О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолету Ереван - Сочи не хватило топлива?

Аэробус A320 "Армавиа" потерпел катастрофу в районе аэропорта Адлера. Все, находившиеся на борту погибли, среди них 26 россиян

Никто ничего не видел: был сильный дождь, ветер да еще и глубокая ночь. Единственный, кто первым понял, что случилась беда, был диспетчер: точка рейса Ереван - Сочи просто беззвучно растаяла на экране локатора...

В 2.38 этот аэробус A320 "Армавиа" должен был приземлиться в аэропорту Адлера. В 2.15 диспетчер аэропорта Адлера попросил экипаж: идите на второй круг, погода не позволяют садиться с ходу. Аэробус где-то в черном небе стал разворачиваться, а через минуты на высоте 600 метров он вдруг потерял управление и врезался в штормовое море.

Через час все агентства будут цитировать заявления сотрудников авиакомпании Armavia: аэробус был абсолютно исправен, проверяли перед полетом иностранные спецы, экипаж - опытен, один из лучших...

Что случилось в небе?

Первое, что приходит в голову, - теракт. Но эту версию сразу отмели не только "воздушные" службы, но и ГУВД Краснодарского края: в море нет плавающих обломков самолета. То есть он не развалился в воздухе, ушел в воду целым... Есть большое маслянистое пятно. Если бы был взрыв, то нефтепродукты, скорее всего, вспыхнули бы. Кроме того, никто на побережье не видел вспышки в небе.

Не подтвердилась пока и еще одна версия трагедии: смерч. Эту причину поначалу выдвигал Ереван - там авиаторы предположили, что самолет попал в бешеную воздушную воронку, ведь на побережье Черного моря смерчи бывают регулярно. Тогда понятно, почему все произошло так неожиданно.

- Смерч - это нереально. Наши наблюдательные станции не зафиксировали смерч в эту ночь. Да и какие в мае смерчи! - восклицает синоптик Сочинской метеостанции Марина Медведева. -Это природное явление у нас бывает, но лишь в августе. А этой ночью, - продолжает она, - была нелетная погода... Сильный дождь и плохая видимость.

Юрий Ткаченко, начальник краснодарского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, рассказал нам:

- В 2 часа ночи, когда самолет шел на посадку, в районе Адлера был сильный дождь. Дул юго-восточный ветер. Кстати, очень слабый ветер, скорость - всего 2-5 метра в секунду. И подтвердил: смерчей и грозовых явлений зафиксировано не было.

И третья версия, неофициальная, куда прозаичнее и оттого страшнее:

- Самолету просто не хватило топлива, - "сообщил нам источник, служащий в одном из военных ведомств Краснодарского края. - Я ручаюсь за эту информацию, она достоверна на 99%.

И пояснил, что некоторые авиакомпании бывших республик СССР, возможно, из экономии и дороговизны топлива, по его версии, заправляют машины, что называется, "в обрез". Хотя обязаны заливать баки самолетов так, чтобы в случае чего оставалось топливо для ухода на запасные аэродромы. Верить не хочется. Но мы рассказываем об этом, чтобы проверили.

И последняя версия: самолету не хватило скорости и высоты для маневра, когда диспетчер предложил экипажу уйти на второй круг. Аэробус ведь уже заходил на посадку, скорость была километров 250 в час, посадочная, а из-за резкого маневра машина просто свалилась на крыло и рухнула.

"Они все - без одежды. Абсолютно..."

К шести утра спасателям из МЧС стало ясно: выживших нет. Лайнер лег на дно на глубину примерно 300 метров. Как обследовать фюзеляж, как достать из него останки - пока не ясно. Но то, что операция будет сложнейшей (если вообще будет!), понимают все: подлодка "Курск" лежала на 110 метрах...

Всего в самолете было 113 человек: 105 пассажиров (6 детей, 63 мужчины и 36 женщин), а также 8 членов экипажа... К 8.00 утра российский корабль береговой охраны поднял из воды первые 18 тел. Все - полностью обнажены.

Среди погибших - экс-министр внутренних дел, экс-глава Комитета госбезопасности Армении Усик Арутюнян. А также сын бывшего главы Службы национальной безопасности Армении Карлоса Петросяна - Арам Петросян.

...Одежду и обувь находят плавающей рядом с телами пассажиров. Практически все цело - кроссовки, брюки, юбки...

Спасатели пока не могут этого объяснить:

- Когда самолет падает с 2-3 тысяч метров и при этом разваливается, тогда с людей действительно срывает одежду, - сообщили "КП" в МЧС Краснодарского края. - На такой высоте самолет разгерметизируется, и человек становится как резиновый, словно вытекает из одежды. Но здесь высота была не такая большая - 600 метров. Возможно, тоже произошла разгерметизация корпуса, а может, с большой силой встретились воздушные потоки. Но вообще странно все это...

При экстренной посадке и ЧП пассажирам по инструкции предлагают разуться и убрать колющие предметы. Но разуться - это не раздеться. Понимали люди, что случилась беда? Готовились к посадке? По обнаженным телам не понять...

...летели хоронить маму

9.15. В адлерский морг начали приезжать родственники погибших. Почти сразу опознали бывшего главу этой же авиакомпании Armavia Вячеслава Яралова. Он с женой Сусанной Халаджян летел на похороны ее мамы.

- Горе-то какое... - плачет Зинаида Халаджян. - Мы однофамильцы, но я хорошо знаю их родню, они у нас в поселке Веселом живут. В Сочи их должны были встретить родственники и перевезти через границу в Абхазию, где и будут похороны мамы Сусанночки. В последний момент решила не лететь родная сестра Сусанны Халаджян. У нее схватило сердце. Повезло...

В том самолете погиб еще один знакомый Халаджян, 26-летний Тарой Хачатрян. Гостил у своих отца и деда в Армении.

Маньяк Амазовна Мкртмян в аэропрту встречала свою 65-летнюю маму, которая летела в Сочи на свадьбу племянницы...

Погиб и кавээнщик Артур Тумасян. Он был автором шуток знаменитого телепроекта "Комеди Клаб". Работал с командами "Новые армяне", "Утомленные солнцем", "Мегаполис"...

А некоторые родственники так до сих пор и не знают, какова судьба их близких: оказывается, в ереванском аэропорту не прошли таможенный контроль 5 или 6 человек. Их фамилии сейчас уточняют. Вдруг живы?!

Двое - точно: удалось узнать имена счастливчиков, которые не попали на борт А320. Это гражданин Грузии Георгий Акопян и гражданин Армении Гагик Саакян. В последний момент перед вылетом у них возникли проблемы с паспортами.

Комментарий специалиста: Виктор Тимошкин, эксперт по авиационной безопасности: Видимости было достаточно для нормальной посадки

- Аэродром в Адлере непростой. В отличие от равнинных аэродромов здесь посадка самолетов происходит только со стороны моря, а взлет - в сторону моря из-за горного хребта на северо-востоке. Самолеты заходят почти как на палубу авианосца. Перед обычными взлетно-посадочными полосами стоят маяки ближнего и дальнего приводов, через которые пилот проходит на посадку. Здесь их нет, в море они не ставятся. Конечно, при современных технологиях эти маяки большой роли не играют, но служат дополнительным ориентиром.

А автоматика и самолета, и аэропорта - высшей категории. Если верить официальным данным, в момент посадки погибшего рейса нижняя кромка облаков была 100 метров, видимость - 1500 метров, этого вполне достаточно, чтобы благополучно приземлиться. Если, конечно, не было опасных явлений - болтанки, грозы, сдвига ветра.

Здесь могло что-то случиться с управлением. Аэробусы в этом отношении неидеальны, из "сваливания" выходят неуверенно, не любят резких движений. Пять лет назад в США упал аэробус A300. Так у него просто отломился киль из-за того, что пилот совершил слишком резкий маневр. А киль на этих машинах посажен не на металлическую основу, а на композитный материал - прочный пластик. Это убавляет вес, но не добавляет надежности.

Впрочем, нельзя исключать и человеческий фактор. Но действия экипажа можно будет оценить, только когда найдутся "черные ящики".

Кстати, то, что A320 упал в море под углом в 60 градусов, - полная чушь. До такой степени накренить эту машину невозможно. 60 градусов -это направление захода на посадку.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка