Время новостей
4 мая 2006, 11:06
Ночное пике
Аэробус A320 авиакомпании "Армянские авиалинии", выполнявший рейс из Еревана в Сочи, потерпел катастрофу. Поисково-спасательная операция продолжатся несколько дней
Траурные мероприятия пройдут одновременно в двух странах - большинство летевших этим рейсом были гражданами Армении (75 человек, включая экипаж) и России (27 человек). В Армении траурными уже объявлены 5 и 6 мая. Президент Владимир Путин своим указом объявил в России траур 5 мая. Одновременно он дал поручение правительству совместно с органами власти субъектов РФ принять необходимые меры по оказанию помощи семьям погибших. Также власти обеих стран вчера же начали расследование причин авиакатастрофы. Соответствующие уголовные дела возбудили генпрокуратуры и России, и Армении. Кроме того, решением президента Путина создана правительственная комиссия во главе с министром транспорта Игорем Левитиным для выяснения причин ЧП. Собственное расследование начал и Межгосударственный авиационный комитет.
Впрочем, как признавались вчера эксперты, вероятность того, что причину авиакатастрофы удастся когда-нибудь установить достоверно, очень мала. Досконально восстановить, что происходило на борту погибшего лайнера в последние минуты и секунды, могут только бортовые самописцы - "черные ящики". Однако, судя по всему, вместе с основными обломками лайнера они затонули на глубине 500-600 метров. Дно же Черного моря в этом районе сложного горного рельефа, к тому же покрытое толстым слоем густого ила. Кроме того, никто не видел и сам момент катастрофы. Пока все версии о причинах аварии могут выдвигаться лишь в качестве теоретических гипотез. Основная из таковых - возможная ошибка экипажа при заходе на посадку в сложных метеоусловиях.
Согласно официальным данным, A320 авиакомпании "Армавиа" (бортовой номер 320099), выполнявший регулярный рейс У8 967 по маршруту Ереван - Сочи, вылетел из ереванского аэропорта Звартноц в 1.45 по местному времени (0.45 по московскому времени, действующему и в Сочи) без опоздания. Когда лайнер уже находился в зоне ответственности службы воздушного движения аэропорта Тбилиси, грузинские диспетчеры передали армянским пилотам сообщение о плохой погоде в районе Адлера, и аэробус начал разворот, чтобы лечь на обратный курс. Но буквально тут же экипаж аэробуса получил еще одно сообщение: погода в Адлере улучшилась.
Аэропорт Сочи находится в Адлерском районе города, обе его взлетно-посадочные полосы перпендикулярны морскому побережью (от берега до торца обеих полос порядка 2,5 км). С противоположной стороны высокие горы, поэтому здесь самолеты заходят на посадку только со стороны моря.
Когда командир экипажа A320 Григорий Григорян доложил о готовности захода на посадку, диспетчеры в Адлере дали ему "добро". Однако уже через несколько минут, когда лайнер снизился до заданной высоты в 290 метров, погода резко изменилась - "вертикальная" видимость упала до 100 метров при допустимой 170, горизонтальная - до 1500 метров при допустимой 2500, возобновился дождь и сильный боковой ветер - до 20 м/сек. Получив сообщение об этом, командир корабля решил зайти на второй круг и начал выполнять разворот с одновременным набором высоты. Именно после этого в 2 часа 13 минут A320, находясь от аэродрома на удалении 7 км, пропал с экранов радаров службы воздушного движения аэропорта Сочи.
В 2.15 в аэропорту была объявлена тревога. Спустя две минуты после исчезновения отметки аэробуса с экранов радаров специалистам уже было ясно, что самолет рухнул в Черное море.
Последняя информация о погибшем лайнере была "считана" радарами, когда он находился на высоте около 600 м и продолжал снижаться. К вчерашнему вечеру специалисты уже сделали вывод о том, что дальнейшее снижение самолета происходило очень быстро. Однако это, по всей видимости, все-таки не было падением - как полагают эксперты, лайнер вошел в воду под углом в 60-70 градусов.
По уточненным данным, на борту самолета находились 113 человек, включая восемь членов экипажа. Из 105 пассажиров 27 были зарегистрированы как граждане России, одна - гражданка Украины. Все остальные, в том числе экипаж, являлись гражданами Армении. Среди погибших, по предварительной информации, был и бывший министр внутренних дел и председатель КГБ Армении Усик Арутюнян. Список жертв катастрофы мог бы быть больше, но из-за проблем с паспортами на борт не попали еще два человека - гражданин Грузии Георгий Акопян и гражданин Армении Гагик Саакян. Билеты на рейс до Сочи у них были, но визовая служба ереванского аэропорта Звартноц не разрешила им вылететь из-за возникших паспортных проблем.
Вчера погода не позволила подняться в воздух вертолетам спасателей, поэтому поисковая операция велась исключительно на воде кораблями и катерами. Всего их число доходило до 40, а людей, участвовавших в поисковой операции, было более 600. Первые суда (это были два катера МЧС, приписанные к порту Сочи, и два сочинских портовых буксира) прибыли на место катастрофы в четыре часа утра. Как рассказал корреспонденту "Времени новостей" сотрудник Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС Владимир Пчелинцев, находившийся на борту одного из катеров, в месте падения лайнера на поверхности моря находились только мелкие обломки, фрагменты обшивки, куски пластика и т.п. Сразу же были обнаружены и девять тел погибших людей. Буксир "Никифор Поярко" доставил эти первые девять тел в порт Сочи в семь часов утра.
Судя по разбросу обломков, удар самолета о воду был очень сильным, и лайнер скорее всего сразу же развалился на части, которые быстро пошли ко дну. Никаких крупных частей фюзеляжа машины на поверхности воды к моменту прибытия на место катастрофы первых спасателей уже не было. А по тому, что на людях, выброшенных из самолета, не было спасательных жилетов, можно предположить, что катастрофа произошла внезапно и никто на борту аэробуса не готовился к худшему.
Как установили спасатели, основная часть обломков находится на глубине порядка 600 метров. На такой глубине обычные водолазы работать не могут, приходится полагаться на технику и специалистов-глубоководников. Уже вчера утром из Гелинджика в район Адлера вышло специальное судно "Южморгеологии", на борту которого установлен гидролокатор бокового обзора "Катран". Прибор может обнаружить обломки самолета на глубине до 500 м. К вечеру в Адлер самолетом из Москвы доставили еще один гидролокатор бокового обзора С-3000, способный работать на глубинах до 3 км, кроме того, самолетом-амфибией доставили и специальную подводную видеокамеру с манипулятором. Но даже с этим современным оборудованием найти бортовые самописцы будет крайне сложно. "В этом месте глубина примерно 600 м и еще не менее 10 м донных отложений, похожих на ил. Найти в них "черные ящики" можно, только если они упадут на достаточно большой кусок фюзеляжа или их поднимут с фрагментом кабины. А так шансов практически нет", - рассказал один из участников операции на Черном море.
Тела погибших вчера весь день доставлялись в 4-ю городскую больницу и морг Сочи. Уже к четырем часам дня были установлены первые двое погибших. Но основная процедура началась к вечеру после прибытия родственников. Для опознания в Адлер вчера прибыли два специальных рейса с родными пассажиров злополучного аэробуса. Перед опознанием с родственниками пассажиров A320 работали психологи.
Для расследования причин катастрофы вчера в Сочи по указанию генпрокурора России Владимира Устинова на место трагедии была отправлена бригада следователей Генпрокуратуры во главе с начальником управления по расследованию особо важных дел Владимиром Лысейко. Технической стороной расследования катастрофы будут заниматься специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В состав комиссии, помимо российских специалистов, войдет и группа из шести специалистов самолетостроительной компании Airbus. Практически сразу после прилета эксперты МАК совместно со следователями приступили к изучению и расшифровке изъятых записей переговоров пилотов и диспетчера. На основании их, скорее всего, и придется выяснять картину произошедшего.
Пока в качестве основных версий следователи рассматривают плохие погодные условия и ошибку пилота. Решение о посадке в сложных условиях согласно инструкции принимает командир экипажа. "При столь низкой скорости полета - 250 км/ч и высоте всего 300 метров, да еще при таких погодных условиях, любая ошибка пилота могла стать фатальной, при таких исходных любые серьезные маневры совершать рискованно", - сказал источник "Времени новостей" в МАК....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
На выставке Airshow China 2024 в КНР экспортную продукцию представят более 50 предприятий ОПК РФ