Время новостей
4 мая 2006, 11:06
Ночное пике
Аэробус A320 авиакомпании "Армянские авиалинии", выполнявший рейс из Еревана в Сочи, потерпел катастрофу. Поисково-спасательная операция продолжатся несколько дней
Траурные мероприятия пройдут одновременно в двух странах - большинство летевших этим рейсом были гражданами Армении (75 человек, включая экипаж) и России (27 человек). В Армении траурными уже объявлены 5 и 6 мая. Президент Владимир Путин своим указом объявил в России траур 5 мая. Одновременно он дал поручение правительству совместно с органами власти субъектов РФ принять необходимые меры по оказанию помощи семьям погибших. Также власти обеих стран вчера же начали расследование причин авиакатастрофы. Соответствующие уголовные дела возбудили генпрокуратуры и России, и Армении. Кроме того, решением президента Путина создана правительственная комиссия во главе с министром транспорта Игорем Левитиным для выяснения причин ЧП. Собственное расследование начал и Межгосударственный авиационный комитет.
Впрочем, как признавались вчера эксперты, вероятность того, что причину авиакатастрофы удастся когда-нибудь установить достоверно, очень мала. Досконально восстановить, что происходило на борту погибшего лайнера в последние минуты и секунды, могут только бортовые самописцы - "черные ящики". Однако, судя по всему, вместе с основными обломками лайнера они затонули на глубине 500-600 метров. Дно же Черного моря в этом районе сложного горного рельефа, к тому же покрытое толстым слоем густого ила. Кроме того, никто не видел и сам момент катастрофы. Пока все версии о причинах аварии могут выдвигаться лишь в качестве теоретических гипотез. Основная из таковых - возможная ошибка экипажа при заходе на посадку в сложных метеоусловиях.
Согласно официальным данным, A320 авиакомпании "Армавиа" (бортовой номер 320099), выполнявший регулярный рейс У8 967 по маршруту Ереван - Сочи, вылетел из ереванского аэропорта Звартноц в 1.45 по местному времени (0.45 по московскому времени, действующему и в Сочи) без опоздания. Когда лайнер уже находился в зоне ответственности службы воздушного движения аэропорта Тбилиси, грузинские диспетчеры передали армянским пилотам сообщение о плохой погоде в районе Адлера, и аэробус начал разворот, чтобы лечь на обратный курс. Но буквально тут же экипаж аэробуса получил еще одно сообщение: погода в Адлере улучшилась.
Аэропорт Сочи находится в Адлерском районе города, обе его взлетно-посадочные полосы перпендикулярны морскому побережью (от берега до торца обеих полос порядка 2,5 км). С противоположной стороны высокие горы, поэтому здесь самолеты заходят на посадку только со стороны моря.
Когда командир экипажа A320 Григорий Григорян доложил о готовности захода на посадку, диспетчеры в Адлере дали ему "добро". Однако уже через несколько минут, когда лайнер снизился до заданной высоты в 290 метров, погода резко изменилась - "вертикальная" видимость упала до 100 метров при допустимой 170, горизонтальная - до 1500 метров при допустимой 2500, возобновился дождь и сильный боковой ветер - до 20 м/сек. Получив сообщение об этом, командир корабля решил зайти на второй круг и начал выполнять разворот с одновременным набором высоты. Именно после этого в 2 часа 13 минут A320, находясь от аэродрома на удалении 7 км, пропал с экранов радаров службы воздушного движения аэропорта Сочи.
В 2.15 в аэропорту была объявлена тревога. Спустя две минуты после исчезновения отметки аэробуса с экранов радаров специалистам уже было ясно, что самолет рухнул в Черное море.
Последняя информация о погибшем лайнере была "считана" радарами, когда он находился на высоте около 600 м и продолжал снижаться. К вчерашнему вечеру специалисты уже сделали вывод о том, что дальнейшее снижение самолета происходило очень быстро. Однако это, по всей видимости, все-таки не было падением - как полагают эксперты, лайнер вошел в воду под углом в 60-70 градусов.
По уточненным данным, на борту самолета находились 113 человек, включая восемь членов экипажа. Из 105 пассажиров 27 были зарегистрированы как граждане России, одна - гражданка Украины. Все остальные, в том числе экипаж, являлись гражданами Армении. Среди погибших, по предварительной информации, был и бывший министр внутренних дел и председатель КГБ Армении Усик Арутюнян. Список жертв катастрофы мог бы быть больше, но из-за проблем с паспортами на борт не попали еще два человека - гражданин Грузии Георгий Акопян и гражданин Армении Гагик Саакян. Билеты на рейс до Сочи у них были, но визовая служба ереванского аэропорта Звартноц не разрешила им вылететь из-за возникших паспортных проблем.
Вчера погода не позволила подняться в воздух вертолетам спасателей, поэтому поисковая операция велась исключительно на воде кораблями и катерами. Всего их число доходило до 40, а людей, участвовавших в поисковой операции, было более 600. Первые суда (это были два катера МЧС, приписанные к порту Сочи, и два сочинских портовых буксира) прибыли на место катастрофы в четыре часа утра. Как рассказал корреспонденту "Времени новостей" сотрудник Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС Владимир Пчелинцев, находившийся на борту одного из катеров, в месте падения лайнера на поверхности моря находились только мелкие обломки, фрагменты обшивки, куски пластика и т.п. Сразу же были обнаружены и девять тел погибших людей. Буксир "Никифор Поярко" доставил эти первые девять тел в порт Сочи в семь часов утра.
Судя по разбросу обломков, удар самолета о воду был очень сильным, и лайнер скорее всего сразу же развалился на части, которые быстро пошли ко дну. Никаких крупных частей фюзеляжа машины на поверхности воды к моменту прибытия на место катастрофы первых спасателей уже не было. А по тому, что на людях, выброшенных из самолета, не было спасательных жилетов, можно предположить, что катастрофа произошла внезапно и никто на борту аэробуса не готовился к худшему.
Как установили спасатели, основная часть обломков находится на глубине порядка 600 метров. На такой глубине обычные водолазы работать не могут, приходится полагаться на технику и специалистов-глубоководников. Уже вчера утром из Гелинджика в район Адлера вышло специальное судно "Южморгеологии", на борту которого установлен гидролокатор бокового обзора "Катран". Прибор может обнаружить обломки самолета на глубине до 500 м. К вечеру в Адлер самолетом из Москвы доставили еще один гидролокатор бокового обзора С-3000, способный работать на глубинах до 3 км, кроме того, самолетом-амфибией доставили и специальную подводную видеокамеру с манипулятором. Но даже с этим современным оборудованием найти бортовые самописцы будет крайне сложно. "В этом месте глубина примерно 600 м и еще не менее 10 м донных отложений, похожих на ил. Найти в них "черные ящики" можно, только если они упадут на достаточно большой кусок фюзеляжа или их поднимут с фрагментом кабины. А так шансов практически нет", - рассказал один из участников операции на Черном море.
Тела погибших вчера весь день доставлялись в 4-ю городскую больницу и морг Сочи. Уже к четырем часам дня были установлены первые двое погибших. Но основная процедура началась к вечеру после прибытия родственников. Для опознания в Адлер вчера прибыли два специальных рейса с родными пассажиров злополучного аэробуса. Перед опознанием с родственниками пассажиров A320 работали психологи.
Для расследования причин катастрофы вчера в Сочи по указанию генпрокурора России Владимира Устинова на место трагедии была отправлена бригада следователей Генпрокуратуры во главе с начальником управления по расследованию особо важных дел Владимиром Лысейко. Технической стороной расследования катастрофы будут заниматься специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В состав комиссии, помимо российских специалистов, войдет и группа из шести специалистов самолетостроительной компании Airbus. Практически сразу после прилета эксперты МАК совместно со следователями приступили к изучению и расшифровке изъятых записей переговоров пилотов и диспетчера. На основании их, скорее всего, и придется выяснять картину произошедшего.
Пока в качестве основных версий следователи рассматривают плохие погодные условия и ошибку пилота. Решение о посадке в сложных условиях согласно инструкции принимает командир экипажа. "При столь низкой скорости полета - 250 км/ч и высоте всего 300 метров, да еще при таких погодных условиях, любая ошибка пилота могла стать фатальной, при таких исходных любые серьезные маневры совершать рискованно", - сказал источник "Времени новостей" в МАК....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали