Комсомольская правда
4 мая 2006, 10:50
Самолету Ереван - Сочи не хватило топлива?
Аэробус A320 "Армавиа" потерпел катастрофу в районе аэропорта Адлера. Все, находившиеся на борту погибли, среди них 26 россиян
В 2.38 этот аэробус A320 "Армавиа" должен был приземлиться в аэропорту Адлера. В 2.15 диспетчер аэропорта Адлера попросил экипаж: идите на второй круг, погода не позволяют садиться с ходу. Аэробус где-то в черном небе стал разворачиваться, а через минуты на высоте 600 метров он вдруг потерял управление и врезался в штормовое море.
Через час все агентства будут цитировать заявления сотрудников авиакомпании Armavia: аэробус был абсолютно исправен, проверяли перед полетом иностранные спецы, экипаж - опытен, один из лучших...
Что случилось в небе?
Первое, что приходит в голову, - теракт. Но эту версию сразу отмели не только "воздушные" службы, но и ГУВД Краснодарского края: в море нет плавающих обломков самолета. То есть он не развалился в воздухе, ушел в воду целым... Есть большое маслянистое пятно. Если бы был взрыв, то нефтепродукты, скорее всего, вспыхнули бы. Кроме того, никто на побережье не видел вспышки в небе.
Не подтвердилась пока и еще одна версия трагедии: смерч. Эту причину поначалу выдвигал Ереван - там авиаторы предположили, что самолет попал в бешеную воздушную воронку, ведь на побережье Черного моря смерчи бывают регулярно. Тогда понятно, почему все произошло так неожиданно.
- Смерч - это нереально. Наши наблюдательные станции не зафиксировали смерч в эту ночь. Да и какие в мае смерчи! - восклицает синоптик Сочинской метеостанции Марина Медведева. -Это природное явление у нас бывает, но лишь в августе. А этой ночью, - продолжает она, - была нелетная погода... Сильный дождь и плохая видимость.
Юрий Ткаченко, начальник краснодарского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, рассказал нам:
- В 2 часа ночи, когда самолет шел на посадку, в районе Адлера был сильный дождь. Дул юго-восточный ветер. Кстати, очень слабый ветер, скорость - всего 2-5 метра в секунду. И подтвердил: смерчей и грозовых явлений зафиксировано не было.
И третья версия, неофициальная, куда прозаичнее и оттого страшнее:
- Самолету просто не хватило топлива, - "сообщил нам источник, служащий в одном из военных ведомств Краснодарского края. - Я ручаюсь за эту информацию, она достоверна на 99%.
И пояснил, что некоторые авиакомпании бывших республик СССР, возможно, из экономии и дороговизны топлива, по его версии, заправляют машины, что называется, "в обрез". Хотя обязаны заливать баки самолетов так, чтобы в случае чего оставалось топливо для ухода на запасные аэродромы. Верить не хочется. Но мы рассказываем об этом, чтобы проверили.
И последняя версия: самолету не хватило скорости и высоты для маневра, когда диспетчер предложил экипажу уйти на второй круг. Аэробус ведь уже заходил на посадку, скорость была километров 250 в час, посадочная, а из-за резкого маневра машина просто свалилась на крыло и рухнула.
"Они все - без одежды. Абсолютно..."
К шести утра спасателям из МЧС стало ясно: выживших нет. Лайнер лег на дно на глубину примерно 300 метров. Как обследовать фюзеляж, как достать из него останки - пока не ясно. Но то, что операция будет сложнейшей (если вообще будет!), понимают все: подлодка "Курск" лежала на 110 метрах...
Всего в самолете было 113 человек: 105 пассажиров (6 детей, 63 мужчины и 36 женщин), а также 8 членов экипажа... К 8.00 утра российский корабль береговой охраны поднял из воды первые 18 тел. Все - полностью обнажены.
Среди погибших - экс-министр внутренних дел, экс-глава Комитета госбезопасности Армении Усик Арутюнян. А также сын бывшего главы Службы национальной безопасности Армении Карлоса Петросяна - Арам Петросян.
...Одежду и обувь находят плавающей рядом с телами пассажиров. Практически все цело - кроссовки, брюки, юбки...
Спасатели пока не могут этого объяснить:
- Когда самолет падает с 2-3 тысяч метров и при этом разваливается, тогда с людей действительно срывает одежду, - сообщили "КП" в МЧС Краснодарского края. - На такой высоте самолет разгерметизируется, и человек становится как резиновый, словно вытекает из одежды. Но здесь высота была не такая большая - 600 метров. Возможно, тоже произошла разгерметизация корпуса, а может, с большой силой встретились воздушные потоки. Но вообще странно все это...
При экстренной посадке и ЧП пассажирам по инструкции предлагают разуться и убрать колющие предметы. Но разуться - это не раздеться. Понимали люди, что случилась беда? Готовились к посадке? По обнаженным телам не понять...
...летели хоронить маму
9.15. В адлерский морг начали приезжать родственники погибших. Почти сразу опознали бывшего главу этой же авиакомпании Armavia Вячеслава Яралова. Он с женой Сусанной Халаджян летел на похороны ее мамы.
- Горе-то какое... - плачет Зинаида Халаджян. - Мы однофамильцы, но я хорошо знаю их родню, они у нас в поселке Веселом живут. В Сочи их должны были встретить родственники и перевезти через границу в Абхазию, где и будут похороны мамы Сусанночки. В последний момент решила не лететь родная сестра Сусанны Халаджян. У нее схватило сердце. Повезло...
В том самолете погиб еще один знакомый Халаджян, 26-летний Тарой Хачатрян. Гостил у своих отца и деда в Армении.
Маньяк Амазовна Мкртмян в аэропрту встречала свою 65-летнюю маму, которая летела в Сочи на свадьбу племянницы...
Погиб и кавээнщик Артур Тумасян. Он был автором шуток знаменитого телепроекта "Комеди Клаб". Работал с командами "Новые армяне", "Утомленные солнцем", "Мегаполис"...
А некоторые родственники так до сих пор и не знают, какова судьба их близких: оказывается, в ереванском аэропорту не прошли таможенный контроль 5 или 6 человек. Их фамилии сейчас уточняют. Вдруг живы?!
Двое - точно: удалось узнать имена счастливчиков, которые не попали на борт А320. Это гражданин Грузии Георгий Акопян и гражданин Армении Гагик Саакян. В последний момент перед вылетом у них возникли проблемы с паспортами.
Комментарий специалиста: Виктор Тимошкин, эксперт по авиационной безопасности: Видимости было достаточно для нормальной посадки
- Аэродром в Адлере непростой. В отличие от равнинных аэродромов здесь посадка самолетов происходит только со стороны моря, а взлет - в сторону моря из-за горного хребта на северо-востоке. Самолеты заходят почти как на палубу авианосца. Перед обычными взлетно-посадочными полосами стоят маяки ближнего и дальнего приводов, через которые пилот проходит на посадку. Здесь их нет, в море они не ставятся. Конечно, при современных технологиях эти маяки большой роли не играют, но служат дополнительным ориентиром.
А автоматика и самолета, и аэропорта - высшей категории. Если верить официальным данным, в момент посадки погибшего рейса нижняя кромка облаков была 100 метров, видимость - 1500 метров, этого вполне достаточно, чтобы благополучно приземлиться. Если, конечно, не было опасных явлений - болтанки, грозы, сдвига ветра.
Здесь могло что-то случиться с управлением. Аэробусы в этом отношении неидеальны, из "сваливания" выходят неуверенно, не любят резких движений. Пять лет назад в США упал аэробус A300. Так у него просто отломился киль из-за того, что пилот совершил слишком резкий маневр. А киль на этих машинах посажен не на металлическую основу, а на композитный материал - прочный пластик. Это убавляет вес, но не добавляет надежности.
Впрочем, нельзя исключать и человеческий фактор. Но действия экипажа можно будет оценить, только когда найдутся "черные ящики".
Кстати, то, что A320 упал в море под углом в 60 градусов, - полная чушь. До такой степени накренить эту машину невозможно. 60 градусов -это направление захода на посадку....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
На выставке Airshow China 2024 в КНР экспортную продукцию представят более 50 предприятий ОПК РФ