RBC Daily
4 мая 2006, 14:14
Прокуратура взялась за ФЛК
Не найдя финансовых нарушений в деятельности ИФК, прокуратура начала проверку финансового состояния другой компании, на деятельность которой выделялись бюджетные средства - ФЛК
На сегодняшний день в России работают две полугосударственные авиационные лизинговые компании. В 2002 г. компании ИФК и ФЛК одновременно выиграли тендер на организацию лизинга российских самолетов и стали главными заказчиками строительства воздушных судов. В доверительном управлении ИФК находится контрольный пакет Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО). ИФК специализируется на финансировании строительства и продажах самолетов Ил-96, Ан-148 (ВАСО) и Ту-204 (ульяновский "Авиастар"). ФЛК выпускает Ту-214 на мощностях Казанского авиационного производственного объединения и связывает свое будущее с производством регионального самолета RRJ.
В конце прошлого месяца прокуратура, не найдя финансовых нарушений в деятельности ИФК, сняла арест с ее 55% акций. Однако в тот же момент она начала проверку деятельности другой лизинговой компании - ФЛК, которой также выделялись бюджетные средства. О проверках в ФЛК RBC daily рассказали сразу несколько источников в авиапроме. По их словам, если ИФК и нарушала бюджетное законодательство, то делала это осторожно. "В отличие от ИФК, у ФЛК все нарушения неоднократно фиксировались проверками государственных органов и были более явными", - поделился с RBC daily один из собеседников. Он рассказал, что в последнее время, чтобы избежать любой утечки информации, компания прибегала к политике полной информационной закрытости, приостановив работу собственного Интернет-сайта.
По предположению собеседников RBC daily, пожелавших остаться неназванными, прокуратуру заинтересовала практически вся деятельность компании. Например, в августе 2001 г., накануне конкурса авиализинговых проектов, организованного Минэкономразвития России, чтобы соответствовать конкурсным требованиям, компания увеличила уставный капитал до 1500 млн руб. Половина денежных средств была внесена тогдашними акционерами ФЛК - ОАО "Татнефть", банком "Зенит" и их аффилированными структурами. Однако после окончания конкурса в доверительное управление банку "Зенит" было выдано 586,5 млн руб., а ОАО "Татнефть" в виде займа были переданы 162,5 млн руб.
В 2004 году 78% объема дебиторской задолженности ФЛК приходилось на долги предприятий-акционеров, причем объем задолженности практически совпадал со стоимостью принадлежащих им пакетов акций ФЛК. В 2005 г. этот факт выявила Счетная палата. По словам собеседников RBC daily, значительную часть средств компания потратила на приобретение конструкторской документации на Ту-214. "Эти документы компании не нужны, она покупает у завода готовые самолеты", - удивляются источники. В итоге финансовых операций, по предположению источников RBC daily, из внесенных 1 500 млн руб. было потрачено 1 140 млн руб.
В последующем, по словам источников в авиапроме, с финансовой точки зрения деятельность компании не изменилась. В 2003 г. ФЛК приобрела бездоходные простые векселя на сумму 128 млн руб., которые были оценены по номинальной стоимости. Из них на 83,5 млн руб. были приобретены векселя ЗАО "ФЛК-Комплект" с дисконтом 2% и предъявлением в 2007 г. Для контроля финансовых ресурсов, поступающих на приобретение запасных частей для Казанского авиазавода, была основана компания "ФЛК-Техник". За свои посреднические услуги компания берет до 5%. Средства начал съедать аппарат ФЛК. "В штате около 100 сотрудников. Это больше в два раза более крупной компании ИФК, а каждый сотрудник за свою работу "съедал" денег в пять раз больше, чем сотрудник конкурента", - отмечает один из собеседников RBC daily. К концу 2003 г. чистые активы ФЛК стали меньше уставного капитала.
Для получения 385 млн руб. из государственного бюджета в январе 2004 г. ФЛК провела собрание акционеров, на котором было принято решение о допэмиссии на сумму 663,8 млн руб. Но в капитал ФЛК поступили только госсредства. Остальные акции остались невыкупленными, и доля Росимущества выросла до 62%. Денег же хватило только на четыре самолета. В 2005 г. у ФЛК закончились деньги, а уровень задолженности превысил 100 млн руб.
Поэтому в марте 2005 г. ФЛК вошла в Минпромэнерго с предложением направить все 6 млрд руб. (выделенные в прошлом году на авиапром) на увеличение только ее капитала. Для этого она представила договор с авиакомпанией "Трансаэро" о поставке в лизинг десяти Ту-214. Но договор к тому времени не прошел корпоративных процедур одобрения в "Трансаэро", поэтому бюджетные деньги были разделены между двумя лизинговыми компаниями. Несмотря на то, что первый самолет в "Трансаэро" должен был поступить до конца 2005 г., до сих пор он не построен, а срок поставки отнесен на август 2006 г. Руководство ФЛК признало, что не могло финансировать контракт из-за задержки с получением госбюджетных денег 2005 г., а привлечь сторонние деньги из-за финансового состояния компания не может. Кроме того, по словам собеседников RBC daily, себестоимость сборки Ту-214 на Казанском авиазаводе сегодня составляет 42 млн долл., что превышает цену, заложенную в контракт с "Трансаэро" в 33 млн долл. "Тем самым убытки ложатся на ФЛК и будут покрываться исключительно за счет госбюджетных средств", - отметили собеседники.
О прокурорской проверке в ФЛК слышали и конкуренты компании по авиационному бизнесу в ИФК. Депутат Госдумы и совладелец ИФК Александр Лебедев подтвердил RBC daily, что ему известно о финансовых нарушениях в ФЛК. "Еще в прошлом году в ответ на запрос депутата Александра Сысоева по фактам нарушений, выявленных Счетной палатой, был получен ответ, свидетельствующий о том, что в деле нет состава преступления, предусмотренного статьей о злоупотреблении полномочиями", - отметил г-н Лебедев. "Писать в прокуратуру письма о нарушениях в ФЛК бесполезно, это ни к чему не приведет", - резюмирует он. Задержку в поставке самолетов Ту-214 еще весной подтвердила генеральный директор авиакомпании "Трансаэро" Ольга Плешакова. "Первоначально планировалось, что первый самолет пополнит авиапарк компании еще в конце 2005 г., но срок поставки затянулся до августа 2006 г.", - говорила она в марте. В самой ФЛК предположения собеседников RBC daily о причине проверки не комментируют. Генеральный директор компании Евгений Зарицкий передал через своего помощника, что комментировать "неправдивую" информацию не собирается. "Лизинговые компании с государственным участием часто проверяют, но это не свидетельствует о нарушениях, это специфика отрасли", - отметил помощник генерального директора ФЛК....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
На выставке Airshow China 2024 в КНР экспортную продукцию представят более 50 предприятий ОПК РФ