиа", совершавший рейс № У8 967 по маршруту Ереван - Сочи, должен был приземлиться в сочинском аэропорту в 2.05. Его встречали несколько десятков человек. Когда рейс не прилетел, объявили, что в связи с неблагоприятными погодными условиями его приземление откладывается, а затем появилась информация о том, что борт возвращается в Ереван. Примерно в 4.30 стало известно о падении самолета в море.
"Утешить их сейчас невозможно"
Айне Амиренко приехала в аэропорт встречать своего сына - 29-летнего дизайнера Абрама Гераняна.
- Последний раз мы разговаривали с ним около 12 ночи, - рассказала "Известиям" Айне утром после катастрофы. - Он сказал: "Мама, не волнуйся, скоро увидимся". Я сразу поехала в аэропорт. Здесь уже было много людей. Часа в три начали волноваться. Д потом вышел какой-то человек и сказал, что самолет исчез с радара.
Татьяну Калмыкову, медсестру аэропорта, подняли с постели в 4 утра.
- Мне сказали срочно прибыть на работу, - рассказала она "Известиям". - Когда я приехала, увидела десятки убитых горем людей. Многим из них была необходима наша помощь. У кого-то была истерика, многие жаловались на сердце. Мы давали им успокоительное. Но я понимаю, что утешить их сейчас невозможно.
На борту было 105 пассажиров и 8 членов экипажа. Шестеро - дети, один из них появился на свет только несколько месяцев назад.
"Достать ничего не удастся"
Что случилось с самолетом A320 с бортовым номером 32009, выполнявшим рейс № У8 967 Ереван - Сочи, однозначно пока не может сказать никто. Как рассказал "Известиям" прокурор Краснодарского края Сергей Еремин, лайнер вылетел строго по расписанию и в расчетное время должен был прибыть в Адлер. По словам Александра Зыкова, заместителя начальника сочинского аэропорта по авиационной безопасности, погода была скверная, но не настолько, чтобы закрывать аэропорт. Право выбора варианта действий в такой ситуации было предоставлено пилоту. Командир воздушного судна Григорий Григорян решил садиться на первую взлетно-посадочную полосу. Однако диспетчер проинформировал его, что над ней вертикальная видимость (то есть высота облаков) - 100 метров. А вот над второй - 320 метров. Григорян решил не рисковать и пошел на разворот, рассчитывая приземлиться на второй полосе. Однако в 2.12 связь с самолетом была потеряна, отметка на локаторе исчезла.
Масляное пятно в 5 километрах от Имеретинской бухты обнаружили вертолеты "Газпромавиа", которые поднялись в воздух с первыми лучами солнца. Они сообщили координаты на берег. По тревоге был поднят Южный поисково-спасательный отряд. В море вышли все имеющиеся суда и военные катера сочинского погранотряда. Вскоре нашли багаж и первые останки людей.
- На месте наши люди обнаружили фрагменты тел и обломки самолета, - рассказал "Известиям" замначальника Южного регионального поисково-спасательного отряда Валерий Бонарев. - Тела продолжают всплывать. В том месте глубина 500 метров, поэтому достать что-то практически невозможно.
"Я с ними полмира облетела"
В течение всего дня катера доставляли извлеченное из воды в морской порт Сочи. Оттуда тела отправляли в морг, а обломки самолета изымали сотрудники прокуратуры. Около двух часов дня из Еревана прибыл самолет с родственниками. Оперативный штаб расположился в аэропорту. Несколько милиционеров принимали звонки, разговаривали с родственниками пассажиров и записывали их координаты. Информация о том, что из воды извлечены очередные тела, поступала постоянно. Милицейский майор, поминутно отвечавший на звонки телефона "горячей линии", качал головой. Рядом с ним сидела бортпроводница Изабела Саркисян, красивая женщина лет 30. Она летала с этим экипажем 10 лет. Несколько дней назад ее направили в Адлер в командировку. В ночь на среду она тоже была в аэропорту - хотела встретить коллег, а потом улететь в Ереван обратным рейсом. После случившегося врачам еле удалось привести ее в чувство.
- Я не понимаю, - словно мантру повторяла она, - это великолепный экипаж. Прекрасно подготовленные асы. Я с ними полмира облетела, и все всегда было очень четко и профессионально. Среди них моя лучшая подруга была. Хотя нет, не пишите, что была. Вдруг она все-таки жива?
Пилот слишком "задрал нос"?
К середине дня появилось несколько версий происшедшего. Родственники пассажиров говорили о возможном теракте. Многие местные жители слышали взрыв. Однако правоохранительные органы эту версию отвергали. Метеорологи предполагали даже, что лайнер мог попасть в смерч, но тут же уточняли - это предположение.
- Мы рассматриваем две версии: отказ техники и ошибка пилота, - поделился с "Известиями" прокурор Краснодарского края Сергей Еремин. - Ничто из того, что удалось достать, не говорит о взрыве. Обломки не обгорели, останки людей тоже не свидетельствуют о взрыве. Предварительно можно предположить, что во время разворота и смены воздушного эшелона летчик направил машину под слишком большим углом вверх. Как говорится, слишком сильно "задрал нос". И двигатели просто не вытянули - самолет ударился хвостом о воду и разрушился.
По словам министра транспорта Игоря Левитина, прилетевшего в Сочи, предварительные причины катастрофы будут названы только после того, как будут подняты все обломки самолета и расшифрованы "черные ящики". К расследованию будут подключены французские специалисты по расследованию авиакатастроф.
К вечеру стало известно, что опознаны тела двух человек с рейса Ереван - Сочи. Но их данные не сообщались.
Пятница, 5 мая, в России и Армении объявлена днем траура.
Справка "Известий"
Вопреки утверждениям создателей французского лайнера A320 о его надежности с самолетами этого класса больше 10 раз случались авиакатастрофы. В июне 1988 года на авиашоу во Франции, выполняя серию полетов на малой высоте, самолет столкнулся с деревьями и сгорел, погибло три члена экипажа. Еще одно крушение произошло в феврале 1990 года в Индии. Тогда погиб 91 человек. В январе 1992 года во Франции рухнул еще один A320. Погибли 87 человек. В сентябре 1993 года при посадке в сложных метеоусловиях A320 выкатился за взлетно-посадочную полосу аэродрома в Польше и загорелся. На борту находилось 70 человек, двое погибли. В августе 2000 года аэробус A320 компании Gulf Air упал в Персидский залив у берегов Бахрейна. Трагедия произошла во время повторного захода на посадку. Все находившиеся на борту 135 пассажиров погибли.
Что собой представляет A320
Разбившийся под Сочи аэробус A320 относится к семейству узкофюзеляжных самолетов. Его типовая вместимость - 150 пассажиров, максимальная дальность полета - 5,5 тыс. км, крейсерская скорость - 810 км/ч, максимальная взлетная масса - 73 500 кг. Существуют модификации A320, которые различаются между собой по типу двигателя. Авиалайнер может вместить до 179 пассажиров.
В целом по России и СНГ в эксплуатации находится 18 самолетов A320. Из них семь аэробусов использует российский "Аэрофлот", остальные - авиакомпании Армении, Украины, Молдавии, Азербайджана и Узбекистана. Авиакомпания "Армавиа" имеет три аэробуса. A320 с бортовым номером 32009, потерпевший крушение под Сочи, был произведен в 1995 году. Техническое состояние корабля оценивалось как очень хорошее.
"В зоне крушения сложный морской рельеф"
Существует вероятность того, что бортовой самописец с этого лайнера не будет найден и поднят на поверхность с глубины 500 - 600 метров, где сейчас находятся обломки самолета. Как рассказали "Известиям" в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), в районе падения A320 очень сложный морской рельеф и большая заиленность дна. Работу водолазов осложняет плохая видимость. Приблизительно в том же районе 2 октября 1972 года через несколько минут после взлета из Адлера упал в море пассажирский самолет Ил-18Б. Лайнер рухнул в море примерно в 3 км от берега, тогда погибло 118 человек. Среди версий катастрофы были технические неполадки, ошибка пилота. "Черный ящик" самолета не нашли. 4 октября 2001 года самолет Ту-154М, выполнявший рейс № 1812 Тель-Авив - Новосибирск, был сбит над Черным морем ракетой С-200 украинских ПВО. 78 человек, находившихся на борту, погибли. "Черный ящик" так и не найден....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК