Новые Известия
5 мая 2006, 11:57
Генеральный директор авиакомпании "ЮТэйр" Андрей Мартиросов: "Мы только набираем высоту..."
"ЮТэйр" стала победителем премии "Крылья России-2005" сразу в нескольких номинациях. О этом достижении и о том, что ожидает рынок воздушных перевозок рассказывает гендиректор авиакомпании А. Мартиросов
- Андрей Зарменович, прошедший год был для "ЮТэйр" особенно удачным. Поделитесь "секретами мастерства".
- Секрет в том, что "ЮТэйр" - в известном смысле самая уникальная компания не только в России, но и во всем мире. Не удивляйтесь, это действительно так. Особенность наша в том, что мы развиваем одновременно три равных по значимости направления. Первое - вертолетные перевозки, в том числе и пассажирские. Здесь мы являемся лидером внутри страны и играем заметную роль на международном рынке. Второе - осуществляем регулярные авиаперевозки, входя в пятерку крупнейших компаний России. И третье - сервисные услуги (техническое обслуживание, ремонт самолетов и вертолетов, продажа билетов и др.). И при этом стремимся динамично развивать все три направления.
- Вы часто бываете за границей. Предпочитаете летать своими самолетами?
- Регулярные рейсы мы пока выполняем кроме России только в страны СНГ. Поэтому услугами родной компании воспользоваться не могу при всем желании. Была бы возможность - летал бы только "ЮТэйр". У нас прекрасный сервис на бортах, которому уделяем огромное внимание. Более того, во многом даже превосходим среднемировой уровень. Пассажиры имеют возможность это почувствовать. Кстати, вам не приходилась летать на наших самолетах?
- Нет.
- Слетайте и убедитесь сами в высоком уровне сервиса "ЮТэйр".
- А как же пресловутый "человеческий фактор"? Пассажиры самых разных авиакомпаний порой жалуются на грубость обслуживающего персонала...
- Я вам так скажу: некорректное, а иногда и откровенно хамское отношение персонала, особенно бортпроводников, некачественное питание, низкий культурный уровень - от всего этого наследия действительно приходилось избавляться. Существовавшие прежде нормы и правила обслуживания мы "выжигали каленым железом". Много сил потратили на обновление обслуживающего персонала. Практически пришлось расстаться с бортпроводниками старой генерации. Мы с нуля воспитали новые службы сервиса на бортах.
- Вы являетесь председателем правления Ассоциации российских авиакомпаний. Чем занимаетесь на этой должности?
- Авиационные перевозчики несмотря на серьезные корпоративные разногласия и наличие высокой конкурентной среды имеют большое количество проблем общего характера. Вот они и являются предметом совместной деятельности, обсуждения, выработки позиций. Задача ассоциации состоит в том, чтобы находить точки соприкосновения по всем вопросам. Плюс взаимоотношения с органами власти, поставщиками, с конструкторскими бюро, авиационной промышленностью...
- В одном из своих интервью вы сказали, что авиатранспорт США перевозит 800 миллионов пассажиров в год. В России же летают чуть больше 30 миллионов. С чем это связано?
- Есть такой критерий, как подвижность населения. Если в Америке живут 300 миллионов человек, а воздушный транспорт перевозит 800 миллионов, значит, коэффициент подвижности равен 2,8. В России при населении в 140 миллионов перевозятся всего 35 миллионов (вместе с западными компаниями - около 40). То есть коэффициент подвижности чуть более 0,3. Разница огромная.
Дело в том, что в нашей стране среднедушевой доход населения в разы ниже, чем в США. Как только начнут расти реальные доходы, увеличатся и воздушные перевозки. Раньше минимальная заработная плата в стране была 70 рублей, но примерно столько же стоил и билет на трехчасовой полет. Поэтому советский воздушный флот перевозил 130 миллионов пассажиров в год. При нынешней минимальной зарплате, которая равняется 1000 рублей, трехчасовой полет стоит около 5 тысяч. При таком соотношении у людей меньше возможности пользоваться нашими услугами.
- Значит, есть перспективы для роста?
- Перспективы гигантские. По общепринятым мировым критериям российский рынок авиационных перевозок находится пока в малоразвитом состоянии. Лидеры мирового рынка - Lufthansa, Air France - перевозят за год более 40 миллионов человек каждая, а у нас все компании вместе взятые - всего 30 миллионов. Связано это, повторю, с низкой платежеспособностью населения. Существенный рост рынка может произойти лишь с улучшением общей экономической ситуации. Хотя в ближайшее время ожидать скачков не приходится, тем не менее мы надеемся на лучшее и планируем стабильный рост.
- С вертолетными перевозками такая же картина?
- Не совсем. СССР в свое время опередил остальные страны на несколько десятилетий, создав лучшие тяжелые вертолеты в мире. Ми-26, к примеру, без труда поднимает 20 тонн груза - это в два раза больше, чем любой западный аналог. Перевозит на значительные расстояния грузовые машины, тяжелое буровое оборудование. UTair ежегодно приобретает до пяти вертолетов этого и чуть меньшего классов для транспортировки крупногабаритных грузов.
Мы также являемся одним из основных поставщиков авиационных услуг для Организации Объединенных Наций. Сегодня на африканском континенте и в Азии работают около 50 наших вертолетов, которые перевозят в труднодоступные районы гуманитарные грузы, сотрудников международных организаций и дипмиссий. В России наш основной клиент - предприятия нефтяной и газовой промышленности, геологической сферы - словом, работы хватает. Мы востребованы там, где нет дорог и других видов коммуникаций.
Однако нам нужны и легкие машины. Весьма расточительно везти врача к больному, облетать трубопроводы и линии электропередач с грузом в сто килограммов на двенадцатитонном Ми-8. Уже сегодня эксплуатация этой машины обходится почти в 1000 долларов за час полета. Отечественные конструкторские бюро, оторванные на заре приватизации от авиазаводов, находятся в жутком положении. Конкурировать с западными производителями, которые объединены в гигантские концерны, они просто не в состоянии. В этом главная причина известных проблем авиапрома.
- Какое направление в бизнесе компании вы считаете наиболее привлекательным?
- По объему доходов самолетные перевозки превосходят вертолетные почти в два раза. Но сегодня мы развиваемся в основном за счет успешных вертолетных операций, потому что по прибыльности этот бизнес гораздо привлекательнее. Воздушные перевозки прежде были убыточными и лишь недавно стали подбираться к уровню окупаемости.
- "ЮТэйр" стремительно ворвалась в пятерку лидеров российского авиарынка. Какие задачи ставите перед собой в ближайшей перспективе?
- Прежде всего, закрепиться на этом пространстве. Также планируем обновить парк воздушных судов, приобретая современные ближне-и среднемагистральные суда. Будем осваивать новые направления на внутренних и международных воздушных линиях, предлагая качественный продукт. Согласно прогнозам экспертов российскую экономику в ближайшие несколько лет ждет подъем. А значит, сектор воздушных перевозок непременно будет развиваться.
Справка
Андрей Мартиросов окончил Киевский государственный университет имени Тараса Шевченко в 1993 г., специальность - правоведение. В авиакомпании работает с 1993 г. В 1996 г. назначен заместителем генерального директора. С 1999 г. по настоящее время - генеральный директор авиакомпании "ЮТэйр". Андрей Мартиросов признан победителем международного конкурса, который проводит компания "Эрнст Энд Янг", и удостоен звания "Предприниматель года" в России за 2005 год. В ближайшее время он примет участие в финале конкурса, который пройдет в Монте-Карло.
Справка
Авиакомпания "ЮТэйр" входит в пятерку ведущих российских авиаперевозчиков. Осуществляет пассажирские и грузовые перевозки на внутренних и международных авиалиниях самолетами всех классов. Воздушные суда авиакомпании ежедневно осуществляют свыше 160 регулярных пассажирских рейсов более чем по 100 направлениям. "ЮТэйр" является крупнейшей вертолетной компанией России и одним из ведущих мировых вертолетных операторов. Обладая самым большим в стране парком вертолетной техники, "ЮТэйр" активно работает на сложных объектах в любых климатических условиях планеты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
Приглашение на пресс-подход в рамках IV "Лидер-форума. Аддитивные технологии - реальность технологического лидерства"
Ноябрь 5, 2024
Для застрявших в аэропорту Салехарда людей организуют дополнительные вертолетные рейсы